Как найти подход к людям с разными темпераментами?
Почему с некоторыми приятными нам людьми мы можем найти общий язык и подружиться, а с другими натыкаемся на стену непонимания? С одними мы часами можем беседовать на совершенно разные темы, а с другими – даже элементарные вещи обсудить трудно? Возможно, все дело в особенностях темперамента, которые необходимо учитывать при общении. Давайте побольше узнаем, какими фундаментальными знаниями нужно обладать, чтобы найти подход и построить гармоничные отношения с людьми с разными типами темперамента.
Как найти подход к холерику
• Вам нужно научиться говорить достаточно громко и четко: этот импульсивный темперамент не любит невнятную и тихую речь.
• Холерики обожают комплименты, но если только они не похожи на грубую лесть, а высказаны искренне, от чистого сердца и честно.
• Если возник спорный вопрос, не критикуйте и не повышайте тон на холерика, иначе вместо разумного объяснения вы получите громкий скандал. При решении спорного вопроса лучше начать с искренней похвалы (всегда можно найти что-то хорошее!), подкрепить предмет спора четкими и вескими доводами, а завершить признательностью за данный диалог. Тогда есть шанс, что холерик будет способен поменять свою точку зрения или уступить в споре.
• Холерики очень любят давать указания своему партнеру. Всегда просите его показать вам, как нужно, по его мнению, выполнять то или иное дело: водить машину, готовить суп, играть с ребенком и т.д.
• Для проведения совместного отдыха пригласите холерика на какое-нибудь творческое мероприятие типа концерта или похода в театр. Они просто обожают создание культурных программ с последующим обсуждением.
Как поладить с сангвиником
• Примите как данность, что сангвиники стремятся понравиться всем без исключения. Поэтому будьте готовы, что его искренний интерес и внимание будут адресованы не только вам, но и всем вокруг.
• Постоянно удивляйте сангвиника, не будьте для него заурядным – и тогда ваши отношения будут стабильны и продолжительны. Этот тип темперамента не выносит скуки, равнодушия и рутины.
• Относитесь с любопытством к увлечениям этого типа характера, поддерживайте в начинаниях: сангвинику очень важно ощущать интерес посторонних к тому, что он делает.
• Сангвиники нуждаются в поощрении, положительной оценке: они готовы горы свернуть, если услышат добрые слова в свой адрес.
• Этому типу темперамента явно не хватает дисциплинированности и организованности, поэтому всегда перепроверяйте ваши совместные планы, даже если есть предварительная договоренность.
Как найти подход к флегматику
• В силу природной медлительности флегматик попросту не может быстро действовать или незамедлительно принять или озвучить свое решение. Поэтому все мероприятия, будь то свидание или поход в гости, должны планироваться заранее.
• Флегматики плохо переносят разного рода внезапности: им необходимо не только собраться, скажем, в театр, но и заранее привыкнуть к этой мысли. Поэтому введите их в курс дела относительно своих планов загодя.
• Даже не пытайтесь навязать этому типу темперамента свое мнение, требования или выполнение условий. Для флегматика существует только его личный выбор и путь. В противном случае вы спровоцируете такой приступ ярости, что мало не покажется!
• В отношениях флегматики не будут ярко проявлять свои чувства и эмоции, но это не означает, что они «сухари». Вам нужно учиться считывать «внутренние» эмоции и настроение своего скрытного партнера.
• Флегматикам свойственно занижать свои возможности, поэтому вера в них поможет преодолеть закомплексованность и сомнения в способностях. Почаще давайте им понять, что вы верите в них.
Как поладить с меланхоликом
• Смиритесь, что меланхолик в силу особенностей нервной системы очень уязвим, раним, тонок и капризен.
• Этот тип темперамента, как никто другой, нуждается в похвале, внимании и поддержке. Однако очень легко выведет вас на чистую воду, если комплименты будут неискренни и не будут идти от сердца.
• Не принимайте близко к сердцу все жалобы, обиды, недомогания меланхолика: ему вы все равно не поможете, но можете навредить собственной психике.
• Не спешите обижаться, если на ваши предложения выйти в свет, например, в клуб, кино, вечеринку, меланхолик ответит отказом: ему больше по душе уединение с книгой или посиделки перед телевизором в домашней спокойной обстановке.
• Помните, что меланхолики – самые непунктуальные люди, поэтому учитывайте этот факт, если назначаете встречу или свидание. Все дело в том, что эти товарищи воспринимают время медленнее, чем диктует реальность.
Знание особенностей обращения с разными типами темперамента позволит вам построить ровные и гармоничные отношения и на работе, и в личной жизни. А сами вы прослывете настоящим дипломатом, способным найти общий язык с любым человеком.
Источник
Особенности общения по типу темперамента
Введение
В мире нет одинаковых людей. Они обязательно будут отличаться друг от друга интересами, умениями, внешностью, мировоззрением, и, пожалуй, самым главным и труднопреодолимым, – темпераментом. Именно из-за него многие не могут найти общий язык, и возникает недопонимание. Так, например, оптимист не понимает грустный настрой пессимиста, или же человек, способный быстро думать и делать дела, не примет к себе в команду медлительного напарника, и так далее.
Несмотря на большое различие в психофизиологических особенностях, слаженное общение возможно, но необходимо проявлять терпение. Для каждого типа людей (меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик) подходят разные виды общения.
Общение с холериком
Холерики – очень сложный народ. Они бурно реагируют на происходящее, нет стабильности в настроении, неуравновешенны, нетерпеливы, но отдаются полностью своему делу, никогда не сидят, сложа руки, решительны, любят четкие указания. Чтобы обратить их внимание на себя, потребуется говорить громко и четко. Если желаете сказать комплимент, то он обязательно должен быть от души. Если же это будет банальная лесть, они это почувствуют и изменят о вас свое мнение. Они не терпят возражений, критики и когда на них повышают голос.
При возникновении ссоры по чьей-либо вине холерики несдержаны в высказываниях и порой могут наговорить собеседнику оскорбительных выражений, таким образом задев его чувства. На самом же деле, в другое время и другом месте, от них можно услышать совершенно иные высказывания. В ярости они находятся недолго, и главное, во время ссоры не наговорить ничего лишнего в их адрес, т.к. они очень обидчивы. Поэтому не нужно воспринимать всерьез их смену настроения и мысли на ваш счет. Если рассматривать холерика в работе, то это ценный сотрудник. У него много энергии, поэтому за любое задание берется охотно и всегда показывает хорошие результаты. Ведь одна из их особенностей –добиваться поставленной цели. Но ему обязательно нужно предоставлять передышку, иначе большая нагрузка может довести его до истощения нервной системы.
Общение с сангвиником
Человек с таким темпераментом считается самым жизнерадостным и веселым. Обычно темперамент этих людей позволяет им легко побороть собственные комплексы. Даже в неудачах он старается найти положительные стороны и делится своим настроем с окружающими. Также они очень общительны. В их окружении присутствует много друзей и знакомых, и список постоянно пополняется. Особенно они привязываются к тем, с кем у них постоянно происходит смена настроения и жизнь становится более яркой.
Сангвиники настолько дружелюбны, что может сложиться впечатление, будто с ними невозможно поругаться. Но, к сожалению, у каждого в голове свои тараканы, и порой не знаешь, чего от них ожидать. Сангвиники не углубляется в проблемы, а рассматривают все поверхностно, поэтому торопливы с выводами. Из-за этого они допускают ошибки, признаться в которых им трудно. Если, при возникновении разногласий, вы желаете продолжить общение с этим человеком, лучше попросить прощения первыми. Они так устроены: признавать свои ошибки и просить за это прощение они не умеют. Также у них очень развито невербальное общение, т.к. мимика лица раскрывает все эмоции. И если внимательно к ним приглядеться, то можно заметить, что на данный момент испытывает ваш собеседник.
Общение с меланхоликом
В отличие от первых двух типов темперамента меланхолики очень ранимы и переживают даже из-за незначительных неудач. При повышении на них голоса, оскорблении или высказывании недовольства их нетрудно ранить. Порой могут даже обидеться на неудачную шутку. А обида у них в душе поселяется на долгое время. Они очень сентиментальны. Если вы желаете подружиться с таким человеком, достаточно рассказать грустную историю, связанную с вами, в результате которой вам необходима моральная поддержка. А учитывая такую специфику характера, можно пригласить меланхолика на мелодраму, т.к. на нее они пойдут охотнее, чем на другой жанр фильма.
Меланхоликам больше подойдет должность, где не требуется спешка. Тогда выполнять свою работу они будут с учетом всех деталей и нюансов. А вот скорость и быстрота вводит их в панику, и сосредоточиться на задании у них уже не получается, в связи с чем допускают много ошибок.
Общение с флегматиком
Люди, относящиеся к этому типу, имеют бедную мимику лица, постоянство настроения, невозмутимость, безразличие к происходящему. Из-за их ауры мрачности и самоуверенности люди их иногда мысленно награждают антисоциальным расстройством личности. Может даже показаться, что в этой жизни их ничего не интересует, хотя на самом деле так оно и есть. Из-за того, что они не проявляют своих эмоций, общение дается сложно. Но все же подход к ним найти можно: во-первых, они любят выполнять свою работу медленно, поэтому лучше не требовать от них быстрого выполнения задания. Во-вторых, флегматики хорошо сходятся друг с другом, и при попытке с ними подружиться необходимо это учесть. В-третьих, при общении говорите понятные для них фразы, избегая различного сленга.
Один человек может сочетать в себе несколько темпераментом, но один при этом все равно преобладает. Учитывая специфические особенности, можно найти подход к любому.
Источник
Взаимодействие людей с разным типом темперамента
Если вы хотите улучшить ваше общение с окружающими, повысить его эффективность, то должны учитывать особенности темперамента собеседника. Вот какие советы дает Р.М. Грановская. Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответственную реакцию. В то же время любой его поступок надо требовательно и справедливо оценивать. При этом отрицательные оценки необходимо делать в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Надо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика целесообразно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с. ним наедине. Такой человек требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку желательно использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Интересно рассмотреть вопрос о психологической совместимости людей с разным типом темперамента.
Высокий уровень совместимости характерен для противоположных типов темперамента, то есть меланхолик – сангвиник и холерик – флегматик, которые прекрасно дополняют друг друга. Например, взрывчатость холерика гасится спокойствием флегматика, а пессимизм меланхолика компенсируется жизнерадостностью сангвиника.
Средний уровень совместимости характерен для рядом расположенных типов темперамента. Но при этом паре холерик – меланхолик будут присущи резкие переходы от высокой активности к полной пассивности, а эмоциональная неуравновешенность пары может иногда превращать их жизнь просто в ад. Пара меланхолик – флегматик будет характеризоваться невысокой инициативностью и некоторой отчуждённости друг от друга. Пара флегматик – сангвиник окажется «очень спокойной» к чувствам и мнениям других, да и друг друга тоже. В паре сангвиник – холерик возможно частое выяснение отношений «Кто главный?» или «Почему ты, а не я?».
Низкий уровень совместимости характерен для пар с одинаковым темпераментом. Этим парам свойственна низкая стабильность, так как им всем чего-то не хватает: двум холерикам – спокойствия, двум меланхоликам – бодрости, двум флегматикам – инициативности и быстроты реагирования, двум сангвиникам – чувствительности и последовательности.
Но не следует забывать об огромных возможностях приспособляемости людей друг к другу. И здесь большую роль играет способность к накапливанию житейской мудрости, опыта.
Зная свой темперамент и темперамент окружающих его людей, человек должен опираться на положительные свойства и преодолевать отрицательные.
Практические задания
Задание 1.
Определите, какой тип темперамента характеризует каждое из представленных ниже свойств.
Легко расстраивающийся, тревожный, изменчивый, чувствительный, ригидный, пессимистичный, благоразумный, контактный, непостоянный, пассивный, рассудительный, отзывчивый, беспокойный, сдержанный, необщительный, оптимистичный, агрессивный, общительный, непринужденный, разговорчивый, возбудимый, склонный к лидерству, осмотрительный, тихий, доброжелательный, склонный к рассуждениям, жизнерадостный, контролируемый, импульсивный, надежный.
Задание 2.
Определите возможный тип темперамента.
1. При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
2. Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
3. Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
4. Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении задачи теряет всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
5. Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
6. Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
7. При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
8. Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
9. Всю перемену мальчик пробегал по коридору, периодически толкая своих одноклассников явно с целью вовлечь их в игру.
10. Отвечая на вопросы учителя во время открытого урока, ученик не волновался, проявлял смекалку, говорил отчетливо и громко.
11. Узнав о предстоящей завтра директорской контрольной работе по алгебре, девочка плохо спала всю ночь.
12. Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса.
13. Ученик не успел выполнить аппликацию в течение урока и остался на перемену ее доделывать.
14. Поссорившись с приятелями во время игры в футбол на уроке физкультуры, мальчик уже спустя 15 минут по дороге домой обсуждал с ними вчерашний матч.
15. Посмотрев «Собаку Баскервиллей», девочка некоторое время боялась ходить одна по вечерам.
16. Несмотря на неожиданно полученную тройку за диктант, ученик был на уроке активным, как обычно.
17. Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
18. Прочитав эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, а потом целый вечер пребывала в печали.
19. После того, как его команда победила в «Веселых стартах», он бурно радовался, прыгал, хлопал в ладоши и кричал.
20. Когда на классном собрании было решено идти в следующие выходные в двухдневный поход, он по собственной инициативе возглавил орггруппу, и уже через три дня провизия и необходимое снаряжение были подготовлены.
21. Собираясь шить платье к выпускному вечеру, девушка долго подбирала фасон и ткань, раздумывала о том, шить наряд самой или лучше отдать портнихе.
22. После урока природоведения по теме «Птицы зимой» ученик загорелся идеей сделать кормушку для птиц, но, придя домой, увлекся игрой в мозаику и забыл о своих прежних намерениях.
23. Когда на утреннике во время игры «Платочек» в очередной раз остановилась музыка и пришел черед одного из второклассников петь, танцевать или рассказывать стихотворение, он от неожиданности растерялся и даже приготовился заплакать.
24. Когда на уроке домоводства в отсутствие учителя- школьница по неосторожности сильно поранила ножом руку, ее подруга, не теряя времени, усадила девочку, обвязала руку чистым носовым платком и побежала за медсестрой.
25. Во время устного счета он несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.
26. Получив от учителя предложение перейти в специализированный математический класс, девятиклассница ответила, что должна некоторое время подумать, а также посоветоваться с родителями.
27. Пролив на себя в столовой какао, девочка весь остаток учебного дня ходила печальная, то и дело осматривая пятно на платье.
28. Задумав поступать после школы на специальность «История», одиннадцатиклассник записался на подготовительные курсы, навел справки, куда можно будет «перебросить» документы в случае неудачи, узнал насчет проходного балла в прошлом году, взвесил свои шансы.
Задание 3.
Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента, в следующих ситуациях.
При выполнении расчета на компьютере у программиста неожиданно происходит сбой в программе.
Начальник поручает сотруднику срочно составить важный доклад.
Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.
Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.
Коллега просит еще раз объяснить неясный для него вопрос.
Две подруги пошли «за компанию» в торговый техникум. Одна – значительный экстраверт, другая – ярко выраженный интроверт. Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера.
Задание 4.
Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 10 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).
Задание 5.
Определите, какие свойства или тип темперамента учитывались авторами следующих психолого-педагогических рекомендаций.
1. Если учитель захотел спросить этого ученика, то пусть наберется терпения выслушать его соображения до конца, сколько бы времени от урока это ни заняло.
2. Общающимся с таким мальчиком детям лучше не вступать с ним в перепалки во избежание лишних ссор и драк.
4. Чтобы ребенок не впал в депрессию после получения им «двойки» за самостоятельную работу по физике, учителю следует подбодрить его, сказав, что это, очевидно, всего лишь нелепая случайность, ведь на самом деле он способный ученик.
5. Для участия в КВН целесообразно делегировать в школьную команду именно эту девочку.
6. Если мама хочет, чтобы ягоды, привезенные с дачи, были тщательно перебраны, то не нужно поручать это дело такому ребенку.
7. Если школьному библиотекарю нужна помощью в оформлении картотеки, классный руководитель может посоветовать ей взять в помощники такую ученицу.
8. Из работ на пришкольном участке этому ученику целесообразнее поручить носить воду для полива.
9. Ведущими праздничного концерта учителю лучше выбрать таких детей.
10. Высказывая в адрес такого ребенка какие-либо негативные оценочные суждения или делая ему замечания, родителям и учителям следует быть очень тактичными, чтобы у него не возникло мысли о том, что он плохой и никто его не любит.
11. Если молодой учитель желает, чтобы его урок произвел впечатление на завуча, то ему лучше делать ставку на таких учеников.
12. Если мама предполагает, что ей придется высидеть большую очередь к врачу, то во избежание двойного утомления для нее лучше не брать с собой сына.
13. Организуя срочный выпуск праздничной стенгазеты, классному руководителю следует включить в оформительскую группу таких ребят.
14. При наборе из числа восьмиклассников участников дискуссионного вечера учителю лучше отдать предпочтение таким ученикам.
15. Если вдруг во время похода группа школьников сбилась с маршрута и заблудилась в незнакомом лесу, чтобы не возникла паника, ни в коем случае не нужно говорить об этом таким детям.
16. Родителям не стоит заставлять такого ребенка делать все уроки сразу, не вставая из-за письменного стола.
Задание 6.
Тип темперамента | достоинства | недостатки |
сангвиник | ||
холерик | ||
флегматик | ||
меланхолик |
Задание 7.
Определите для себя круг «выгодных» — легко преодолимых и невыгодных — труднопреодолимых жизненных ситуаций. Подготовьте для себя множество рекомендаций, направленных на оптимизацию своего бытия (общения и деятельности).
Список литературы
Белоус, В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус — Пятигорск, 1990.
Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Л.: Изд-во Ленинградского университет, 1988.
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001.
Мерлин, B . C . Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — М., 1986.
Мерлин, B . C . Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин.- М., 1964.
Романов, К. М. Практикум по общей психологии : учебное пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. — Издательство — Московский психолого-социальный институт (МПСИ); «МОДЭК», 2002.
Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. — 1985. — № 11. — С. 19-33.
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. — М., 1982.
Теплов, Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
Источник