ГЛАВА 15. ТЕМПЕРАМЕНТ
2. РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ТРУДОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как мы уже знаем, динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они дают себя знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.
Главное, нужно иметь в виду, что различия по темпераментам — это прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на деятельность отдельных свойств типа нервной системы и соответствующих им черт темперамента.
Сильные и слабые типы в деятельности. Нам уже известно, что слабость нервной системы — это не только недостаток силы: такой тип нервной системы имеет и свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.
Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они же быстрее уставали; а ученикам с чертами темперамента, обусловленными сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.
В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них же в лабораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от их темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить три этапа — подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаруживалось, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу по ходу их написания), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносилось ими уже в дополнительное время — при самопроверке). Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащимся того или другого темперамента.
Установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникать в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.
Показательны данные психологических наблюдений в области спорта. Так, школьники проявили индивидуальные различия в успехах, достигаемых в условиях тренировочных занятий на уроках, а затем — в условиях публичных выступлений. Оказалось, что ученики сильного типа нервной системы во время ответственных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировке, а во время соревнований их результаты ухудшаются, утрачивают свою стабильность. Это объясняется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдерживать большое напряжение, по тому, как переживается состояние, вызываемое повышенной ответственностью, риском.
Таким образом, лица с более сильным типом нервной системы лучше решают одни задачи, а с более слабым — другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по силе нервной системы, должны идти разными путями.
Подвижные и инертные типы в деятельности. Слабая выраженность собственно подвижности (малая скорость возникновения и прекращения возбуждения и торможения), т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности — замедленность динамических изменений, положительная — длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психологические различия обусловливают прежде всего особенности хода деятельности, а не ее эффективность.
Характерная в этом отношении картина обнаружилась при изучении различий между учениками (VII класс) с более подвижным и более инертным темпераментами при усвоении начальных трудовых умений. Оказалось, что учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов действовали быстрее других, но при этом иногда пропускали элементы задания из-за излишней стремительности. Учащиеся же, чья нервная система была признана инертной, выполняли задания более равномерно и плавно, а иногда и более успешно. Правда, у них происходили нежелательные задержки срока сдачи работы, но зато их достоинством была пунктуальность выполнения. Значительная их часть компенсировала свои относительно ограниченные скоростные возможности большим вниманием к объяснениям педагога и к чертежам.
Умственные способности, способ деятельности и темперамент. Исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента, показали, что лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпераментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Особенности темперамента, конечно же, сказываются и в собственно умственном труде: в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика «втягивания» в работу, эмоциональная саморегуляция по ходу работы, та или иная степень напряжения и утомляемости. Однако свойства темперамента, придавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.
В качестве иллюстрации приведем сравнительную характеристику старшеклассников, с медалью окончивших школу.
Арсений — неустанно деятельный, активный. Он обычно увлекается работой, переставая замечать окружающих. Легко выполняет параллельно несколько дел; сложность и изменчивость обстоятельств не ослабляют его энергии. По-другому протекает умственная деятельность Павла. Выполнение уроков тянется долго; любые задания требуют у него подготовки и раздумий. Каждое маленькое препятствие, непредвиденное обстоятельство длительно задерживают на себе его внимание. Показательно, что Арсений, который, в отличие от Павла, всегда действует очень интенсивно, способен отдохнуть в короткий срок. Переход от школы до дома, непродолжительный разговор на постороннюю тему, а главное, перемена занятий достаточны, чтобы восстановить его силы. Павел же утомляется к концу учебного дня в школе, и ему иногда нужно поспать днем, чтобы восстановить силы для умственной работы.
Характерное различие между юношами проявляется в их отношении к усвоению нового материала, и к повторению пройденного. Остановимся на этом: здесь выразительно выступает умственное своеобразие каждого из них. Арсений с огромным интересом слушает объяснение нового. Чтение учебной книги дает ему наибольшее удовлетворение, когда он читает книгу впервые; сама трудность усвоения нового доставляет ему удовольствие; новое приводит его в состояние бодрости, а то и возбуждения. Наоборот, повторение пройденного (в конце темы, в конце четверти или в конце года) не вызывает у него положительного отношения; на уроках повторения он склонен заниматься посторонними делами. Прямо противоположная картина у Павла: ему особенно нравится повторение. К новому он относится с интересом, он один из вдумчивых и любознательных учеников, но для него утомительно длительно следить за объяснениями, ему надо время от времени ослабить внимание и отвлечься; кроме того, ему трудно сразу приходить к каким-нибудь выводам — ему нужно предварительно освоиться с материалом. Поэтому при объяснении нового он бывает в несколько тревожном, слегка растерянном состоянии, иным он становится при повторении. К прежнему материалу он привык, его освоил и, уже владея в основном фактами и определенными ходами мысли, он может удивить точностью, сознательностью своих формулировок.
Арсений и Павел очень заметно отличаются друг от друга и по своим эмоциональным особенностям: у первого сравнительно легко возникает чувство гнева, второй легко приходит в состояние восторженности, умиления.
Знакомство с биографиями юношей, материалы наблюдений позволили сделать определенные выводы об их темпераментах. Арсений, судя по всему, близок к сильному неуравновешенному типу нервной деятельности, у него отмечаются черты холерического темперамента. Павел же тяготеет к слабому типу, у него заметны черты меланхолического темперамента. Весьма показательно, что слабость типа нервной деятельности не помешала ему стать одним из лучших учеников, развить значительные умственные способности. В конечном итоге превосходство Арсения над Павлом относительно. Разумеется, быстрота реакций и легкость перехода к новой умственной нагрузке — ценнейшее свойство. Но Арсений как бы сразу выявляет максимум своих возможностей. Павел же медленно и неуверенно продвигается к решению возникающих перед ним задач, иногда задерживаясь на одних и тех же вопросах, способен постепенно все яснее и тоньше, все полнее и правильнее в них разобраться. Умственная работа Павла с количественной стороны малопроизводительная, но с качественной стороны его достижения не уступают достижениям Арсения. В данном случае сама трудность формирования мысли, связанная с особенностями темперамента, становится предпосылкой особенно углубленной и тщательной работы мышления.
Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов.
Профессиональные требования. Вместе с тем в некоторых видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере и результат. По отношению к этим видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных динамических чертах психики. В тех областях труда, где предъявляются жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности. В некоторых профессиях требования к динамическим свойствам настолько высоки, что возникает надобность в предварительном отборе людей по таким свойствам. Например, тем, кто хочет стать летчиком-испытателем, или диспетчером на некоторых производствах, или овладеть некоторыми видами циркового искусства, нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Эмоциональная возбудимость как сторона темперамента необходима в деятельности актера и музыканта.
Но в большинстве профессий свойства темперамента, сказываясь на своеобразии процесса деятельности, не влияют на ее конечную продуктивность. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, специальной подготовки, волевых усилий.
Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (если вместе работают, например, двое) черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом I обнаруживаются более благоприятные и менее благоприятные сочетания разных типов темперамента. Так, например, в некоторых видах занятий участие холерика оказывается более эффективным, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик (исследование В.М Русалова). Такого рода факты показывают, что нельзя оценивать значение тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности. Как уже отмечалось, особенности темперамента выступают прежде всего в своеобразии способов работы, а не в эффективности деятельности.
Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов>, показали, что он не возникает у человека сразу и только стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту достигать лучших результатов. Индивидуальный стиль деятельности более отчетливо проявляется у наиболее успешных работников, у спортсменов-мастеров, у лучших учеников.
Как известно, среди выдающихся людей в каждой области творчества — в науке, технике, искусстве, в самых различных видах труда — можно встретить представителей разных типов темперамента. Так вот, для творческой личности характерна индивидуализация приемов работы, когда сознательно, а отчасти и непроизвольно применяются именно такой режим и такие индивидуальные способы выполнения деятельности, которые соответствуют индивидуальному темпераменту.
Овладение свойствами своего темперамента и их компенсация, формирование индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.
Источник
V. 16.4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека
Понятие ценности темперамента
Если оценивать приведенные психологические характеристики темперамента, то мы увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр I и И. П. Павлов — холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхоликами, а М. И. Кутузов и И. А. Крылов — флегматиками. И среди наших современников — выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, передовиков труда, государственных деятелей — мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и реакционерами.
Следует иметь в виду также, что чистые, отчетливо выраженные указанные типы темпераментов встречаются на практике не столь уж часто.
Темперамент как фактор трудовой и учебной деятельности
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Профессия оператора пульта управления автоматической системой, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, слияя на деятельность, в конечном счете не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента — высокая тревожность, малая помехоустойчивость — не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств для того, чтобы особенности темперамента соответствовали требованиям деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
Роль темперамента в труде и учебе заключается также в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение. Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, у токарей-наладчиков с сильной нервной системой при простое одного или двух станков из четырех, которые они обслуживают, существенно улучшаются некоторые показатели деятельности, а у рабочих со слабой нервной системой простой только одного станка уже вызывает ухудшение этих показателей. Точно так же замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи.
Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т. д.). Такое регулирование деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется (правда, часто стихийно) хорошими организаторами производства и учителями-мастерами, знатоками человеческих душ. Следовательно, этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существует и третий путь приспособления темперамента к требованиям деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков. На войне солдат-меланхолик, несмотря на
присущую ему робость, проявляет не меньшую храбрость, чем холерик или сангвиник.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировке) отдельных свойств темперамента.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Наконец, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля.
Одни и те же задачи и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, неуравновешенный холерик, чтобы сдержать запретное движение, значительно чаще, чем сангвиник, и притом совершенно непроизвольно и неподотчетно, выполняет противоположное движение. Из совокупности таких непроизвольных и неподотчетных форм реагирования складываются вполне сознательно применяемые планомерные и целенаправленные системы приемов и действий, которые характеризуют индивидуальный стиль. Ученик-меланхолик при выполнении письменной работы благодаря неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписку начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу. Такой же индивидуальный стиль, зависящий от темперамента, был установлен в труде ткачихи-многостаночницы, слесаря-наладчика, спортсмена-акробата, учителя и т. п.
Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и
вопитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.
Существует ряд особых психолого-педагогических принципов, на которых основано воспитание индивидуального стиля деятельности. Одна из основных задач обучения и воспитания заключается в том, чтобы путем формирования индивидуального стиля в наибольшей степени приспособить темперамент человека к объективным требованиям деятельности.
Темы для подготовки к семинарским занятиям
1. Темперамент и свойства личности.
2. Физиологические основы темперамента.
3. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека.
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Темы для рефератов
1. Учение о темпераменте в советской психологии.
2. Учет типов темперамента школьников в учебно-воспитательной работе.
Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд-во Казанского государственного ун-та, 1969.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента, гл. I, V, VI, VIII. М., «Просвещение», 1964.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Изд. 2-е, гл. I, III, VI, VII. Пермь, 1973.
Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., «Просвещение», 1966.
Теплое Б. М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. — В сб.: Психологическая наука в СССР, т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Источник