- Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
- Как развить эмоциональный интеллект? Советы родителям и педагогам
- Виды интеллекта
- Эмоциональный интеллект
- Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
- Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
- Как развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект у детей?
- Книги, которые стоит прочесть
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
ирина сонина
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта
Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно и системно, как с математикой или чтением, и которая нуждается в своем особенном наборе выполняемых ею функций и их развитии.
Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект включает в себя:
• умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Ребенку необходимо овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Составляющие стрессоустойчивости, которые могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте:
• Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается
• Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма.
• Овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
• Умение расслабляться. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость) всегда вызывают мышечное напряжение. Чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Полному расслаблению способствует спокойное ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно (берег реки, озера, море и др.).
Содержание работы с детьми по развитию эмоциональной сферы можно представить следующим образом:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• психомышечная тренировка, способы релаксации;
• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
• использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, и т. д.);
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у воспитателей
• Будьте внимательны к своему эмоциональному состоянию! Старайтесь понимать причины, вызывающие эмоции. По возможности избегайте ситуаций, которые могут привести к возникновению нежелательных эмоций.
• При возникновении нежелательных эмоций старайтесь контролировать их. Используйте дыхательные упражнения, постарайтесь расслабиться, проговорите вслух то, что вы чувствуете.
• При общении с детьми будьте эмоциональны. Используйте экспрессивные средства общения: живую мимику и выразительную речь.
• Не менее важным быть внимательным к эмоциональным реакциям детей. Будьте чуткими к малейшим изменениям их самочувствия. Особенно важно умение слышать, наблюдать и понимать причины состояния детей, испытывающих трудности в период адаптации.
• Будьте внимательны и терпимы к родителям детей. Старайтесь понимать и управлять эмоциями матерей, чьи дети испытывают трудности в адаптационный период. Спокойствие и эмоциональное равновесие родителей играют большую роль в нормализации состояния ребёнка.
• Постарайтесь организовывать игровую деятельность. Большую роль в управлении эмоциями детей играет способность к организации досуга. В адаптационный период функция воспитателя не должна сводиться лишь к присмотру и уходу.
• Старайтесь строить взаимодействие и быть внимательным ко всем детям независимо от их личностных и индивидуальных особенностей.
Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» ФГБОУ ВО «Набережночелнинском государственном педагогическом университете» Институте дополнительного профессионального образования я учавствовала.
Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Детский возраст является.
Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы «Музыкальный урок тетушки Метелицы» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов «Развитие социального (эмоционального) интеллекта ребёнка» Консультация для педагогов: Подготовила: Социальный педагог: Литвинова Г. В. Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка.
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.
Видоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» Видео Увидела на страницах сайта сообщение о конкурсе Л. С. Выготского, проводимом компанией Рыбаковфонд, и решила тоже поделиться рассказать.
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» Представление на всероссийский конкурс имени Л. С. Выготского (из опыта работы). Меня зовут – Королёва Галина Владимировна, я работаю в.
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление.
Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.
Источник
Как развить эмоциональный интеллект? Советы родителям и педагогам
Виды интеллекта
Говард Гарднер считает, что интеллект — это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Это означает, что ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.
И тут очень важна личностная ответственность родителей — чтобы вовремя увидеть, в чем талантлив ребенок, к чему он тяготеет, какой интеллект ему необходимо развивать.
Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.
Эмоциональный интеллект
Популяризатором определения «эмоциональный интеллект» традиционно считается американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Почитайте его книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». А вот социальный психолог Питер Саловей и профессор психологии Джон Майер занимались разработкой самой концепции эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется.
Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей. А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением. Как позавтракать, как правильно проснуться, как реагировать на ухудшение погоды — у такого человека есть свои маленькие секреты, из которых выстраивается вся жизнь.
«Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность — профессиональная и жизненная».
Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность управлять эмоциями других людей и отношениями с ними.
Социальная умелость таит в себе и темную сторону. Человек, который использует эту способность в корыстных целях и нечестными способами, может манипулировать людьми.
Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
«Нормальный уровень самооценки — нулевой. У нее не должно быть знака „+“ или „-“. Но при этом она обладает гибкостью — меняется в зависимости от ситуации. Когда художник попадает в общество физиков-ядерщиков, он будет чувствовать себя скромно — и это нормально».
А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенций, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.
Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.
В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, понимание
отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.
И, наконец, в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде, содействие изменениям.
Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
К факторам, которые препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится надевание на себя чужой одежды, выдавание внешних деклараций — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или самосохранения). Часто с детства ребенок привыкает к такому поведению, и пытается понравиться и угодить сначала учителям и родителям, а потом и начальству на работе.
А вот недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?
Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции и ребенок тоже боится. Но ведь всем нам нужно понимать, что эмоции и чувства — очень важный тип ориентировки. Если бы эмоции и чувства были не нужны для выживания человечества, то они бы давно уже нивелировались — но они зачем-то все еще с нами.
Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область человеческой психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, и чувства, которые человек испытывает, пребывая во всем этом, и мотивы человека.
Еще несколько негативных причин:
- неумение чувствовать, алекситимия;
- не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию);
- спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов;
- показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе);
- страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника;
- незнание себя: своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности;
- показная взрослость и разумность.
И еще один важнейший фактор, который негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта, — ориентировка на результат, а не на процесс. А между тем, самое главное, что, например, может дать ребенку учитель начальных классов, — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей.
Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Посмотрите на фотографии людей, сделанные с помощью тепловизора. Удивительно, как температура тела реагирует на наши эмоциональные состояния. На картинке всего 14 разных примеров эмоций, но российские психологи выделили целых 80!
«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».
- Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
- Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
- Проявляйте наблюдательность, станьте отзывчивы, будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
- Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
- При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
- Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
- Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
- Снижайте перфекционизм.
- Проявляйте способность отключаться и переключаться.
- Будьте готовы слушать и слышать.
«Наберите в поисковике „список человеческих эмоций“. Скопируйте к себе и выделите разным цветом: что вы распознаете хорошо, что вам знакомо меньше, и какие эмоции вы не понимаете вообще. Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете».
Как развить эмоциональный интеллект у детей?
- Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
- и поступками.
- Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
- Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
- Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
- Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения. ).
- Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
- Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
- Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
- Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
- пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.
Книги, которые стоит прочесть
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
- Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
- Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
Источник