Мурманской области
Эмоции в жизни человека
22.04.2019 Обычная важность
Ф.И.Тютчев писал: «Живя, умей всё пережить: и печаль, и радость, и тревогу. »
Так ли это? А нельзя ли обойтись без эмоций?
И вообще, что такое эмоции, и какими они бывают? Полезны они или вредны?
Понятие эмоций.
От эмоций во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние друг друга приводит к психологической несовместимости людей. Люди сумели разгадать загадку грома и молнии, проникли в микромир, вычислили расстояние до звезд, совершили множество открытий, но до сих пор не могут утверждать, что полностью постигли самих себя.
Вам, наверное, приходилось видеть ритуальный танец какого-нибудь племени древних воинов перед предстоящей схваткой с врагом или перед охотой. Боевая песня и танец, во время которого воспроизводились движения и жесты, призванные напугать и поразить противника, взбадривали воинов. Они вдохновляли их, прибавляли сил и отваги. Опыт подсказывал воинам, что песня и танец нужны также, как барабанный бой, боевой клич, устрашающая татуировка. Они создают нужное для победы эмоциональное состояние.
Но, если одни эмоции способствуют достижению цели, то другие могут мешать осуществлению желаний, делая человека пассивным, беспомощным, растерянным. Например, во время морских трагедий главной причиной гибели людей является чувство обреченности, ужас перед стихией, т.е. люди погибали от страха!
Что же представляют из себя эмоции? Слово “эмоция” происходит от латинского “emovere” , что означает “волновать”, “возбуждать”. Со временем значение этого слова изменилось и сейчас можно сказать, что эмоции — это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру сигналы из внешней среды и внутренних органов. По другому определению эмоции — это реакции человека на внешние и внутренние раздражители, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей организма.
Оба определения имеют равное право на существование, потому что эмоции характеризуются чрезвычайно широким диапазоном разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и отчаяние — все это различные эмоциональные состояния.
Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, побуждением). Мотивации рассматриваются как состояния организма, которые стимулируют человека активно искать или избегать те или иные раздражители, конкретные ситуации. Каждой мотивации способствуют определенные эмоции. Они условно делятся на простые и сложные.
Простые, элементарные эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия на него, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить. Если надетые утром туфли оказались тесны и растерли вам ногу, вы испытываете боль и стремитесь снять их, как только представится возможность. Если у вас разболелся зуб, вы принимаете обезболивающее лекарство или спешите к врачу. Пример элементарных и крайне неприятных эмоций – те, которые сопровождают боль. К ним также могут быть отнесены эмоциональные состояния, возникающие под влиянием голода, жажды, опасности, сексуальных желаний и т.п.
Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни. Кроме плача и крика, с пятой недели у малыша появляется улыбка — мимическая реакция, указывающая, что ему приятно. Если в течении первого года жизни ребенку свойственны лишь простые эмоции, то в дальнейшем его эмоциональные реакции приобретают взаимосвязь с нормами социального поведения. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется.
Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших эмоций или чувств.
Чувства условно делятся на этические, интеллектуальные и эстетические.
Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувство долга, товарищества, дружбы, раскаяния и т.д.
Интеллектуальные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса общества. Тяга к знаниям, желание познать как можно больше, раскрыть еще не разгаданные тайны жизни и неорганического мира свойственны людям. “Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня”, — говорил Валерий Брюсов.
Эстетические чувства занимают особое место. В их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты.
Все многоцветье эмоций психологи, кроме того, делят на настроения, страсти и аффекты.
Настроение — эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью.
Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека.
Аффекты — обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояния эмоционального возбуждения высшей степени.
И. Кант сравнивал аффект с водой, прорвавшей плотину, тогда как страсть, по его мнению, действует как поток, который все глубже и глубже прокапывает свое ложе.
Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что “самая занимательная для нас поверхность на Земле — это человеческое лицо”. Именно на лице другого человека прочитываем мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Из каких же элементов складывается “язык эмоций”, как он усваивается человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот.
На точность определения эмоций по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает. Обнаружилось, что люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены. Важно отметить, что люди различаются по тонкости опознания эмоций. Был проведен эксперимент, в процессе которого испытуемых просили назвать чувство, которое переживает человек на фотографии. Те, кто умели особенно тонко “читать” лица, рассматривая фотографию, уподобляли свою собственную мимику выражению лица изображенного. Они старались как бы стать на место другого, почувствовать то же, что и он. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название ЭМПАТИЯ. По словам американского психолога Карла Роджерса, “быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто”. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким”.
Примечательно, что великий Леонардо да Винчи в своем “Трактате о живописи” рекомендовал художникам всегда иметь при себе альбом для графических набросков встречающихся интересных лиц людей; при этом он советовал обращать внимание на их эмоциональные переживания – радость, печаль и т.д. и накапливать таким путем наглядный материал о человеческом лице, о человеческой мимике, который в дальнейшем может быть полезен при написании больших полотен. Сам Леонардо да Винчи очень внимательно изучал мимику, жесты и другие выразительные движения человека. Вероятно, все это каким-то образом повлияло на создание такого великого шедевра искусства — портрета Монны Лизы (Джоконды), улыбка которой и поныне восхищает и заставляет спорить и задуматься.
Попробуйте сами передать мимикой и движениями тела любую эмоцию (страх, ревность, удивление . ) и вы увидите, что это совсем нелегко сделать. Но, учась передавать эмоциональное состояние, мы легче сможем понять другого человека!
Источник
2. Понятие эмоций как психологической категории.
Проблема классификации эмоций
Будучи проявлением высшей нервной деятельности человека, эмоции представляют собой сложную многоаспектную категорию, относящуюся к разным сторонам личности, что позволяет делать ее предметом изучения различных наук: психологии, физиологии, философии, лингвистики.
Существуют разные понимания природы эмоций.
Психологический словарь (1999) дает следующее определение: «Эмоции (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».
В отличие от психологов, физиологи при определении эмоций на первое место выдвигают реакции организма: «Эмоции (франц. émotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний» (Большой энциклопедический словарь 1997).
Наряду с термином «эмоции», в научной литературе используются термины «чувства», «психологические состояния», «эмоциональные состояния» и др., что создает некоторые сложности для исследователя.
Понятия эмоции и чувства в психологических работах обычно различают по следующим показателям:
«Эмоции возникли раньше чувств, они свойственны не только человеку, но и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей» (Лук 1972, 7), а чувства появились на основе высших социальных потребностей человека (Большой энциклопедический словарь 1997).
«Эмоции более элементарны по психологической структуре процесса, они есть непосредственные переживания; чувства – это сложные эмоциональные личностные образования, включающие как эмоциональное ядро, так и интеллектуальный и волевой компоненты» (Маслова 1990, 151). Чувства бывают моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские и др.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях, например, любовь порождает целый спектр эмоций: радости, восторга, гнева, печали и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются противоположные (положительные и отрицательные) эмоции, и тогда говорят об их амбивалентности (двойственности).
Чувства надситуативны, эмоции ситуативны, то есть они возникают как отклик на конкретную ситуацию, реальную или воображаемую.
«Чувства устойчивы во времени, их существование в структуре личности может измеряться десятилетиями, эмоции кратковременны. В содержании чувств зафиксированы устойчивые отношения личности к предметам и явлениям объективной действительности» (Маслова 1990, 151). Чувства исключительной силы, стойкости, длительности, направленные на одну цель, называются страстью.
Чувства имеют ярко выраженный предметный характер, иначе говоря, связаны с конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). По степени обобщенности объекта они подразделяются на конкретные (к определенному человеку, произведению искусства), обобщенные (к детям, музыке) и абстрактные (чувство прекрасного, справедливости, долга, юмора и т. п.). Эмоции конкретны и не всегда направлены на какой-либо объект.
Однако в лингвистике термины «эмоции» и «чувства» чаще употребляются как синонимы, поскольку не все вышеперечисленные нюансы значимы для лингвистического исследования.
Можно согласиться с замечанием И.А. Морозовой: «Не смешивая понятия «чувство» и «эмоция», мы все же считаем возможным чаще использовать термин «эмоция», так как независимо от того, назвать ли страх, удивление эмоцией, чувством или каким-нибудь другим словом, это явление будет представлять собой «переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям или к самому себе» (Морозова 1999, 13). Мы также выбираем термин «эмоция» в связи с его большей конкретностью. Понятие «чувство» многозначно. Например, в «Толковом словаре русского языка» (1997) зафиксировано пять значений этого слова: это и синоним эмоций, и «способность воспринимать внешние воздействия» (органы чувств, чувство боли), и синоним сознания (без чувств кто-либо – без сознания, в обмороке).
Что касается терминов «эмоциональное состояние» и «эмоциональное отношение», то это типы эмоций, различающиеся по субъектно-объектной направленности, то есть термин «эмоция» является по отношению к ним интегральным. К первому подвиду относятся, например, страх, радость, печаль, а ко второму – симпатия, ненависть, презрение.
Существует множество классификаций эмоций, в основу которых положены разные принципы.
Потребностно-информационная теория П.В. Симонова (1975, 1982), как видно из ее названия, связывает эмоции с двумя факторами: 1) мотивации, или потребности, и 2) разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. Речь идет об информации прагматической, по сути дела о средствах удовлетворения потребности.
1) Как правило, потребности субъективно неприятны. Отрицательные эмоции стимулируют субъекта, испытывающего ту или иную потребность, к ее удовлетворению. Удовлетворение же потребности оценивается положительной эмоцией.
2) Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные, когда информация оказывается в избытке. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно – при недостаточной информации. Что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.
По характеру действий все эмоции подразделяются на две основные группы: реализующие контактное взаимодействие с объектом или дистанционные действия по отношению к нему (овладение объектом, защиты объекта, борьбы за объект).
Вторая теория классифицирует эмоции на основе их ценностного содержания (Додонов 1978, 29–30), выделяя следующие типы: 1) альтруистические (нежность, радость за другого, сопереживание, забота, участие, жалость); 2) коммуникативные (желание общаться, симпатия, расположение, уважение, благодарность, признательность, обожание, желание заслужить одобрение); 3) глорические (стремление завоевать признание, уязвленное самолюбие, гордость, превосходство) 4) праксические (желание добиться успеха в работе, напряжение, любование результатами труда, приятнаяусталость); 5) пугнические (жажда острых ощущений, решительность, азарт); 6) романтические (стремление к необычному, ожидание чуда); 7) гностические (удивление, недоумение, догадка); 8) эстетические (жажда красоты); 9) гедонистические (веселье, беззаботность, безмятежность, нега и др.); 10) акизитивные (стремление коллекционировать).
Более общая классификация эмоций распределяет их на три группы: а) «психо-эмоциональный настрой человека» (радость, страх, зависть, жалость и др.); б) интеллектуальные эмоции (интерес, уверенность, сомнение, удивление и др.); в) морально-нравственные эмоции (раскаяние, угрызения совести, уважение, гордость и др.) (Ежова 2002, 11).
В «список эмоций» разные ученые включают различные психологические состояния. К. Изард (1999, 64) считает, что исследовать нужно только базовые эмоции, к которым он относит интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Все остальные являются производными от базовых. Эмоции «редко выражаются в единственном варианте, – пишет В.И. Шаховский, – и чаще всего реализуются пучком: группа гнева, группа радости, группа печали, группа страха» (Шаховский 1987).
Другие ученые, напротив, выделяют большое количество эмоций, учитывая их тончайшие оттенки или степени интенсивности (например, недовольство – возмущение – гнев – ярость – бешенство) либо привлекая такие чувства, которые в разной степени осложнены интеллектуальными, моральными, волевыми компонентами (например, догадка, желание заслужить одобрение, стремление коллекционировать). В.А. Шаховский (1987, 7) упоминает, что «психологи насчитывают более пятисот различных эмоций человека», а Е.Ю. Мягкова (2000, 18) ссылается на работу P. Johnson-Laird & K. Oatley «The Language of Emotions: an Analysis of Semantic Field (1989)», где приводится 590 английских слов, называющих эмоции.
Р.И. Яранцев (1997), помимо «традиционных» эмоций, называет еще такие: приветствие, ободрение, любезность; предупреждение, предостережение, угроза; утомление, усталость и некоторые другие.
В этой работе мы ориентируемся в основном на классификацию эмоций А.Н. Лука (1972, 1982), который представляется нам одним из наиболее адекватных (см. ниже, в пункте «Полярность»), в то же время мы в какой-то мере ориентируемся на концепцию «базовых эмоций» и полагаем, что многие эмоции образуют «базовые группы» или пары, которые во фразеологических наименованиях эмоций в одних случаях дифференцируются, а в других – сливаются, например: гнев – возмущение (негодование)
, ярость; страх – боязнь, испуг, ужас; удивление – недоумение, изумление; восхищение – восторг; отвращение – омерзение, неприязнь – ненависть и т. д.
Эмоции характеризуются следующими параметрами:
Длительность. Эмоции обычно кратковременны. «Более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания», называется настроением (Психологический словарь 1999).
Интенсивность. Самую высокую степень интенсивности имеют аффекты – «сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными
проявлениями» (Психологический словарь 1999). В языке для номинации одной и той же эмоции разной степени интенсивности существуют пары лексем: восхищение / восторг, симпатия / любовь, удивление / изумление, страх / ужас, отвращение / омерзение, неприязнь / ненависть и т. д. Различные фразеологизмы также обозначают разные степени интенсивности одной и той же эмоции.
Диффузность. Психика человека такова, что он способен испытывать одновременно несколько эмоций (симпатия и восхищение, гнев и горе, страх и стыд и т.п.). Иногда человек не в состоянии четко дифференцировать «клубок эмоций», которые он переживает в тот или иной момент.
Полярность. Почти все эмоции имеют свое противопоставление, то есть образуют пары по типу оценочного знака. Положительные и отрицательные эмоции «связаны с удовлетворением или неудовлетворением различных потребностей организма» (Большой энциклопедический словарь 1997), таким образом, они классифицируются не по нравственному признаку, а сообразно понятиям «приятное – неприятное». Так, например, злорадство считается положительной эмоцией, а жалость, сострадание – отрицательными.
«Можно выделить еще психические состояния человека, когда он, находясь в ясном сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. Обозначим эти состояния как чувственно нейтральные» (Лук 1982, 25).
К положительным эмоциям относятся: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, симпатия (приязнь), нежность, любовь (половая), любовь (привязанность), умиление, благодарность, гордость, самодовольство, удовлетворенность собою, уверенность, доверие, уважение, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство безопасности, предвкушение, злорадство, чувство удовлетворенной мести.
В группу «любовь» мы включаем еще увлечение, влюбленность, обожание (Яранцев 1997).
К отрицательным эмоциям относятся: неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль (грусть), уныние, скука, огорчение, разочарование, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, сожаление, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, злость, ненависть, ревность, неуверенность (сомнение), растерянность, смущение, стыд, неудовлетворенность собою, раскаяние, угрызения совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
К нейтральным эмоциям относятся: состояние спокойного созерцания, равнодушие (безразличие), интерес (любопытство), удивление, изумление (Лук 1982, с. 24–25; Рогов 1999, с. 70–71).
Эмоции тесно связаны со всеми остальными аспектами личности. «Эмоция складывается из трех компонентов – физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания» (Изард 1999, 107).
1. Связь эмоций с физиологической деятельностью организма. «У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. … Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма» (Изард 1999, 34). При этом наблюдается учащение пульса, прерывистое дыхание, красное или бледное лицо, боль в груди, дрожание рук и т. п.
Наличие напряжения, возбуждения или противоположных им состояний вносит в эмоции существенную дифференциацию. Эмоции традиционно делят на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее.
Многие фразеологические наименования эмоций, как мы увидим далее, связаны с описанием (обычно метафорическим) их физиологического протекания.
2. Эмоции и поведение. Эмоции могут выражаться вербально или невербально (мимикой, жестами, действиями).
У въезда на мост в толчее стоял громадного роста человек, без фуражки, с наганом в руке. Он был вне себя и, задерживая людей и машины, надорванным голосом кричал, что он, политрук Зотов, должен остановить здесь армию и он остановит ее и расстреляет каждого, кто попробует отступить! (Симонов, т.1, 17).
Увидев, в каком состоянии прибыло пополнение из Казахстана, командир полка схватился за голову и долго бегал вдоль состава, скрипя бурками (Астафьев, Прокляты и убиты, т. 1, 82).
3. Связь эмоций с интеллектом. Интеллект и эмоции активно взаимодействуют в структуре нашей мыслительной деятельности. «Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре» (Изард 1999, 28). Известно, например, что лучше всего запоминаются те события, та информация, которые были связаны с определенными эмоциями. Дело в том, что «обработка информации начинается с эмоциональных программ. Они дают самую общую оценку ситуации и тем «сужают пространство» для обработки по логическим программам» (Лук 1982, 16). Таким образом, одна из важнейших функций эмоций – их участие в процессе обучения и накопления опыта.
Исследователи сходятся в том, что эмоции способны существенно изменять субъективное состояние человека. Например, более тонко начинает работать интеллектуальная сфера: если в состоянии покоя мышление нередко бывает шаблонным, стереотипным, то в моменты эмоционального подъема приходит вдохновение, переживается радость творчества. И наоборот, отрицательные эмоции могут дезорганизовать деятельность человека.
4. Связь эмоций с волей. Человек способен управлять своими эмоциями, однако их подавление связано с применением волевых усилий, тем более значительных, чем сильнее эмоция. Во фразеологической сфере языка есть обороты, имеющие значение «контролировать или преодолевать свои эмоции, мысли, желания»: бороться с собой, брать себя в руки, владеть собой, держать себя в руках, держать себя в узде, не давать воли (чувствам, слезам и т.п.), переламывать себя, пересиливать себя, собираться с духом.
5. Эмоции и индивидуальность человека. «Одна и та же причина может вызывать разные эмоции. Это зависит от индивидуальных вкусов, интересов, нравственных установок и опыта, а также от темперамента людей и, наконец, от ситуации, в которой они оказываются. Например, опасность у одних вызывает страх, а у других – радостное, приподнятое настроение» (Багдасарова 2004).
Источник