Русский-язык.-Часть-1.-А.-М.-Земский-и-другие. Учебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати
Название | Учебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати |
Анкор | Русский-язык.-Часть-1.-А.-М.-Земский-и-другие.doc |
Дата | 28.01.2017 |
Размер | 3.44 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Русский-язык.-Часть-1.-А.-М.-Земский-и-другие.doc |
Тип | Учебные пособия #362 |
страница | 6 из 110 |
Подборка по базе: С 4 по 22 октября разработчики контрольных измерительных материа, ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ. Учебник для фармацевтических училищ и колледже, Тесты учебно-методические пособия ММУ.docx, Отсчет о проведении соревнований по волейболу среди военных учил, Яценко.А.А._18 ЗПиСП_Качественные и количественные методы психол, Классификация педагогических технологий.docx, ЗАЯВКИ_Научные и Учебные.docx, Развитие педагогических идей в Европе с середины XIX по середину, Батин BpWin учеб пособия.pdf, Качественные и количественные методы психологических и педагогич § 11. Многозначность слова.Как мы видим, слово может иметь в языке не одно, а несколько значений. Свойство слова употребляться в разных значениях называется м н о г о з н а ч н о с т ь ю. Например, слово земля в русском литературном языке имеет следующие значения: 1) планета, на которой мы живём: Земля вращается вокруг Солнца; 2) реальная действительность в противоположность миру идеальному, воображаемому, небу (книжн., поэт., устар.): Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. (П.); 3) суша (в отличие от водных пространств): Наконец моряки увидели на горизонте землю; 4) почва, верхний слой коры нашей планеты: плодородная земля, пахать землю; 5) вещество тёмно-бурого цвета: песок смешан с землёй; засыпали ров землёй; 6) поверхность, по которой ходим, низ: упал на землю; 7) страна, государство, край, область: родная земля, земля отцов и дедов, Ростово-Суздальская земля; 8) участок, находящийся в чьём-либо владении: арендовать землю, приусадебная земля. Если смысловая связь между разными значениями не потеряна, то они рассматриваются как значения одного и того же слова, а если потеряна, то они являются разными словами, например: ручка – маленькая рука и ручка – принадлежность для письма. § 12. Омонимы.Слова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1 – орудие косьбы, коса 2 – вид прически, коса 3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду. Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб 1 и клуб 2 — омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля–многозначное слово; см. выше). Омонимы создаются в языке разными путями: 1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц 1 –луна и месяц 2 –двенадцатая часть года; 2) в результате создания новых слов: ударник 1 – часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса —ник); ударник 2 – передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса —ик); 3) в результате заимствования слов из других языков: лейка 1 – сосуд для поливки цветов; лейка 2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата. Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства. Математика, география, поэзия, живопись, физика, химия, скульптура, биология, музыка. 2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием. Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи. Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман. 3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия. Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы). 1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка. 4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде. 1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов. 2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями. 5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы. Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник. 6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий? Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать. 7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях? Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце. Замените эти выражения близкими по смыслу. 8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова. 1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читают Маяковского. 3) Наш класс хорошо учится. 4) «. Я три тарелки съел». (Кр.) 5) Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёном хрустале. (П.) 6) «Вот голова, какой в России нет!» (Гр.) 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле. 1) Вот охват. вает ветер стаи волн об. ятьем крепким и бр. сает их с размаха в дикой злоб. на утёсы, разб. вая в пыль и брызги изумрудные гр. мады. (М. Г.) 2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присзо. ло себе насидьстве. ой лозой И труд, и собственность, и время земледельца. (П.) 3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря, Ночь бе. конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи, Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя Чаша с краями полна! Всю расплещи. (Н. А. Н е к р а с о в.) 10. Спишите. Объясните, в каких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях: 1) Выстроили новый дом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.) Дом вести – не лапти плести. (Посл.) 2) Купил чёрного хлеба. Хозяйка вынула хлеб из печки. Хлеб ссыпали в элеваторы. Хлеба уродились хорошие. Горек чужой хлеб. 3) Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.) Язык до Киева доведёт. (Посл.) Без языка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.) 11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства. 1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи. 12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова. 1) Вывести пятно (уничтожить). Вывести букву, вывести узор, вывести фундамент, вывести цыплят. 2) Лёд идёт по реке. Снег идёт. Пар идёт изо рта. Время идёт быстро. Товар не идёт. На костюм идёт три метра материи. Шляпа мне не идёт. Сегодня идёт «Князь Игорь». 13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов: голова, золото, звено. 14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.– Худой мир лучше доброй ссоры. Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь. Источник ОмонимыСлова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1 – орудие косьбы, коса 2 – вид прически, коса 3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду. Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб 1 и клуб 2 — омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля–многозначное слово; см. выше). Омонимы создаются в языке разными путями: 1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц 1 –луна и месяц 2 –двенадцатая часть года; 2) в результате создания новых слов: ударник 1 – часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса —ник); ударник 2 – передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса —ик); 3) в результате заимствования слов из других языков: лейка 1 – сосуд для поливки цветов; лейка 2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата. Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства. Математика, география, поэзия, живопись, физика,химия,скульптура, биология, музыка. 2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием. Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи. Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман. 3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия. Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы). 1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка. 4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде. 1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов. 2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями. 5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы. Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник. 6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий? Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать. 7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях? Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце. Замените эти выражения близкими по смыслу. 8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова. 1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читаютМаяковского. 3) Нашкласс хорошо учится. 4) «. Я тритарелки съел». (Кр.) 5)Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёномхрустале. (П.) 6) «Вотголова, какой в России нет!» (Гр.) 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле. 1) Вот охват. вает ветер стаи волн об. ятьем крепким и бр. сает их с размаха в дикой злоб. на утёсы, разб. вая в пыль и брызги изумрудные гр. мады. (М. Г.) 2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присзо. ло себе насидьстве. ой лозой И труд, и собственность, и время земледельца. (П.) 3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря, Ночь бе. конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи, Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя Чаша с краями полна! Всю расплещи. (Н. А. Н е к р а с о в.) 10. Спишите. Объясните, вкаких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях: 1) Выстроили новыйдом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.)Дом вести – не лапти плести. (Посл.) 2) Купил чёрногохлеба. Хозяйка вынулахлебиз печки.Хлебссыпали в элеваторы.Хлеба уродились хорошие. Горек чужойхлеб. 3)Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.)Язык до Киева доведёт. (Посл.) Безязыка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русскийязык! (Т.) 11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства. 1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи. 12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова. 1)Вывести пятно (уничтожить).Вывести букву,вывести узор, вывести фундамент,вывести цыплят. 2) Лёдидёт по реке. Снегидёт. Паридёт изо рта. Времяидётбыстро. Товар неидёт. На костюмидёт три метра материи. Шляпа мне неидёт. Сегодняидёт «Князь Игорь». 13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов: голова, золото, звено. 14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.– Худой мир лучше доброй ссоры. Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь.
Источник |