Резкая перемена настроения у ребенка

Частая смена настроения у детей — издержки плохого воспитания или проблемы со здоровьем?

Частые перепады настроени могут возникать у детей разного возраста. Только недавно малыш сидел и спокойно рисовал, и вот уже плачет и топает ногами. Или подросток: то задумчив, то печален, то полон энергии и готов свернуть горы. Почему дети подвержены частой смене настроения? Чем это может быть вызвано и как нужно на это реагировать?

Необоснованные перепады настроения могут вызвать у взрослых недоумение, недовольство и раздражение. Поначалу они пытаются объяснить поведение ребенка его избалованностью и начинают воспитывать. Но, видя, что это повторяется изо дня в день, рождаются вопросы: «А не является ли это проявлением какого-либо психического расстройства или отклонения в развитии?» Может быть, ребенок чем-то болен?

Почему у ребенка часто меняется настроение?

Перепады настроения свидетельствуют, прежде всего, о том, что ребенок находится в напряженном, растерянном состоянии. Он не знает, как себя вести, чего ожидать в дальнейшем. Обычно это происходит в кризисные периоды. Они могут быть вызваны возрастным развитием или же меняющейся окружающей обстановкой, отношениями с близкими. Часто таким образом ребенок хочет привлечь к себе внимание. На детей очень влияет атмосфера в семье, детском коллективе, и то, как ведут себя родители. Если одному из них присуще быть «человеком настроения», то ребенок будет копировать подобное поведение, не задумываясь — хорошо это или плохо.

Особенности возрастных кризисов

  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте у ребенка появляется желание делать все самому. А когда взрослые не разрешают, ребенок начинает бунтовать, и его настроение меняется от слез до смеха.
  • Кризис 6-7 лет. На него приходится поступление в школу — очень ответственный момент в жизни ребенка. И это тоже может послужить поводом к частой смене настроения. Особенно, когда родители возлагают на ребенка большие надежды. Ребенок переживает, боится не оправдать надежд и расстроить родителей.
  • Пубертатный кризис (11-15 лет). В подростковом периоде у детей идет интенсивное физическое и физиологическое развитие. В работе сердца, легких, мозговом кровоснабжении возникают функциональные расстройства, которые способствуют формированию перепадов мышечного и сосудистого тонуса. Эти перепады вызывают резкую смену физического состояния и, соответственно, настроения. Часто бодрое, веселое настроение у ребенка может внезапно смениться на печаль и полную апатию или наоборот, неожиданно веселье приходит на смену грусти.

Гиперактивные дети

Частая смена настроения характерна для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Такие дети не могут быть усидчивыми, внимательными. Понаблюдайте за ребенком на протяжении 5-6 месяцев. Если он не может играть в тихие, спокойные игры, не может сосредоточиться на чем-то одном, много говорит, забывчив, суетлив, его сложно уложить спать, то стоит обратиться к психологу. К гиперактивным детям необходим индивидуальный подход.

Как реагировать на частую смену настроения?

Чего не стоит делать

Не нужно на ребенка кричать, одергивать раз за разом, насмехаться, требовать беспрекословного послушания, подавлять, унижать. Избегайте фраз, запрещающих проявлять эмоции. Читайте статью Восемь ошибок родителей. Как воспитывать, но не калечить?

А что нужно?

  1. Поговорить с ребенком по душам, ненавязчиво выяснить, что у него вызывает беспокойство. За маленьким — нужно внимательно понаблюдать некоторое время. Постараться устранить причины, провоцирующие частую смену настроения.
  2. Разъяснить в вежливой и понятной форме, что можно делать, а что — нельзя. Иногда стоит записать и повесить на видном месте правила поведения. Ребенок будет чувствовать себя уверенней и спокойнее, когда он знает, что от него хотят. Возможно, нужно вместе спланировать режим дня.
  3. Научите ребенка контролировать свое поведение, сдерживать эмоции. Самый простой метод для преодоления вспышки гнева, агрессии — сделать 3-4 глубоких вдоха и посчитать про себя до 10-ти. Приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  4. Следите за успехами. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Похвала никогда не бывает лишней. Хвалите, поддерживайте, поощряйте.
  5. Научите ребенка вести дневник, оценивать в конце дня свои поступки. Это позволит ребенку анализировать свое поведение, избегать ошибок в будущем.
  6. Уважайте в ребенке личность, которая по-своему пытается познать мир, найти свое место в нем. Помните, что говорил выдающийся польский педагог Януш Корчак: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…».
  7. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном. Здоровый образ жизни поможет ребенку полноценно развиваться и преодолеть все возрастные кризисы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Оцените статью