Рутман э м как преодолеть стресс м тоо тп 2008

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Индивидуальный проект «Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений»

Индивидуальный проект на тему «Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений» выполнен по предмету «Физическая культура». В данной работе представлену упражнения, с помощью которых можно избежать каких-либо стрессовых ситуаций либо их сгладить перед предстоящими экзаменами. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс.

Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.

Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;

2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов;

3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам.

Список источников и литературы

1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.

2. Берн. Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», Симферопль: «Реноме», 1998.

3. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.

4. Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.

5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.: «Питер», 1996.

6. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998.

7. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова — Волгоград: Учитель, 2012.-201с.

8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.-208с.- (Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения)

9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер.с нем.-М.: Генезис, 2002.-240с.

10.Ситкина У. Негативное влияние стресса на иммунитет ребёнка [Электронный ресурс] // Электронный журнал о детях [сайт]. URL: http://www.kidzblog.ru/negativnoe-vliyanie-stressa-na-immunitet-rebenka/#ixzz1aJX2XMGp (дата обращения: 12.01.2018).

Скачать:

Вложение Размер
Индивидуальный проект по физической культуре 135.89 КБ
презентация к проекту «Как избежать стресса перед экзаменами» 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

«Как избежать стресса перед экзаменами

с помощью физических упражнений»

ученика 9 А класса

Ситкова Михаила Олеговича

Таланова Галина Васильевна

Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов …. 4

1.2. Причины и признаки стресса……………………………………. 4

1.3. Симптомы экзаменационного стресса……………………………6

1.4. Реакция человеческого организма на стресс……………………7

Глава II. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов. ………………………………………………………………………. 8

2.1.Организация исследования.……………….……………….…. ….8

2.2. Анализ и интерпретация результатов ……………………………8

Глава III. Как справиться с экзаменационным стрессом. …………. ……………………………………………………………………11

Список использованных источников ……………………………..15

Актуальность проектной работы. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс. Тема актуальна для меня в первую очередь потому что, я сам учусь в 9 классе, и в этом году мне предстоит сдавать экзамены. Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит в замешательство и самые простые задания становятся не посильными. Я хочу узнать, как можно преодолевать экзаменационный стресс при подготовке и на самом экзамене.

Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.

Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;

2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов ;

3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам ;

Объект исследования – учащиеся 9-х классов.

Предмет исследования – психоэмоциональное состояние выпускников.

Гипотеза — если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.

Практическая значимость — мой проект можно использовать на уроках физкультуры и классных часах посвящённые здоровью.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

Организация поисковой деятельности:

1. Сбор материала для проекта, отбор информации.

2. Корректировка, обобщение и систематизация материала.

Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов

1.1. Понятие стресса

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

1.2. Причины и признаки стресса.

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод. ).

2. Нагрузки (повышенной интенсивности):

— физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

— информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

— эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

— рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители : отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации : болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни : свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуация экзамена.

Признаки проявления стресса:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Сухость во рту;
  • Неприятные ощущения в животе;
  • Холод внутри;
  • Напряженность;
  • Плохая сосредоточенность;
  • Невозможность принять решение;
  • Сомнение в правильности своих действий;
  • Недовольство собой;
  • Чувство беспомощности и безнадежности;

Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.

Отрицательное влияние стресса на организм проявляется в следующем:

-С трудом осуществляется целенаправленная деятельность;

-Затруднено переключение и распределение внимания;

-Может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности;

— Возможны ошибки восприятия, памяти;

-Неадекватные реакции на неожиданные раздражители;

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

1.3. Симптомы экзаменационного стресса.

Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:

  1. Физиологические симптомы
  • Усиление кожной сыпи;
  • Головные боли;
  • Тошнота;
  • Диарея;
  • Мышечное напряжение;
  • Углубление и учащение дыхания;
  • Учащенный пульс;
  • Перепады артериального давления.
  1. Эмоциональные симптомы
  • Чувство общего недомогания;
  • Растерянность;
  • Паника;
  • Страх;
  • Неуверенность;
  • Тревога;
  • Депрессия;
  • Подавленность;
  • Раздражительность.
  1. Когнитивные симптомы
  • Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • Воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
  • Кошмарные сновидения;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
  1. Поведенческие симптомы
  • Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • Избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
  • Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
  • Увеличение употребления кофеина и алкоголя;
  • Ухудшение сна и ухудшение аппетита

1.4. Реакция человеческого организма на стресс.

В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.

Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена.

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

  1. Активное реагирование. Перед нервным событием у части школьников происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
  2. Пассивное реагирование. У некоторых школьников, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.

Рассмотрим, откуда берется экзаменационный стресс.

Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Источник

3. Антистресс: как снять нервное напряжение

Бешенный темп современной жизни не дает расслабиться ни на секунду. Сталкиваясь со стрессовыми ситуациями, мы чаще всего пытаемся снять нервное напряжение с помощью алкоголя, транквилизаторов, развлечений в ночных клубах и казино.

Болезни, провоцируемые стрессами, возникают главным образом из-за подавления эмоций. Выслушивая ругань босса, постоянное брюзжание тещи, мы удерживаем себя от адекватных реакций. Но подавленные эмоции не растворяются без следа, а находят выход в одну из областей нашего организма. В итоге мы рискуем заработать язву желудка, хронические боли в спине, ишемическую болезнь сердца и т.д.

Чем больше происходит в нашей жизни драматических событий, тем более мы склонны к болезням. Кстати, причиной недугов могут быть не только отрицательные, но и положительные эмоции. Если судьба вас слишком балует, в психике ослабляются защитные механизмы, и самая незначительная неприятность может вызвать нервный срыв.

Средства борьбы со стрессом

Панацеи тут нет. Однако существуют способы, которые позволяют ослабить стресс, а иногда и вовсе его избежать.

1. Выпускайте пар

Если вы периодически попадаете под горячую руку своего шефа и не можете ему ответить соответствующими »любезностями», купите боксерскую грушу. Напишите на ней имя начальника и после очередной »загрузки» отрицательными эмоциями вдоволь поколотите ее. Это упражнение полезно как с психологической, так и физической точки зрения.

Очень хорошее средство »выпуска пара» — игра »дартс». Мишень также можно персонифицировать, начертав на ней ненавистное имя или даже прикрепив соответствующий фотопортрет. И дротиками его!

2. Учет и контроль

Носите с собой записную книжку, а лучше диктофон. Всякий раз, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию, записывайте время, место и что, собственно произошло. Особое внимание обращайте на свою реакцию. Со временем вы сможете так организовать жизнь, что исключите саму возможность возникновения ситуаций.

Кстати, диктофон — отличный »отстойник» для отрицательных эмоций. Записывайте на него свои гневные замечания в адрес обидчиков, а затем, на досуге, дома или в автомобиле (особенно в дорожной пробке) наслаждайтесь записью.

3. Поплачьтесь в жилетку

Рассказ о неприятностях родным, друзьям и даже незнакомым людям всегда поможет снять эмоциональное напряжение.

Старайтесь поведать о своих проблемах как можно большему числу людей. Рассказывайте обо всем подробно, с мельчайшими деталями. Если собеседника под рукой не оказалось, обратитесь к самому себе — перед зеркалом.

4. От великого до смешного

Испытав стресс, попытайтесь абстрагироваться от ситуации и взглянуть на нее как писатель-сатирик. Даже в очень неприятном событии всегда можно найти комическую сторону. Помните: юмор — самое эффективное лекарство против стресса.

5. Все не так страшно

Ваши дела совсем плохи? А вы попробуйте взглянуть на свою жизнь иначе. Вместо того, чтобы терзаться, скажите себе, что в этой ситуации от вас ничего не зависит, но существуют еще тысячи областей, к которых вы могли бы реализовать свои таланты. Разменивать здоровье на такие мелкие неприятности — это же просто преступление!

Сядьте или лягте, расслабьте мышцы, сосредоточьтесь на каком-нибудь успокаивающем образе. Мысленно повторяя определенные фразы, вы можете воздействовать на функциональное состояние своей нервной системы. Это и есть аутотренинг, самовнушение. Используйте, например, такой словесный блок:

«Всегда и везде я совершенно спокоен и хладнокровен.

Все неприятности мне безразличны.

Я всегда остаюсь спокойным и хладнокровным.

Голова свободна от мыслей. Я равнодушен к заботам и переживаниям минувшего дня. Я чувствую душевное успокоение. Я совершенно спокоен».

7. Солнце, воздух и вода.

Чтобы ослабить напряжение и отключиться от всего неприятного, полезно позаниматься физкультурой. Утренняя зарядка, прогулки на лыжах, бег, плавание, игровые виды спорта, туристические походы — все это укрепляет нервную систему.

Весьма благотворно на психику воздействуют охота, рыбалка, собирание грибов.

8. Утро вечера мудренее

Вы попали в тяжелую стрессовую ситуацию. Произошедшее продолжает волновать вас, вы не забываете о нем ни на минуту. Это очень пагубно складывается на нервной системе.

Главное — забыть о случившемся. Постарайтесь жить сегодняшним днем: его радостями, новыми встречами, новыми заботами. Народная мудрость гласит: «С бедой нужно переспать». Наутро все неприятности покажутся вам куда проще и незначительней.

Первая помощь в острой стрессовой ситуации

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия и другое, когда речь идет о спасании самой жизни.

2. Сосчитайте до 10.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие действия могут идти в двух направлениях:

А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении

4. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой;

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид;

7. Затем посмотрите в окно и на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь вперед, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

Б. Стрессовая ситуация застигла вас вне помещения

10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающих с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

12. Найдите какой-либо мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте его не менее 4 минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

13.Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы, попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.

Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка — словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему необходимо нейтрализовывать негативные предстартовые состоя­ния?

2. Расскажите о методах само- и взаимопомощи для выхода из стрессовых си­туаций во время спасательных работ.

3. Каковы принципы оказания психологической помощи в экстремальных ус­ловиях?

4. Расскажите о целях психологической помощи.

5. Как оказывать само- и взаимопомощь во время работы на месте катастрофы?

6. Как пользоваться релаксационным методом?

7. Посттравматические стрессовые нарушения (ПТСН) и как их преодолевать?

8. Психологический дибрифинг, его назначение и порядок проведения.

9. В каких случаях, и каким образом осуществляются аутогенные тренировки?

10. Выполните физические упражнения, способствующие выходу из ПТСН.

11. Выполните дыхательные упражнения, способствующие выходу из ПТСН.

12. Каковы сущности психофизиологических комплексов (ПФК) восстановле­ния работоспособности спасателей (психологического, физиотерапевтиче­ского и фитотерапевтического методов)?

13. Как рационально организовать труд и отдых спасателей в очаге катастрофы?

1. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.

2. Закон Республики Башкортостан «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» 25.01.96 г.

3. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113. «Положение о единой го­сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.Д. «Катастрофы и государства». Энерго-атомиздат. М. 1997 г.

6. Катастрофы и человек: Книга 1: Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Воробьёв Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шойгу С.К. и др.; Под редакцией Во­робьева Ю.Л. Москва: АСТ, — ЛТД 1997 г.

7. Катастрофы конца XX века. Под общей редакцией Владимирова В.А. — М.: УРСС,

8. Справочник спасателя. Книга 1. М. ВНИИ ГОЧС 1995 г. с.7-25.

9. Медицина катастроф: Учебное пособие/ Под редакцией Рябочкина В.М., Назаренко Г.И. М:. ,1996 г

10. Красногорская Н.Н., Цвиленева Н.Ю., Хамитов Р.З. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: / Учебное пособие. УГАТУ.-Уфа, 1998 г.

11. Легасов В.А. Конец света может быть рукотворным. Газета Труд. 15.4.1998 г.

12. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Челябинск: Юж-ный-Урал.книжное издательство. 1995 г.

13. Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск.:Южно-Урал. книжное издательство. 1996 г.

14. Самыгин С.И., Смыгина О.П., Столяренко Л.Д., Турчин Н.Ю., Шевченко В.А. Шко­ла выживания.-Ростов-на-Дону.Феникс.1996 г.

15. Русаев Э.С. Воздействие на личный состав и объекты учреждений уголовно-исполнительной системы поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и современных средств нападения. Учебное пособие. — Уфа:УВШ МВД РФ, 1995 г.

16. От МПВО к гражданской защите. Исторический очерк. Под ред. С.К.Шойгу УРСС М: 1998 г.

17. Миллер Р.Д. Выживание по методам САС. Практическое руководство. г. Минск: Харвест 1999 г. стр. 448.

18. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982 г. стр. 5-15.

19. Котик М.А. Психология безопасности. Таллин, Валгус, 1981 г. стр.135.

20. Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния поведения и дея­тельность людей в очагах стихийных бедствий и катастроф. Военно-медицинский журнал. 1991 г. № 9. стр. 11-16.

21. Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния поведения и дея­тельность людей в очагах стихийных бедствий и катастроф. Психологический журнал. 1989 г. т. 10 № 4. стр. 125.

22. Столяренко А. Основы психологии. Ростов на Дону. 1997 г. стр. 327.

23. Иолов Г. Стресс и психологическая устойчивость. Военные знания № 6-1984 г. стр.

24. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления М.: Военизат, 1989 г. стр. 211.

25. Бассет Л. Только без паники! Как избавиться от чрезмерной тревожности. С-Пет.: Питер Пресс, 1997 г.

26. Александровский Ю.А. Психоневротические расстройства при аварии на Черно­быльской АЭС. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС. Материалы научной кон­ференции 11 -13 мая 1988 г. Киев, Здоровья, 1988 г. стр. 171.

27. Собчик Л.Е., Белоусов А.А. Психологическая подготовка населения к действиям в условиях ЧС. Задачи и перспективы. Обзорная информация ВИНИТИ. Проблемы безопасности при ЧС № 10 1998 г. стр. 26.

28. Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия м катастрофы. Рига, «АВО», 1986 г.

29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1999 г. стр. 261.

30. Осипов С. Красная маска паники. Аргументы и факты. № 23 — 1994 г.

31. Осипов С. Люди и катастрофы. Аргументы и ыакты. Здоровье № 29 — 1999 г.

32. Черепанова Е.М. Психология стресса. М.: «Академия» 1996 г.

33. Вечер Л.С. Я сама справлюсь со стрессом. Мн.: «Кузьма», 1998 г.

34. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. М.: ТОО «ТП» В. Секачев, 1998 г.

35. Фролов В. Психологическая готовность к опасности. Гражданская защита № 3 — 1999 г. стр. 32.

36. Основы физиологии человека. Учебник для ВУЗов. Под ред. академика РАМН Тка-ченко Б.И. т. 2, гл. 21, стр. 243. Международный фонд истории науки. Санкт-Пет., 1994 г.

37. М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента, пер. с англ. М. «Дело» 1992 г. стр. 516-540.

38. Маркхам У. Когда женщина на пределе: О пользе и вреде стресса, пер. с англ. — М.: Агентсво «ФАИР», 1998 г. стр. 224.

39. Нарицын Н.Н. Азбука психологической безопасности М.: Издат. «Русский журнал»,

40. Лэйк Д. Как преодолеть стресс. Пер. с англ. С-Пт. «Норинт».

41. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. Практическое руководство М.: Издат. Института Психотерапии, 2000 г.

42. Дайтс Б. Жизнь после потери. Пер. с англ.-М.: ФАИР — Пресс, 1999 г.

43. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть горе. Ростов на Дону, Феникс, 2000 г.

44. Виткин Д. Мужчина и стресс, пер. с англ. С-Пт, Питер-Пресс, 1996 г.

45. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г.

46. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г.

47. Федеральный закон РФ «Об аварийно — спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г.

48. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.07.90 «Об образовании Российского корпуса спасателей».

49. Постановление Совета Министров от 27.12.1990г. № 606. Об образовании Российского корпуса спасателей.

50. Попов П., Осипенко И. Основы развития и применения спасательных сил Военные

знания № 7 — 1993г. с.34 — 35.

51. Постановление Правительства РФ от 28.07.1992г. № 528. О создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС.

52. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П.,Феденко .Ф.Н. Военная педагогика и психология М.:Воениздат, 1986. с. 90 — 93.

53. Средин Г.В., Волкогонов Д.А., Коробейников М.П. Человек в современной войне: Проблемы морально — политической и психологической подготовки советских воинов. М.:

Воениздат, 1981 с. 210.

54. Климец В.В. Есть такая профессия — спасатель. Известия Башкортостана от 26.12.1996г.

55. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии М.; Воениздат, 1972,с.1б0.

56. Барабанщиков А.В. и др. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989, с. 138.

57. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности ОВД. Киев. 1990 г. с. 69.

58. Корнейчук Ю.Ю., Кириченко В.В. Особенности определения приоритетных меро­приятий по повышению уровня работоспособности спасателей. Сб. ст. Проблемы безопасности при ЧС №6-1998. с. 73.

59. Библиотека экстремальных ситуаций. Пособие. Вып. №1, 2, 5. составитель и редак­тор Луганский Г.Г., М. 1995 г.

60. Корнейчук Ю.Ю. О создании психофизиологических лабораторий и нештатных групп отбора в войсках гражданской обороны. Сб. ст. Проблемы безопасности при ЧС №6 — 1997

61. Осипов С. Люди и катастрофы. Аргументы и факты №29, 1999 г. с.4.

62. Воробьев А. Разработка методов и средств предупреждения боевых психических травм в армии США. Зарубежное военное обозрение №3, 4, 5. 1992 г. с. 43-45.

63. Воробьев А. Психологическое воздействие отравляющих веществ на человека. Зару­бежное военное обозрение №6, 1991 г. с.20.

64. Воробьев А. Боевая психическая травма. Военные знания №11 -12. 1992 г.

65. Корнейчук Ю.Ю. , Вангородский С.Н., Кириченко В.В. Особенности организации и проведения психофизиологического отбора специалистов в войсках гражданской обороны и поис­ково-спасательных службах МЧС России. Обзор инф. Проблемы безопасности при ЧС № 7 — 1998 г. стр. 70.

66. Алексеев А.В. Себя преодолеть изд. 2-е допол. и перераб. Физкультура и спорт. М. 1982г., с. 49-128.

67. Маньков Ю.У. Векторы здоровья. Воен. издат. М., 1992г., с. 128-161.

68. Жариков Е.С.Психологические средства стрессоустойчивости. М., 1990г.

69. Горбунов Г.Д. Учитесь управлять собой. Об-во Знание. РСФСР, Ленинград, 1976г.

70. Аграшенков А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. «Вече-Аст». М., 1997г., с. 321-360.

71. Бахарев В.Д. Аутотренинг, М., Знание, 1992г

72. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, ут­вержденные МЧС России. Журнал «Гражданская защита» № 12-1996г., с. 69-73

73. Завазкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. Донецк.: Сталкер, 1998 г.

74. Стражный А.С. От иллюзии к реальности, стр. 300. Секреты врача — натуропата. Ки­ев.: Аконит, 1998 г.

Источник

Оцените статью