Песнь ямщика
Есть ли что лучше музыки, поэзии и напевности русских народных песен?! Всё это в первой половине девятнадцатого века вобрал в себя русский романс. Один из лучших романсов: “Однозвучно гремит колокольчик”.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
что в груди моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнём.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра слеза.
Однозвучно гремит колокольчик
И дорога пылится слегка
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…
Каким щемящим чувством наполняют внешне простые слова и мелодия! Какое ощущение простора! Кажется, что слышен скрип колёс и всхрапывание лошадей. До сих пор, даже и спустя два века, всё это трогает до глубины души. Эти слова полны каким-то непередаваемо русским настроением, если так можно сказать.
Мы привыкли к штампу – народная песня. Романс имеет много общего с песней, но есть и отличия по построению, например – нет припевов, по ритму, романсы иногда поют дуэтом, но никогда хором. Авторы романсов, обычно, имеют образование и занимаются профессионально музыкой или поэзией. Среди лучших поэтов: А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет… К романсу обращались лучшие композиторы: А.Даргомыжский, П. Булахов, А.Гурилёв…Нередки случаи, когда слова и музыка писались одним человеком. Иногда авторы скрывались за псевдонимами или же подписывались ”Б.Б., N.N…”, что больше, как правило, напоминало секрет полишинеля.
Что такое правило? Правило – это то, что любое правило имеет исключения.
Есть романсы, авторы которых неизвестны. Есть романсы, авторов которых мы можем только предположить, что ни в коей мере не умаляет достоинств этих людей. История романса “Однозвучно гремит колокольчик” трагична и загадочна.
«Осенью 1821 года в поместье Сивинское, помещика Александра Всеволожского, что в пермской губернии, в семье ямщика Ивана Макарова родился мальчик, которого также и назвали – Иван. Грамоте он выучился у сельского дьякона и с детства стал сочинять “стишки”. В юности он сочинил и про хозяина, который узнав о том, очень разозлился и сдал его в солдаты. Видно характер был у крепостного своенравный, что и там после самовольной отлучки к больной матери его отправили в конвойную службу, сопровождавшую каторжан в Сибирь, ямщиком. Работа тяжёлая и в дождь, и в снег. В двадцатилетнем возрасте, познав все тяготы и лишения службы, Макаров написал песню: “Однозвучно гремит колокольчик”, которая завершалась словами:
“И вспомнил он Сиву родную,
Чугайку и заводь пруда
И под хриплые крики конвоя
Замолк мой ямщик навсегда”.
10 февраля 1852 года Иван Макаров голодный и полуодетый замёрз на перегоне Кунгур – Суксун».*
В 1840-х – начале 50-х годов 19 века работал малоизвестный поэт Иван П.Макаров (1820 – 1854), печатавшийся в “Рауте”. Писал он и романсы. Александр Гурилёв написал музыку к романсам на его стихи: “Смотрю я вглубь лазури ясной” и “В морозную ночь я смотрела”. В 1852 году нашли замёрзшего ямщика, в сумке которого были обнаружены стихи “Однозвучно гремит колокольчик” с именем автора – Иван Макаров. Через три года А.Гурилёв написал на эти стихи знаменитый романс.
Н.А.Энгельгард в своих воспоминаниях (“Последняя гитара” – исторический вестник, 1910г.) утверждал, что автором песни был его дед, известный гитарист – Николай Петрович Макаров (1810 – 1890).
Автор музыки, Александр Львович Гурилёв (1802 – 1886), был крепостным графа Орлова, который дал ему вольную в 1831 году. А.Гурилёв, создав 88 романсов (“Я вас любил”, “Вам не понять моей печали”, “Разлука”…), внёс огромный вклад в развитие этой музыкальной формы.
В начале двадцатого века романс приобрёл большую популярность в обработке композитора-любителя Константина Сидорчука. В настоящее время, на фоне засилья “попсы” и зарубежной эстрады, народные песни и романсы стали звучать реже. Что ж, видимо, надо пройти и через это. Вспоминаются стихи замечательного испанского поэта Мануэля Мачадо в переводе В.Столбова:
“Пока их не поёт народ,
Песни ещё не песни,
Когда их запоёт народ,
Сочинитель уже не известен.
Такая судьба, без сомненья,
Всем песенникам суждена
Остаются их сочиненья,
Забываются их имена.
Ты сделай так, чтобы в людях
Хранилась песня твоя.
И пусть не твоя она будет,
А каждого и ничья.
И пусть потонет твой голос
В тысячах голосов.
Ты имя отдашь во имя
Бессмертия твоих слов.”
*- Цитата из интернета: Елена Васильева
https://my.mail.ru/mail/elena-studia/?ref=hs
Кунгурский краеведческий музей
Часть экспозиции
Источник
История одной песни. Однозвучно гремит колокольчик
К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.
Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.
Отец Макарова умер в дороге – замерз.
Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи – это были его стихи.
Приведенные мною сведения о Макарове обнародовала, огласив их по радио, литературовед Светлана Магидсон. Однако в издании Песни русских поэтов / Вступ. ст., сост., подгот. текста , биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева.
Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) — гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.
Так что с автором слов не очень все ясно.
Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” – это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки.
Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.
Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр. Обучал его отец, поскольку официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.
В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.
Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.
Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК
Тут музыка представлена в 2-х вариантах — первый Гурилева.
Дмитрий Хворостовский
Бела Руденко
Рузана и Карина Лисициан
Кроме гурилевского “Колокольчика” на эти слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив.
Дмитрий Хворостовский
Ансамбль песни и пляски Александрова
Хор донских казаков
Муслим Магомаев и Тамара Синявская
Грузинский хор MDZLEVARI
Николай Гедда
Владимир Атлантов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Романс колокольчик гурилев чувства
ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК
Музыка Александра Гурилева
Слова И. Макарова
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…
Конец 1840-х или начало 1850-х годов
Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) — гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.
Песни русских поэтов / Вступ. ст., сост., подгот. текста , биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева. В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1988. Т 2. (Б-ка поэта, БС). С. 341, 482 (прим.). №693.
НОТЫ:
Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.
Другое заглавие романса Гурилева — «Колокольчик». Первая строка часто в ред.: «Однозвучно звенит колокольчик», а 4-я: «Заливается песнь ямщика». Мелодию К. Сидоровича см. ниже — с ней романс исполняли Надежда Плевицкая (1884-1941), запись на пластинку — фирма «Зонофон», Москва, 1909, №63849 (см.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. С. 112), и Екатерина Юровская, запись на пластинку — фирма «Музтрест», 1932, №2452 (Там же. С. 273).
Александр Львович Гурилев (1803, Москва — 1858, Москва)
ВАРИАНТЫ (2)
1. Однозвучно звенит колокольчик
Музыка А. Гурилева
Слова И. Макарова
Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
Столько грусти в той песни унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи другие
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно звенит колокольчик,
И вдали отдаваясь слегка,
И замолк мой ямщик. а дорога
Предо мной далека-далека.
Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н.В. Абельмас. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004. (Песни для души).
2. Колокольчик
Музыка А. Гурилева
Слова И. Макарова
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика.
Заливается песнь ямщика.
Столько чувства в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей, хладной, остылой,
Разгорелося сердце огнем.
Разгорелося сердце огнем.
И припомнил я ночи другие,
И родные поля и леса.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
Предо мной далека, далека!
Гори, гори, моя звезда! / Сост. и муз. редактор С.В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004. С. 29-30.
МЕЛОДИЯ А. ГУРИЛЕВА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):
Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.
МЕЛОДИЯ К. СИДОРОВИЧА:
Ах, зти черные глаза / Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004.
Двухголосие:
Такун Ф.И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005.
МЕЛОДИЯ К. СИДОРОВИЧА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):
Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.
Источник