- Как учителю лучше справляться со стрессом
- Виктория Соколова
- Как стресс влияет на педагогов и класс
- Как мы реагируем на стрессовые ситуации
- Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий
- 1. Заручитесь поддержкой
- 2. Наведите порядок
- 3. Активизируйте свою нервную систему
- Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление.
- Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.
- Умывайтесь холодной водой.
- Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение.
- Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов»
Как учителю лучше справляться со стрессом
Виктория Соколова
Профессия учителя давно считается одной из самых напряженных работ в мире. Это в очередной раз доказал анализ Национального фонда исследований в области образования. Особенно сильно учителя стали подвержены стрессу в период пандемии, когда образовательные стандарты и методики начали резко меняться. В этой статье даем рекомендации, которые помогут преподавателям понять и устранить физические реакции на стресс, и наладить отношения с классом.
Как стресс влияет на педагогов и класс
Исследователи из Университета штата Пенсильвания изучили последствия стресса учителей. Педагоги с низкой стрессоустойчивостью ставят под угрозу не только свое здоровье, но и негативно влияют на школьный коллектив:
- чаще берут отгулы за свой счёт, тем самым перекладывая задачи на коллег;
- чаще увольняются одним днём, создавая нагрузку оставшимся учителям;
- чаще спорят и ругаются с коллективом.
Чем выше стрессоустойчивость, тем лучше человек подготовлен к решению проблем и поиску выхода из неприятных ситуаций. А случае с преподавателями, личная сопротивляемость стрессу влияет еще и на результаты школьников.
Наблюдения показали, что когда учителя испытывают сильные негативные переживания, это часто приводит к падению успеваемости в классе и снижению уровня социальной адаптации учеников.
Как мы реагируем на стрессовые ситуации
Высокие требования к работе, нереалистичные ожидания или нехватка ресурсов — наиболее распространенные источники стресса у педагогов. Многие сами испытали эти проблемы в прошлом году с внезапным переходом на онлайн-обучение.
Когда ваша администрация пришла к вам с новыми требованиями, не оставив времени на подготовку, как вы отреагировали? А если при этом вам ещё и сказали, что доплачивать не станут? Высока вероятность, что ваше сердце стало биться быстрее, или вы заметили, что мышцы на вашей челюсти сжимаются, или, возможно, вы потеете.
Это естественная реакция тела на стресс. Он восходит к доисторическим временам наших предков, когда людям нужно было быстро реагировать на голодного хищника или надвигающуюся физическую угрозу.
Проблема в том, что мозг не различает реальную физическую опасность — такую, как саблезубый тигр, и воспринимаемые угрозы сегодняшнего дня — куча документации или классное руководство. Мозг реагирует на них одинаково, что приводит ко всем умственным и физическим нагрузкам, а соответственно к хронической усталости.
Устойчивость к стрессу заключается в развитии способности уклоняться от этой автоматической, подсознательной реакции. Речь идет о поддержании равновесия, о том, чтобы помочь телу вернуться в физическое состояние покоя. К сожалению, большинство общих советов по управлению стрессом, которые даются учителям, на самом деле не адаптированы к их конкретным задачам.
Как справиться с хроническим стрессом: практический инструментарий
Если вы боролись с физическими последствиями стресса, вы, вероятно, слышали все клишированные советы по оздоровлению. Поспите еще. Делайте зарядку. Ешьте здоровую пищу. Больше гуляйте. Но, как учителю, перегруженному работой, вписать зарядку в свой и без того напряженный день? Ответ — другой подход к стресс-менеджменту.
1. Заручитесь поддержкой
Социальная поддержка — это проверенная стратегия управления стрессом. Она включает в себя заботу со стороны семьи, друзей и коллег по работе.
Для учителей одним из важнейших источников поддержки является администрация школы. Начальство должно предоставить правильные инструменты, ресурсы, обучение и профессиональное развитие для педагогов, чтобы они могли хорошо выполнять свою работу и чувствовать максимальную уверенность в своих силах.
2. Наведите порядок
Многие учителя говорят, что испытывают стресс из-за хаоса в учебной программе.
Если навести в работе порядок, у мозга появится ощущение структуры, регулярности и предсказуемости. Это поможет сосредоточиться, успокоить физиологическую реакцию на стрессовые ситуации. Например, можно:
- Составить личную учебную доску, которая поможет упорядочить время занятий. Или пользоваться другими виртуальными помощниками, например создать чат-бот.
- Постоянно заниматься после работы чем-то приятным. Найдите то, что помогает вам расслабиться и превратите это в привычку. Принимайте ванну, смотрите по одной серии глупого ситкома, читайте книгу.
3. Активизируйте свою нервную систему
Ваша нервная система помогает противостоять той первоначальной реакции на саблезубого тигра, о которой писали выше. Если вы хотите иметь высокий уровень стрессоустойчивости, используйте эти техники:
Занимайтесь дыхательными упражнениями. Они помогут замедлить ваше сердцебиение, сосредоточить мысли и снизить кровяное давление.
Коротким рывком вдохните воздух, медленно выдохните с натиском. Повторите несколько раз.
Медленно вдыхайте воздух через нос, задержите дыхание на несколько секунд, выдыхайте ртом. В процессе можно визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции.
Вдыхайте и выдыхайте через нос по четыре секунды — завершая каждый вдох и выдох, задерживайте дыхание на четыре секунды. Повторите упражнение несколько раз.
Проветривайте помещение как можно чаще, поставьте себе напоминание, если забываете.
Умывайтесь холодной водой.
Хвалите себя. Каждое «молодец», сказанное себе мысленно за хорошо выполненную работу, способно поднять настроение.
Помните, что усиление устойчивости к стрессу начинается с маленьких изменений, которые имеют большое значение. Добавьте эти простые стратегии в свою жизнь, чтобы улучшить и свое самочувствие, и результаты учащихся.
Доктор Джон Коллик (John Collick), глава департамента Стратегии Образования Promethean
Есть одна японская техника, которая позволяет организовать быструю и эффективную взаимную поддержку в коллективе. Она называется «Чорей», что в переводе означает утренние собрание.
Ее суть в том, что все участники группы утром собираются вместе и рассказывают друг другу о том, что собираются делать в течении дня. Они также задают друг другу вопросы, обсуждают важные проблемы или ищут совета у коллег. Руководитель на этих собраниях рассказывает о новых стратегиях или инициативах, которые касаются всего коллектива.
Эту технику легко можно использовать и онлайн: достаточно любого мессенджера, например, Telegram или WhatsApp. Если учителя создают общий чат, они могут каждое утро проверять, какие у них планы на день. Чат можно использовать как форум, чтобы попросить совет, помощь или дополнительные ресурсы.
Коллеги могут отправлять свои комментарии, просматривать историю переписки, а также заходить и уходить из чата, когда им удобно. Такое взаимодействие требует очень мало времени, но помогает сплотить коллектив и дать каждому его члену ощущение поддержки сообщества.
Статья переведена с английского языка и дополнена редакцией Педсовета.
Источник
Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов»
Ирина Марухнич
Семинар-практикум «Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект мероприятия для работы с педагогами. Буду рада, если для кого-то материал окажется полезным.
Оказание психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их самочувствия.
1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью их предупреждения и преодоления возможных последствий психического напряжения, поддержание оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности.
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Материал: листы бумаги, ручки по количеству участников, карандаши, корзинка с подарками (спички, конфеты, шишки, ракушки, мелкие игрушки и пр.).
— Психологическое занятие начинается с ритуала приветствия, поэтому мы с вами сейчас поприветствуем друг друга, но не совсем обычным способом.
Игра «Подарок по круг у».
По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.
— Мы педагоги подвержены стрессам и эмоциональным перегрузкам. Но как бы тяжело не было на душе, необходимо находить положительные стороны даже казалось бы в отрицательных ситуациях и явлениях. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы научиться видеть хорошее.
— Я хочу предложить вам упражнение «Ловец благ а».
— Назовите положительные стороны стресса. Педагоги устно дают ответы:
— Стресс мобилизует защитные силы организма.
— Помогает пересмотреть свое отношение к ситуации.
— Благодаря стрессу, мы меняем свое отношение к другим людям.
Затем предлагаются следующие ситуации для письменных ответов:
1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на работу?
2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы поехать отдохнуть?
3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
— Кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации? Кому больше? Кому три? Кто не нашел ни одной?
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
Упражнение «Уровень счаст ья»
— Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.
— Кто нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто 5; кто ни одного?
— Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он на половину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между людьми не в том, что они имеют, а в отношении к тому, что они имеют. Как говорил «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».
Пантомимическая разминка. Игра «Найди па ру»
— Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».
— Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
— А сейчас мы с вами повысим нашу самооценку. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите: «Я – молодец!»
— Как мы уже говорили важно для снижения напряжения также правильное питание. Поэтому сегодня я хочу предложить вам приготовить себе салат, который называется «Красота, покой, здоровье».
— Все необходимое для салата у вас имеется на столе, пожалуйста, готовьте.
Педагоги готовят себе салат.
— Конечно, в стремительном ритме жизни без стресса не обойтись, но прежде чем бежать в аптеку за очередным успокоительным, лучше вспомнить о народных средствах.
— Чай к нашему салату мы заварим из трав. Выбирайте на свой вкус.
Настой ромашки хорошо помогает при бессоннице, облегчает головную боль и мигрень. Он отлично снимает напряжение после рабочего дня, помогает расслабиться.
Мелисса успокаивает, но не вызывает сонливости. Настой можно пить 2-4 раза в день по стакану. Это позволяет не только успокаивать нервы, но и повысить общий тонус организма.
Душица – отличное средство для людей, страдающих от чрезмерной раздражительности. Идеально подходит для женщин, подверженных предменструальному синдрому.
Мятный чай успокаивает и поднимает настроение. Хорошо помогает при депрессии и переутомлении.
Иван-чай принимают при повышенной нервной возбудимости. Он лечит стресс, укрепляет иммунитет, снимает головную боль. Иван-чай хорошо подходит для эмоциональных женщин, которые склонны преувеличивать масштабы проблем и принимать все близко к сердцу.
Педагоги дегустируют чай.
Упражнение «Я в лучах солнц а».
— На листе бумаги нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте свой автопортрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество.
— И в завершении нашей сегодняшней встречи я хочу предложить вам послушать притчу.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
. Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Анкетирование педагогами родителей, посетивших родительское собрание или открытое занятие с детьми Уважаемые коллеги, начинает свой очередной разбег новый учебный год. Скоро начнутся родительские собрания, открытые мероприятия и конечно.
Стол для рисования песком Добрый вечер, коллеги! Спешу поделиться с Вами еще одним развивающим пособием — столик для рисования песком. данный столик был создан для.
Источник