- «Рационально-эмотивная терапия (рэт) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании». В форме дневниковых записей проведите самонаблюдение и самоанализ любого актуального для Вас события по концептуальной
- Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса
- РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
- Теоретические представления РЭПТ
- Модель ABC
- Рациональные и иррациональные верования
- Какие верования не трогаем
- Конструктивные и неконструктивные эмоции
- Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
- Дополнительный инструментарий
- Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
- Глубина работы
- Размышление о границах и перспективах
«Рационально-эмотивная терапия (рэт) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании». В форме дневниковых записей проведите самонаблюдение и самоанализ любого актуального для Вас события по концептуальной
страница | 1/2 |
Дата | 13.12.2020 |
Размер | 204,68 Kb. |
Тип | Программа |
- Навигация по данной странице:
- Дисциплина
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки Программа профессиональной переподготовки Практическая психология с дополнительной специализацией в области психологического консультирования (1770) Дисциплина: Современные подходы и методы психологического консультирования Практическое задание 2, Модуль 2. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании слушатель Симухина Анастасия Анатольевна Кустова Юлия Валентиновна Практическое задание 2 Цель: Формирование теоретической базы по ABC теории личности, умений обнаружения и опровержения иррациональных верований на основе научного (эмпирические доказательства плюс логика) метода. Задание 1: Проанализируйте материалы лекции по теме «Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании». В форме дневниковых записей проведите самонаблюдение и самоанализ любого актуального для Вас события по концептуальной схеме: А — активирующее событие; В (belief) — мнение о событии; С (consequence) — последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) — последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное). А – После успешного окончания университета устроилась на очень престижную работу в нефтяной компании, исключительно благодаря свои знаниям и умениям, была счастлива. Радовал процесс работы (все легко давалось), оплата труда была высокой. Уже через 6 месяцев меня готовили к будущему повышению до заместителя начальника подразделения. Я была не замужем, но в отношениях 4 года. На тот момент имела диагноз «Бесплодие» после перенесенной в детстве операции. НО! Каким-то чудом наступила беременность…… После долгих размышляй, прессинга со стороны руководителей (они не хотели моего ухода, даже на короткое время) Мною было принято решение рожать. Когда сыну исполнился год, вышла с декретного отпуска, но работать не смогла. Не смогла оставить сына без любви и внимания, так как поддержки от родных, близких и мужа не было. Уволилась. Сын подрос, стабильно ходил в сад, начала снова искать работу. В прежней фирме можно было работать, но это требовало ранний отъезд и позднее возвращение с работы, работы на выходных и т.д. Сына оставить было не кому. Муж работал вахтовым методом. Искала работу со стабильным графиком. В Поселке все «по знакомству», на хорошее место просто так не попасть. Работала в двух коммерческих фирмах, з.п была в 5-6 раз ниже, чем на предыдущей работе, и в целом работа не нравилась, часто не трезвые руководители, антисанитария, нет четкой должностной инструкции и многое другое. Каждый день хотелось бежать! Но некуда. Это было 11 лет назад. Сразу после увольнения я вступила в состав избирательной комиссии и очень быстро стала там председателем. (Выборы у нас проходят ежегодно, так как выбираем разные уровни в разные года: Президент РФ + депутаты, президент Саха + ИЛТМЭН, Глава района + депутаты районы, Глава МО+ депутаты) Плюс бывают вне плановые из за смерти или заключении под стражу выбранного кандидата. Еще хотелось бы отметить, что проблем со здоровьем у меня нет, и тот диагноз о бесплодии меня никак не трогал, я абсолютно не переживала по этому поводу. Через 6 лет наступает вторая беременность, да еще и двойней. Даже врачи удивляются. Рождаются двойняшки без всяких физических проблем, все вроде хорошо, а я снова длительном декрете. Активирующем событием считаю потерю работы. В – Я сама выбрала этот путь, оставила престижную работу ради семьи. Иногда я жалела об этом. Если б не нашла хобби, то до сих пор пребывала бы в депрессии. Это хобби идет только во время подготовки и проведения выборов, примерно 1 месяц. Остальное время в году я в тоске, по интересной и сложной работе. Рождение детей все считают чудом, их я конечно же люблю. Но все равно очень хочу работать, на работу меня не берут! Кто-то считает, что будут бесконечные больничные, а кто-то откровенно говорит, что не хочет брать конкурента, что я начну стремиться к власти отодвигая руководителя. С- Я до сих пор без работы. Сначала, от тоски решила пройти различные курсы индустрии красоты (Визаж, наращивание ресниц, оформление бровей) было очень познавательно, в данный момент этим и зарабатываю, но это не работа. Несмотря на успех в этом деле я не чувствую удовлетворения, ведь все эти услуги не имеют ничего общего с красотой- это просто бизнес! Бедные женщины верящие рекламе, ведь красота не в меховых помпонах на глазах и не в бровях неимоверных размеров, а в самой женщине. Д — Послушав женщин, все их проблемы, поняла, что надо помогать их душе, а не лицу. Это и принесет им счастье и красоту. Было принято, мной, решение переобучиться на психолога, может быть тогда я буду чувствовать себя нужной и чувствовать, что действительно помогаю людям. Е — Сейчас учусь. Помогает в отношениях с мужем и детьми. Развиваюсь. Любые новые знания и навыки человеку только на пользу… говорю я сама себе. Пока новые знания никак не помогли мне найти работу. Источник Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта ЭллисаОснователь РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис – по-видимому, под влиянием А. Адлера – значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек – существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному – идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, – А. Эллис не склонен. Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка» – все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный «кодекс невротика» – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: «я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают – это ужасно»; «я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «лучше всего – ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D – теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А – активирующее событие, В (belief) – мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) – последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное). Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: «событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод» обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. Источник РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.ЭллисаАльберт Эллис — ужасно умный, но его клиентке Глории от этого не легче. Хорошую теорию нужно дополнять лучшим контактом. Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия). Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения. «РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→ Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант. Теоретические представления РЭПТРЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45). Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций. «Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек) Три базовых принципа работы с верованиями:
Модель ABCМодель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.
В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences). «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений. Рациональные и иррациональные верованияРациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:
Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:
В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом. Какие верования не трогаемЛюбые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта. На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой. Конструктивные и неконструктивные эмоцииВ РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным. Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов). Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.
Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.
Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66). Дополнительный инструментарийВ РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001). «РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)». Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТА. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:
Глубина работыРЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью. Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций. Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы. Размышление о границах и перспективахТехника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут. Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут. Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет. Источник Оцените статью Вам также может понравиться ТАБЛИЦА ЧУВСТВ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ. Позитивные картинки со смыслом для поднятия настроения (362 шт. 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются ЧУВСТВЕННОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ Познание Календарь беременности: первый месяц беременности Беременность Поведение влюбленного мужчины: 5 показателей того Как он ко мне относится? 25 способов понять, что чувствует Павел Корниенко, психолог Личный сайт о психологии |