Рекомендации педагогам. Темперамент детей школьного возраста
статья на тему
Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребёнка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogam._temperament_detey_shkolnogo_vozrasta.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МО классных руководителей
Педагог-психолог Чабан Л. А.
Темперамент детей школьного возраста.
Рекомендации для педагогов
Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы.
Тип нервной системы /темперамент ———- Свойства нервных процессов
«безудержный» /холерик —— Сильный, неуравновешенный, подвижный
«живой» /сангвиник ———————- Сильный уравновешенный, подвижный
«спокойный» /флегматик ————— Сильный, уравновешенный, инертный
«слабый» / меланхолик ——————- Слабый, неуравновешенный, инертный
Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребёнка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.
Особенности высшей нервной деятельности у школьников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения
Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими.пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста. Ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказывали сказку, пытается затеять игру. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
— с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
— говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
— целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.);
— всё должно быть в меру, за два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
— необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
— воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами), где он будет подчиняться;
— приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать;
— необходимо строго соблюдать режим дня.
Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребёнок за короткое время легко осваивается в ОУ. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребёнок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В тоже время эта пластичность может оборачиваться отрицательной стороной: ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берётся, но ничего не доводит до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребёнка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они разрушаются. Поэтому основная работа с ребёнком-сангвиником — формирование у него настойчивости. Ребёнок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он слушается родителей, но также слушается совета случайных прохожих. У ребёнка разнообразные интересы, но постоянно расширяясь они становятся поверхностными. Дети-сангвиники стараются записаться в разные кружки, но ни в одном из них не достигают успехов – не хватает настойчивости. Ребёнок берётся за любое дело, но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить. Рекомендации:
— важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку; контролировать его действия и поступки;
— обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
— необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);
— целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
— важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности, учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Ребёнок — флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись — лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети — флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу. Поступление в ОУ связано с некоторыми сложностями: ребёнок долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участие в играх детей. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно. Как и всякий ребёнок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
— нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
— не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
— следует чаще хвалить детей за их быстрые действия;
— необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
— следует побуждать ребёнка к движению (подвижные игры, бег);
— побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
— нельзя резко обрывать ребёнка, необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
— привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик — это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Основные недостатки ребёнка меланхолика — пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.
— нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
— нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
— целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью, говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;
— ребёнку полезно заниматься спортом;
— надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми и с другими детьми;
— важно развивать у него общительность;
— необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.
«В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитания». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Источник
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента
консультация
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_i_roditelyam_po_vospitaniyu_i_obucheniyu_detey_s_raznym_tipom_temperamenta.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента
Психологические особенности обучающихся с разным типом нервной системы
Дети холерического темперамента:
- Активны, быстро берутся за дело и доводят его до конца.
- Любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их.
- Активны на уроке, легко включаются в работу.
- Им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа.
- Проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость, поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, не дописывать слова и т.д.
- Несдержанны, вспыльчивы, неспособны к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах.
- Обидчивы и гневливы, состояния обиды и гнева могут быть устойчивыми и продолжительными.
Рекомендации педагогам и родителям:
- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции.
- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.
- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.
- Поощрять инициативность.
- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.
Занятия и увлечения. Главное — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.
Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.
Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе — вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.
Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций — пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.
Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек — постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.
Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях — восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость.
Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках — помогите ему.
- Отличаются большой живостью.
- Всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое.
- Могут быстро охладеть к начатому делу.
- Принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.
- Могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро.
- Слезы быстро сменяются улыбкой или смехом.
- Эмоциональные переживания чаще неглубоки.
- Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, иногда поверхностностью.
- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.
- Учить быть ответственным за свои обещания
- Дать почувствовать преимущества верности в дружбе, в симпатиях.
Рекомендации педагогам и родителям: занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.
Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.
Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про «мелочи» в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения «ненужных», по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.
Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.
Ваш ребенок — как раз то самое «солнышко»? Тогда простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.
Дети флегматического темперамента
- Чувства слабо выражены.
- Спокойное и ровное поведение.
- Малообщительные, никого не трогают, не задевают.
- Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать.
- Не склонны к подвижным и шумным играм.
- Не обидчивы и обычно не расположены к веселью.
Рекомендации педагогам и родителям:
- Помочь преодолеть их некоторую леность.
- Развивать большую подвижность и общительность.
- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.
- Чаще заставлять работать на уроке.
- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.
С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду — вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая «белая ворона» может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории «неправильных» людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.
Дети с меланхолическим темпераментом
- Ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами.
- Их нелегко развеселить или обидеть, но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго.
- Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость.
Рекомендации педагогам и родителям:
- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.
- На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.
- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.
- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.
- Развивать общительность.
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом — «Людям свойственно ошибаться».
Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.
Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.
Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.
Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.
Диагностический инструментарий по определению темперамента предназначен для педагогов, родителей и обучающихся
Диагностика темперамента обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста
Инструкция: прочитайте следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребенка.
1. Любит шум и суету вокруг себя.
2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.
3. Нередко раздражен чем-то, возбужден, беспокоен.
4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.
5. Любит работу, которую надо делать быстро.
6. Дети считают его веселым.
7. У него часто меняется настроение.
8. Чаще молчит в обществе детей.
9. Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.
10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.
11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.
12. Не прочь похвастать, приукрасить события.
13. Часто не может усидеть на месте.
14. Его легко огорчить.
15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.
16. Легко переключается с одного поручения на другое.
17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.
18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.
19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.
20. Верит в себя, легко переносит неудачи.
Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;
холерика — 3, 5, 7, 13, 17;
меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;
флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.
Диагностика темперамента обучающихся 12 – 18 лет.
Инструкция: из четырех предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. Ключ к тесту). Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите еще одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту.
1. Я — человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.
2. Я — человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.
3. Я — человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.
4. Я — человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.
1 – холерический 3 — сангвинический
2 — флегматический 4 — меланхолический
Описания типов темпераментов
1. САНГВИНИК — эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.
2. ФЛЕГМАТИК — спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
3. ХОЛЕРИК — отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
4. МЕЛАНХОЛИК — быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.
Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых — ведущий, он более выражен. Это темперамент подтипа. Второй, дополнительный, вероятнее всего – тот, который проявляется на более глубоком психофизическом уровне типа – уровне акцентов типа.
Игры и упражнения для замкнутых детей дошкольного возраста
» Незнайка» . Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
«Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. ).
Совместные настольные игры . Хорошо, если участвуют несколько детей.
«Фантастический рисунок (фигура)». Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
Любые сюжетные игры . «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»).
Это игра поможет легче ребенку общаться с детьми.
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
- Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.
- Они получают по листу бумаги, по фломастеру и должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.
- Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.
- Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
В расчет принимается и качество работ. Лучшие работы зачитываются.
«Сиамские близнецы» — игра для замкнутых детей, желающих исправить это (от 6 — ти лет).
Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева — только левая. Вместе они и есть «сиамский близнец». И этому «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).
- Участники делятся на пары.
- Участники в паре становятся плечом к плечу и обнимают друг-друга ближайшей рукой за плечо соседа.
- Ведущий дает задание, которые пара (сиамские близнецы) должна выполнить.
- Игра может длится сколько угодно по желанию участников.
«Угадайка» (от 4х лет)
Неподвижная игра на развитие воображения и навыков общения.
Водящий загадывает предмет, а игроки должны отгадать что это за предмет, задавая вопросы, на которые водящий отвечает да или нет.
Игра развивает воображение и навыки общения.
Выбирается ведущий с помощью считалки или жребия
Обговаривается тематика загадываемых предметов (например: животные, предметы в комнате, общие знакомые и тп).
Ведущий загадывает предмет из данной темы.
Игроки по-очереди задают вопрос ведущему, на который тот отвечает да или нет.
Если какой-то игрок догадался что это за предмет, то он поднимает руку и говорит что это.
Если ответ верный, то игрок становится ведущим, иначе игра продолжается.
Источник