Родная земля становится бесконечно дорогой когда радость бытия сливается синтаксический разбор

Определите вид придаточных в СПП ( предл). В СПП с несколькими придаточными укажите вид подчинения.

Школьные Знания. com

Задай вопрос из школьного предмета
1
5 — 9 классыРусский язык 30 баллов

Помогите ответить на вопросы по тексту:
ТЕКСТ 3

Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту

Восхищение красотой земли, ( где жили деды и прадеды), ( где нам суждено прожить жизнь) — определительные. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, ( где природа ярче наших полей и лугов) — определительное, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, (что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни) — изъяснительное, ( если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло), ( если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев) — условия…

Родная земля становится бесконечно дорогой, (когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту) — времени/условия

Источник

РАБОТА С ТЕКСТОМ В 10-м КЛАССЕ.
Подготовка к ЕГЭ

1. Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите тип речи и стиль. Докажите.

3. Какое ключевое слово использует автор и какие художественные приемы связаны с этим словом? Для чего они использованы Герценом? (Метафоры, с целью раскрыть основную мысль: значимость книги в жизни человека.)

4. Запишите тематический ряд слов, который использован в тексте к слову книга. (Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.)

5. Как расположены эти слова? С какой целью автор располагает их именно в такой последовательности? (Градация помогает автору показать значимость книги в жизни общества.)

6. Как связаны предложения в тексте? (Лексическим повтором, личным местоимением.)

7. Какие антонимы и для чего использованы в первом предложении? (Старец-юноша, отправляющимся… часовым – заступающим часовым. Они помогают подчеркнуть универсальность книги для всех поколений.)

8. Запишите микротемы данного текста.

9. Найдите в предложениях 3–5 слово, образованное переходом одной части речи в другую. (Прошлое, настоящее.)

10. Из предложений 1–3 выпишите страдательное(ые) причастие(я).

11. Выпишите слова, относящиеся к общественно-политической лексике. Как вы думаете, случайно ли это?

12. Укажите сложное предложение, части которого связаны бессоюзной и союзной подчинительной связью. (4.)

13. Укажите простое предложение, осложненное обособленными определениями. (1.)

14. Среди предложений 4–5 найдите слово, допускающее двоякое написание. (Итак – и так.)

15. Укажите предложения или части предложений с составным именным сказуемым. (1, 4.)

16. Укажите односоставное предложение и его тип. (5, определенно-личное.)

17. Укажите примеры эмоциональной лексики. С какой целью используются эти слова?

18. Укажите предложение или часть сложного предложения с составным именным сказуемым.
(1, 4.)

19. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть поясняет содержание первой. (4.)

20. Укажите односоставное назывное предложение, входящее в состав сложного. (4.)

21. Укажите слово, не имеющее окончания. (Последовательно, вместе.)

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

3. Определите ключевое слово (слова) в тексте (Родина – человек.) Как эти слова помогают раскрыть основную мысль?

4. Какие контекстные синонимы к слову родина использует автор текста? (Родина – земля – холмы, овраги, луга, озера, реки, степи, стога, скирды хлеба). Какой образ создают эти слова (образ малой родины).

5. Как связаны эти контекстные синонимы со словом родина? (Малая родина – Родина большая – находятся в неразрывной связи.)

6. Чем является в тексте первое предложение? (Тезисом.)

7. Какой художественный прием в 1-м предложении использует автор? Для чего? (Метафора помогает выразить основную мысль.)

8. Что значит слово колыбель? (Место возникновения чего-либо.)

9. Как связаны предложения 1 и 2? (Синтаксический параллелизм.)

10. Как связаны предложения 1–4? (Лексическим повтором.)

11. Для чего автор в 4-м предложении использует усилительную частицу ведь? (Она помогает аргументировать мысль: «Дороже Родины не может быть ничего».)

12. Какие микротемы можно выделить в этом тексте? (Земля – родина человечества. Ничего нет дороже Родины. Из любви к малой родине возникает любовь к Родине большой. По этой любви определяют человека как личность.)

13. Назовите эмоционально-экспрессивную лексику. (Колыбель человечества.)

14. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Колыбель человечества, родина человечества, в зрелом возрасте, конкретное понятие, общаясь с природой, составляет основу, определяет личность.)

15. Укажите предложения с составными именными сказуемыми. (1, 2, 3, 4.)

16. Укажите типы придаточных предложений. (Определительные.)

17. Назовите слова, не имеющие окончания. (Дороже, совершенно, общаясь.)

18. К одной ли морфеме относится -ть в словах? (Личность, быть.)

19. По какому общему пунктуационному правилу поставлено тире в предложениях 1, 2, 4?

20. В предложении 5 стоит знак тире. По какому правилу он (знак) поставлен?

Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

Вопросы и задания к тексту

1. Определите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста.

3. Найдите ключевое слово в этом тексте. (Красота.)

4. Определите микротемы текста.

5. Как построен ряд однородных сказуемых в первом предложении? (Использован прием градации, которая помогает утвердить мысль о вечности красоты и тленности человеческой жизни.)

6. Как метафора первого предложения помогает раскрыть основную мысль микротемы? (Красота земли – эмоциональный источник любви к Родине.)

7. Как построено второе предложение? В чем смысл внутренней антитезы? (Есть земли красивее, но наша скромная красота должна быть милее всего.)

8. Как связаны предложения 1-го и 2-го абзацев? (Прием антитезы.)

9. Как связаны однородные дополнения в третьем предложении? Для чего автору потребовалась эта связь? (Градация и эпитеты помогают показать ценность этой красоты, которую защищали Гастелло и другие воины.)

10. Какая мысль утверждается автором благодаря этому приему? (Жизнь ценой смерти.)

11. Укажите слова эмоционально-экспрессивной тематической группы. (Восхищение, эмоциональный источник, цветущий сад, материнская песня, бесконечно дорогой, радость бытия.)

12. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Суждено прожить, уйти в землю, проливали кровь, радость бытия, чувство долга.) Для чего их использует автор? (Возвышенность лексики, патетическое звучание, торжественность.)

13. Укажите предложения или части сложных предложений с составными именными сказуемыми. (1, 2, 4.)

14. Укажите прилагательное в превосходной степени. (Самой дорогой, важнейший.)

15. Укажите предложения с причастными оборотами. (1, 4.)

16. Укажите сложное предложение с однородным присоединением придаточных. (1, 3.)

17. Определите тип этих придаточных. (Определительное.)

18. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых.

Источник

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме. Перед учителем стоит задача научить учащихся разным видам работы с текстом. В качестве рабочего, тренировочного материала можно использовать тексты, данные в учебнике. Предлагаемый урок был проведён по материалам упражнения №136 в учебнике С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (2003г.)

Скачать:

Вложение Размер
Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме 51 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог с текстом.

(Технология подготовки к государственной итоговой аттестации

по русскому языку в новой форме)

В процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме перед учителем стоит задача научить учащихся разным видам работы с текстом. В качестве рабочего, тренировочного материала можно использовать тексты, данные в учебнике. Предлагаемый урок был проведён по материалам упражнения №136 в учебнике С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко (2003г.)

  • отрабатывать умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
  • формировать умение понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приёмы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
  • формировать положительную мотивацию к изучению русского языка.
  • проводить нравственное воспитание через осмысление глубинного содержания текста;
  • проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала.

1.Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы с вами постараемся показать наши знания и умения в разных видах работы с текстами.

К уроку подготовлены «Рабочие листы» с текстом и «Лист самооценки» (для этапа рефлексии).

Орфоэпическая. Расставьте ударения, правильно прочитайте предложения . ( Задание проецируется на экран).

Родители балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать на завтра билеты?

Я люблю сливовое варенье.

Дана экспертная оценка.

Ваше ходатайство об опеке отклонено.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из Сети!

— Запишите в рабочие листы фразы, которые вызвали у вас затруднение.

Словарная разминка. (Задание проецируется на экран).

— Несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст).

— Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

— Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через СМИ (публицистический).

— Основной вопрос (или круг вопросов), поставленный и решаемый автором в тексте ( проблема).

— троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака (метафора).

— с тилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету (градация).

3.Подготовка к работе с текстом. (Задание проецируется на экран).

  • Предложения можно назвать текстом? Почему? Свяжем предложения в текст. Расставьте предложения так, чтобы получился текст.
  1. Но это невозможно, потому что с появлением другого человека я делаюсь блестящим собеседником.
  2. Как бы ужаснулся мой читатель, если бы заглянул в эту мою пустоту .
  3. Следовательно, собственная пустота может быть причиной красноречия и некоторых моих собеседников.
  4. На душе в последние дни плохо и пусто . (4, 2, 1, 3)

– А может быть, первым должно было быть предложение №2? Почему не может?

4.Работа с текстом.

Перед вами небольшой фрагмент из книги Василя Александровича Сухомлинского, украинского советского педагога, психолога, специалиста по практической педагогике, ученика такого известного педагога, как А.С.Макаренко. Книга называется «Сердце отдаю детям», в ней автор поднимает актуальные проблемы воспитания .

Чтение текста учителем.

1) Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 2) В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

3) Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

4) Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

— Какова тема этого текста? (Родная земля).

— Определите основную мысль текста. В каком предложении она заключена? (4)

— Определите тип речи и стиль текста .

— Укажите стилевые черты.

— Укажите слова эмоционально-экспрессивные, те, которые дают настроение всему тексту.

— К какому пласту лексики они относятся?

— Найдите ключевое слово в этом тексте.

Компрессия (сжатие) текста .

— Определите микротемы текста. Сформулируйте их. Запишите.

  1. Восхищение красотой земли – это источник любви к родной земле.
  2. Красота не вошла бы в сердце, если бы тысячи героев не отдали за неё жизни.
  3. Родная земля тогда особенно дорога, когда испытываешь чувство долга перед её защитниками.

(Учащиеся записывают в рабочие листы свои варианты, озвучивают их, а затем учитель даёт свой вариант, предложения проецируются на экран).

Таким образом, вы сделали компрессию текста (его сжатие).

— Какие приёмы сжатия вы использовали?

Наблюдение над лексикой.

— Как выражена авторская позиция в тексе? Его отношение к теме? Запишите слова, которые отражают отношение автора к теме.

— Какова авторская позиция?

— Какую мысль утверждает автор текста?

— Составьте словарик, где будут представлены слова и словосочетания, отражающие чувства автора. Запишите.

Наблюдение над синтаксисом.

— Расставьте знаки препинания в предложениях текста. Объясните их постановку. ( В рабочих лисах текст предложении без знаков препинания).

— Какакие синтаксические конструкции используются в тексе

— По рядам. Определите виды придаточных, тип подчинения, количество частей .

— Укажите предложения с причастными оборотами.

Наблюдение над средствами художественной выразительности и их ролью в тексте.

— Какие тропы и фигуры речи использует автор в тексте? С какой целью?

Составьте синквейн со словом “Родина”.

1 – ключевое слово.

2 – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 – три глагола, показывающих действие этого понятия.

4 – короткое предложение, показывающее свое отношение к проблеме, теме.

5 – одно слово (обычно сущ.) или другое слово, через которое вызываются ассоциации, чувства, связанные с понятием.

— В тексте упоминается имя Николая Гастелло. Кто это?

— А именами каких героев или просто людей, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны, защищавших наш город, названы улицы? (Генерал Дьяконов, Вася Зверев, маршал Жуков, Лиза Чайкина, Василий Ставский, Александр Матросов, Константин Заслонов).

— Заполните «Лист самооценки».

1 – совсем не присутствует в моей деятельности на уроке;

2 – редко присутствует;

  • Я активно участвую в обсуждении________
  • Я предлагаю ценные идеи_______________
  • Я слушаю внимательно, обобщаю________
  • Я делал все самостоятельно______________

Сумма баллов _____________

Д/з . Сочинение – рассуждение (70 — 90 слов)

«Когда родная земля становится бесконечно дорога…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме.

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и.

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов для проведенияв 2014 году государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУобучающихся, освоивших основные общеобр.

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку.

В помощь учителю русского языка и литературы.

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме.

Источник

Оцените статью