Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rek-tsii_igry_dlya_emots-oy_sfery.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Работа с детской агрессией
Что такое детская агрессивность?
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб.
— Нарушение и дисфункция нервной системы.
— Нарушенное воспитание в семье.
— Негативное влияние окружающей среды.
Часто в семьях, где воспитывается агрессивный ребенок, родители активно демонстрируют следующее поведение – кричат на него, унижают чувство собственного достоинства, бьют. В такой ситуации ребенок накапливает гнев, который начинает разрушать его внутренний мир, у него понижается самооценка, мотивация к деятельности, формируется тревожность лежит в основе и агрессии, и боязливости, замкнутости. В случае, если такой ребенок встречается с более слабым, он обидит его вернув обиду миру, а если с более сильным – у него постепенно будет развиваться чувство патологического страха. Такой малыш вырастет драчуном или всего боящимся неудачником.
Все хорошо в меру, и наказания не должны стать вечным спутником, т.к. в итоге или они превращаются в пустой звук и ребенок уже не реагирует на нормальное отношение или слушается, только когда с ним говорят на повышенных тонах.
Очень важно демонстрировать такому ребенку доброжелательное отношение, веру в его лучшие качества, любить его. Приоритет здесь отдается нравственному воспитанию, развитию гуманности, эмпатии, созидания.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, высокую эффективность имеет использование изотерапии. Детям нравится играть с водой, глиной, песком. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальчиками, ладошками, ножками. Темы рисования: «Мой добрый поступок», «Мы – друзья!», «Как я был злым» и др.
С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари и т.п.).
Взрослым, которые окружают агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед выпадами ребенка способствует повышению его агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Хорошо, если я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание только на негативные действия детей, а хорошее поведение воспринимают как должное. Для детей важно создавать «ситуации успеха», которые развивают у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах, обращая внимание на их хорошее поведение и одобряя их.
Коррекционную работу следует проводить параллельно с ребенком и его родителями. В зависимости от выявленных причин в работе с родителями нужно сосредоточиться на смене негативной установки в отношении к ребенку на позитивную, на вооружение родителей способами снятия детской агрессивности. И помнить всегда, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых.
Критерии детской агрессивности
— быстро выходит из себя;
— противоречит взрослым, спорит;
— демонстрирует упрямство и негативизм;
— специально выводит из себя окружающих;
— не берет ответственность за проступок на себя;
— имеет повышенный уровень раздражимости;
— радуется беде другого.
Агрессивность имеет место, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.
Методы снятия детской агрессивности
- Одним каучуковым мячиком сбивать другие мячики, плавающие на воде.
- Сдувать из дудочки кораблики.
- Сжимать и разжимать кулочки.
Выход агрессии социально приемлемыми способами.
Цель – обучение способам адекватного выражения гнева.
«Маленькое привидение»: превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко)ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).
«Рубка дров»: ребенок рубит воображаемым топором дрова с криком «ха!». Это поможет выдоху гнева.
«Толкалики»: (в паре). Дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руги на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаются сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!
«Мячик»: ребенок садится на корточки, голову прижимая к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий, «мячик» можно подбросить несколько раз вверх.
«Конкурс художников»: ведущий заранее готовит черно-белый рисунок какого-нибудь сказочного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпу и т.п.
При этом можно устроить конкурс – чей персонаж выглядит добрее всх?
«Почему подрались мальчишки»: ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчишки. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончилась драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было поступить по- другому.
«Я могу защитить…»: дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…» Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…».
Детям важно научиться «выпускать» свою агрессивность. Им можно предложить:
— драться с подушкой;
— использовать физические силовые упражнения;
— нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
— использовать «мешочек для криков»;
— постучать по столу надувным молотком и т.п.
Работа с тревожными детьми
Что такое детская тревожность?
Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Тревожность – это чувство небезопасности. Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, не выполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Это может быть связано с высоким статусом родителей, не желанием видеть в ребенке неудачника. Нередко и сами родители тревожно-мнительны, и малейшая неудача воспринимается как катастрофа. Многим родителям тревожных детей самим необходимо заняться повышением самооценки.
Можно посоветовать родителям хотя бы в течении одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели сделать ребенку, и все поощрения. Это поможет увидеть, какой метод воспитания доминирует – негативный или позитивный. При повышении строгости, излишней требовательности и раздражительности у ребенка формируется тревожность.
Также вы можете написать список достоинств и недостатков вашего чада и увидеть то, каким вы его воспринимаете. В человеке всегда есть и хорошее, и плохое, и закон сохранения равновесия работает и здесь. Еще мудрецы говорили: если ты смотришь на что-то и видишь это с одной стороны – плохой или хорошей, — считай, что ты слеп.
Ваш малыш – ваша радость, и чем больше света вы ему дадите, тем светлее ему будет идти.
Критерии детской тревожности
— неуверенность в себе.
Тревожность предполагается, если хотя бы два из вышеуказанных критериев постоянно проявляются в поведении ребенка.
Методы снятия детской тревожности
— Разложите сложные действия на несколько простых;
— используйте принцип поэтапности;
— старайтесь не соревноваться, т.к. тревожный ребенок не уверен в себе и уже заранее расстраивается, что обязательно проиграет.
«Воздушный шарик». Цель – снижение психоэмоционального напряжения. Ребенка просят представить, что он надувает шарик. Нужно вдохнуть воздух, поднести воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувать его.
«Смелый чебурашка». Цель – повышение уверенности в себе. Ребенок превращается в чебурашку, залезает на стул и громко читает в слух стихотворение.
«Насос и мячик». Цель – снижение мышечного напряжения. На звук «ш-ш-ш» из положения сидя медленно поднимается в верх, вытягивая руки; на звук «с-с-с» медленно возвращается в исходную позицию – садимся на корточки, обхватываем руками колени.
«Я – король». Цель – повышение самооценки. Ребенок в роли короля делает указания, сидя на троне: принеси мне игрушку, спляши польку и т.п.
«Книга моих подвигов». Цель – содействовать повышению самооценки у детей. Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг – побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
«Ау!». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
«Потерялась девочка». Цель – способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявления по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
Методы и приемы, используемые в работе с родителями, по снижению уровня детской тревожности :
- «Игротерапия для родителей» — обучение родителей игровым упражнениям, играм, направленным на снижение детской тревожности, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
- «Поздороваемся глазами» — прием, используемый для установления контакта глаза в глаза. Этот прием направлен на снятие имеющегося эмоционального напряжения в общении, при контакте с другими людьми.
- «Общение с близким человеком» — хороший способ для снятия нервного напряжения.
- «Улыбка» — дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки в установление эмоционально-положительного контакта.
- «Дыхание» — рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения.
- « Настройка на определенное эмоциональное состояние» — дается установка на положительные эмоции.
- «Релаксация», «Аромотерапия», «Фитотерапия» , предназначены для расслабления, успокоения, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Рекомендации родителям тревожных детей:
- Необходимо обсуждать с детьми их проблемы, тогда тревожные дети смогут почувствовать, что аналогичные ситуации случаются и с другими детьми.
- Чаще называть ребенка по имени.
- Чаще хвалить в присутствии других детей и взрослых.
- Не торопить при выполнении каких-либо заданий.
- Использовать только методы положительного стимулирования.
- Не сравнивать результаты тревожных детей с результатами других детей.
- Переключать внимание ребенка на занятие любимым делом.
- Максимально повышать мышечную нагрузку ребенка – интенсивные занятие физкультурой и спортом (можно использовать плавание, как успокаивающий и расслабляющий вид спорта).
- Настраивать ребенка на положительное эмоциональное настроение.
- Использовать методы аромо- и фитотерапии для стабилизации положительного эмоционального состояния.
- По возможности использовать максимальное количество приемов арттерапии, как отдельно, так и в комплексе (изотерапию, игротерапию, музыкотерапию, сказкотерапию и т.п.) в повседневной жизни, как средства для самовыражения, снятия отрицательных переживаний и эмоций тревожных детей, и как средства стабилизации положительного эмоционального состояния.
Источник
Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков»
рабочая программа по психологии
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_evs_podrostkov.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков
Для обучающихся 5-9 классов
Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально — волевая сфера. В этом возрасте особенно остро переживаются все эмоции от положительного взлета до молниеносного падения. Таким образом, в работе с подростками требуется целенаправленная коррекционная работа, предполагающая самопознание внутренних психических актов и состояний. Основываясь на особенностях подросткового возраста, в коррекции эмоционально — волевой сферы используются следующие методы: арттерапия, психогимнастика, игротерапия, групповая дискуссия.
Данная программа предназначен для детей старшего подросткового возраста, предполагает групповую форму работы. Проект рассчитан на 3 занятия по 2 часа. Общая продолжительность 6 часов.
Цель – коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений.
- Дать эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога;
- Помочь пережить в группе те чувства, которые подросток часто испытывает в реальной жизни;
- Развить волевое поведение подростка;
- Обучить выражению собственных негативных и позитивных чувств.
Учебно – тематический план
Эмоции и чувства
Познавательная беседа, практическая работа
Как справиться с плохим настроением
Практические упражнения, ролевая игра
Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение
Дискуссия, демонстрация, тестирование
Тема 1 «Эмоции и чувства». Беседа о правилах выражения эмоций и чувств. Раскрытие понятий: воля, сила воли, волевые качества. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.
Тема 2 «Как справиться с плохим настроением». Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Поиск резервных состояний. Работа с собственным напряжением.
Тема 3 «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение». Помощь в лучшем познании себя и настройка на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Определение эмоциональности учащихся. Обратная связь, закрепление полученных результатов.
Занятие 1 «Эмоции и чувства»
Беседа «Правила выражения чувств»
Прежде чем мы начнем выполнять упражнения, давайте обратим наше внимание на правила выражения чувств и правила восприятия и понимания чувств других.
ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ:
Принимайте свои чувства такими, какие они есть.
Прямо и открыто выражайте свои чувства.
Выражайте свои чувства, используя местоимение «Я»
Назовите конкретную причину, вызвавшую ваши чувства, — конкретные ситуации или образцы поведения.
Избегайте обобщений при выражении чувств.
ПРАВИЛА ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ЧУВСТВ ДРУГИХ:
Помогайте партнеру выразить свои чувства, слушайте его внимательно.
Повторите своими словами то, что вам сказал партнер: этим вы показываете ему, что вы его понимаете.
Помогите партнеру прояснить его собственные чувства, назовите их.
Сообщите партнеру, как его слова действуют на вас.
Упражнение «Закончите предложения»
Учащимся предлагается закончить следующие предложения:
Счастливее всего я чувствую себя, когда…
Хуже всего я чувствую себя, когда…
Никак не могу понять, почему я…
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…
Главное, что я хотела бы в себе изменить, это…
Упражнение «Трудный разговор»
Цель – приобретение навыков ведения «трудных переговоров», умение правильно выражать негативные чувства.
Описание упражнения. Представьте себе следующую ситуацию.
Партнер «А» очень старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих и т.п.). У партнера «Б» в этот день было очень много неприятностей на работе (в школе). Кроме того, «Б» никак не мог влезть в транспорт и пришел немного позже, чем ожидалось. «Б» не звонил «А», поскольку телефон разрядился, и поэтому он ничего не знает о планах партнера.
«А» обижен и разозлен.
«Б» раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.
Попытайтесь понять партнера, и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и попытайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда «Б» подходит к дверям. Игра должна длиться от 3 до 5 мин.
Анализ ситуации проводится с учетом нескольких моментов:
— каким образом участники выражали свои чувства?
— как они использовали выразительные движения для подкрепления своих чувств?
В заключении упражнения участники обсуждают правила выражения и восприятия злости.
ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЗЛОСТИ:
Злость не нужно скрывать.
Последовательность: сначала точное выражение чувств, затем обоснование.
Претензии к конкретному поведению, событиям, ошибкам, а не вообще к личности партнера.
Точное описание собственного восприятия ситуации, обстоятельств, слов, которые вызвали злость.
Проведение обсуждения проблемы, в котором, возможно, вместо злости, желаний просьб, требований будут предложены новые решения конфликта в будущем.
ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗЛОСТИ:
Перефразирование того, что говорит партнер (обеспечение лучшего взаимопонимания).
Не допускается принижение значимости чувств или личности партнера.
Примите и поймите злость на основе услышанной информации.
Упражнение – графическая беседа «Круг воли»
Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я», на актуализацию интереса к волевой сфере личности она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного подростка.
В работе можно использовать готовый бланк , но лучше дать чистый стандартный лист бумаги, 8 цветных карандашей и простой карандаш. Прием графического изображения позволит быстрее и легче установить контакт с ребенком.
Работа по этой методике заключается в беседе с подростком по его изображению.
Инструкция: Нарисуй круг. Это круг твоей воли. Полный круг – это 100%. Закрась на нем сектор, который покажет, сколько, как ты считаете, у тебя силы воли.
Ребенок может закрасить весь круг или какую-либо часть.
Далее, рассматриваем признаки волевых качеств. Понимание того, как проявляются целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность, и каковы их признаки позволяют ребенку оценить их у себя.
К перечисленным волевым качествам подбери подходящий, по твоему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисуй круг. У тебя получится 8 кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.
В каждом круге закрась ту часть, тот сектор, который соответствует, на твой взгляд, степени выраженности этого качества у тебя.
Проранжируй круги волевых качеств по степени закрашенности секторов – от наибольшего к наименьшему.
Затем, обсуждаем, насколько представления ребенка о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.
Анализируя закрашенные части кругов, обсуждаем: действительно ли волевые качества ребенка имеют такую высокую или низкую степень выраженности.
Такая беседа направлена на выработку адекватных представлений ребенка о своих волевых качествах.
Беседу проводим еще раз для анализа изменений в представлениях ребенка о степени выраженности его волевых качеств.
Если есть изменения в закрашенной части кругов, то можно предположить, что произошли изменения в представлении ребенка о своих волевых качествах.
Следует отметить, то в данном упражнении не анализируется выбор ребенком цвета для закрашивания.
Упражнение «Узнавание эмоций»
Цель – развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.
Каждый ребенок поочереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («я радуюсь, когда…», «я злюсь, когда…», «я огорчаюсь, когда… и т.д.).
Подростки вспоминают что — нибудь веселое, печальное, вызывающее злость, и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой.
Упражнение «Работа с негативными состояниями»
Участникам предлагается ответить на вопросы, связанные с особенностями появления у них негативных эмоциональных переживаний. Затем проводится анализ ответов, рефлексия опыта участников, связанного с негативными переживаниями.
Какие именно люди или события вызвали у вас негативное состояние?
В каких конкретных действиях это выражалось: слова, действия?
Что вы конкретно почувствовали в то время?
Что больше всего задело лично: тон, смысл. Манера поведения?
Упражнение «Твое настроение»
Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном. Это ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не говорим о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно.
Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?
А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?
Свое настроение мы чаще всего передаем окружающим людям. Если у вас мрачное настроение, то в результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать. Также постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.
Упражнение «Куда уходит злость»
Возможно, не все всем нравится в обстановке. В людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (грусть, неприятный свет в комнате и т.п.). Выскажитесь.
Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.
Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все что накипело.
Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.
А сейчас вообразим себе такую картинку… Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.
Упражнение «Чувствую – себя – хорошо»
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую – себя – хорошо». Воспроизведите их в своем воображение, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете… Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
Краткое обсуждение выполнения задания.
Все участники садятся в круг и стараются быть неподвижными, словно они изображают «замороженных» людей, у которых отсутствуют эмоций, они не должны реагировать ни на что вокруг, но при этом отводить или закрывать глаза запрещено, участники обязаны смотреть только вперед. Затем, в центр круга выходит ведущий. Его задача—попробовать «разморозить» любого игрока с помощью собственных жестов, высказываний и мимики. Например, вызвать у участников какие-либо эмоции: ответную реакцию, мимику, любое движение тела.
Ведущему разрешено сделать это абсолютно любым способом, исключая только физическое касание остальных игроков и высказывания в их адрес нецензурных и оскорбительных выражений. Кто прошел «разморозку», то есть допустил какое-либо движение и мимику, поднимается и выходит в центр круга. Теперь он находится с ведущим в одной команде, и они вместе стараются активизировать остальных участников. Все последующие вылетевшие игроки также присоединяются к ним. Выигрывает тот участник, который на протяжении длительного времени сумеет остаться невозмутимым.
Смысл данного упражнения заключается в тренировке способности эмоциональной стойкости, саморегуляции, умения контролировать собственные эмоции даже при попытках других людей помешать им.
Затем происходит обсуждение упражнения. Победителям задаются следующие вопросы. Как они смогли не реагировать на события? Какие методы использовали победители для отгорожения от остальных участников? И как подобная способность может пригодиться в жизни?
Занятие 2 «Как справиться с плохим настроением»
Упражнение «Розовый куст»
Цель – релаксация, получение позитивных переживаний.
Упражнение выполняется при сопровождении видеоролика «Розовый цвет – цветотерапия».(Приложение 1.)
Ведущий обращается к участникам: « С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза.
Динамический образ цветка – развитие от бутона до раскрывшейся розы – стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания. Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».
1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
4. Теперь уже лепестки начинают раскрываться, медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью раскрывшийся цветок… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено пониманием и любви к вам.
7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняйтесь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.
8. Теперь отождествляйте себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.
Наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда – в нем звучит голос обиды, иногда – это голос озарения и творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем вопреки своей воле.
Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается словами, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек – внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Пожалуйста.
Другая веточка – Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка – Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка – ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности.
Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней изображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изобразите в масштабе ваши самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора – весь набор ваших фундаментальных качеств.
Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.
Упражнение «Мое напряжение»
Цель – исследование напряжения, которое присутствует у человека.
Необходимые материалы: краски, карандаши, ручки, бумага.
Участникам предлагается на отдельных листах бумаги нарисовать свое напряжение, с которым они знакомы. После выполнения упражнения учащимся предлагается в мини – группах, а затем в общем круге обсудить следующие вопросы:
Как выглядит мое напряжение? Где оно находится?
Когда оно появляется? Что способствует его появлению?
Что я делаю для того, чтобы его не было?
После обсуждения участникам предлагается нарисовать такой образ себя, в котором бы отсутствовало напряжение (возможно идеальный образ собственного состояния). В мини – группах участникам предлагается обсудить возможные пути достижения желаемого состояния.
Упражнение «Оптимист, пессимист, шут»
Цель – создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
1. Психолог предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний – только факты и действия.
2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями для последующей работы.
3. Психолог зачитывает все варианты стрессовых ситуаций, и гуппа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
4. Психолог предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой группе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-й подгруппы), оптимистичным (для 2-й подгруппы) и шутовским (для 3- й подгруппы). То есть досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту, Оптимисту или Шуту.
5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
6. После того как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
В заключение ведущий высказывает пожелание всем и каждому в отдельности. Каждый участник встает и прощается – так же со всеми и с каждым в отдельности, говорит теплые слова.
Упражнение «Кто Я?
Участникам предлагается ответить на вопрос : «Кто Я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):
Источник