- рекомендации педагогам для развития эмоционально- волевой сферы у детей статья по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рекомендации для педагогов » Учимся владеть эмоциями» статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Психологические рекомендации по профилактике и преодолению эмоциональной напряженности для педагогов
- Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
рекомендации педагогам для развития эмоционально- волевой сферы у детей
статья по коррекционной педагогике
предложенысредства для развития социальных навыков и эмоционально- волевой сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam.odt | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
эмоционально-волевой сферы у детей.
1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, целькоторых — помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.
2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых — закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоватиься своим успехам и групповым.
3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущение общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.
Средства развития социальных навыков.
1. Различные виды игр:
— интерактивные (включают обмен действия между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);
— ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);
— коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);
— ситуационно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях);
— творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
— игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
— игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).
2. Упражнения на развитие социальной перцепции.(вербальные и невербальные техники):
— упражнения направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.; — упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.
4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).
5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.
6. Техники использования метафор как способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.
7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в симолической форме настроения и характера переживаний ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.
для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы.
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел.
Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
предложены игры для развития эмоционально — волевой сферы дошкольников.
Источник
Рекомендации для педагогов » Учимся владеть эмоциями»
статья
Раздражительность и несдержанность — это главные враги общения, поэтому необходимо учиться с ними бороться.Умение усмирять свои эмоции и порывы не появляется само по себе, для того чтобы постичь искусство самообладания,нужно приложить немало усилий.К сожалению,в жизни нам часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Полезные рекомендации помогут Вам управлять негативными эмоциями,быть вежливыми , не раздражаться.не совершать опрометчивых поступков,относиться терпимо к недостаткам окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stend_rekomendatsii_pedagogam_uchimsya_vladet_emotsiyami.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ ПРИ ОБЩЕНИИ
Раздражительность и несдержанность – это главные враги общения, поэтому необходимо учиться с ними бороться.
Умение усмирять свои эмоции и порывы не появляется само по себе, для того чтобы постичь искусство самообладания, нужно приложить немало усилий.
ОВЛАДЕВАЕМ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, ЭМОЦИЯМИ
К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение.
Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию — агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки.
Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение. Иногда жертвами нашей раздражительности становятся родственники, друзья и те, кто просто случайно оказался рядом. Открытая демонстрация враждебности по отношению к окружающим просто недопустима в том случае, если ваша работа связана с постоянным общением с людьми (детские сады, школы, больницы и др.).
КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ
Разные по характеру и темпераменту люди проявляют негативные эмоции не одинаково. Одни выражают негодование бурно, устраивая настоящий скандал, другие высказывают претензии более сдержанно. Но в любом случае, негативные эмоции оказывают деструктивное воздействие на того, кто утратил контроль над собой.
Многие люди пытаются подавлять гнев, ярость, раздражение и злобу, но это не решает саму проблему. Отрицательные эмоции рано или поздно выплеснутся наружу, а если их долго сдерживать, то произойдет это с удвоенной силой.
Единственный правильный путь к спокойствию – научиться управлять своими переживаниями.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
- Если вам нанесли оскорбление, не отвечайте тем же. Постарайтесь успокоиться, сосчитайте до 10 – за это время вы остынете, и желание вступать в конфликт пропадет само собой.
- Одним из проявлений сильного гнева является учащение пульса и дыхания, поэтому, чтобы успокоиться постарайтесь сделать несколько глубоких вдохов.
- Подумайте о чем-нибудь хорошем, направьте свои мысли в позитивное русло.
- Не давайте негативным эмоциям управлять вами.
- Выясните причину того, что именно вас раздражает и постарайтесь ее устранить.
- Учитесь правильно выражать свои чувства. Не бойтесь спокойно рассказывать окружающим о наболевшем.
- Старайтесь не замечать мелкие недостатки, не стоит придираться к деталям.
- Не совершайте опрометчивых поступков под воздействием эмоций. Скорее всего, когда вы успокоитесь, то сильно пожалеете о содеянном.
- Старайтесь общаться вежливо не только с посторонними, но и с близкими людьми.
- Относитесь терпимо к недостаткам окружающих. Делая замечание, старайтесь выбирать слова так, чтобы не обидеть человека.
- Мысленно станьте на сторону собеседника. Возможно, он не хотел вас обидеть, просто вы сделали неправильные выводы.
- Перенаправьте сильные эмоции, например, займитесь спортом. В тренажерном зале вы быстрее забудете о своих обидах.
- Старайтесь проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Прогулки помогают справиться со стрессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: — громко запеть; — резко встать и п.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Памятка для родителей.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А .
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А .
Источник
Психологические рекомендации по профилактике и преодолению эмоциональной напряженности для педагогов
Оксана Гудзиева
Психологические рекомендации по профилактике и преодолению эмоциональной напряженности для педагогов
Экспресс приёмы снятия эмоционального напряжения
1.Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.
2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.
3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь
4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Как преодолеть стресс?
1. Старайтесь высыпаться.
2. Больше гуляйте на свежем воздухе.
3. Ставьте перед собой реальные цели.
4. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
5. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
6. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
7. В стрессовый момент постарайтесь сосчитать про себя до 10.
8. Приготовьте чашку теплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
9. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
10. Не старайтесь угодить всем – это не реально
11. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
12. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
«Формула на сегодня» Д. Карнеги
1. Именно сегодня! Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня! Я позабочусь о своем организме.
3. Именно сегодня! Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня! Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня! Я намечу программу своих де.
6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня
Шуточный ежедневный аутотренинг.
Я такая лапочка! Я такая цаца!
На меня красавицу, не налюбоваться!
Я такая умница! Я такая краля!
Вы такой красавицы с роду не видали!
Я себя любимую холю и лелею!
Ах, какие плечики! Ах, какая шея!
Талия осиная. Бархатная кожа!
С каждым днем красивее!
С каждым днём моложе!
Зубки как жемчужинки, с каждым днем прочнее!
Ножки – загляденье, с каждым днём стройнее.
Волосы шикарные – вам и не мечталось!
На троих готовили – мне одной досталось!
Никого не слушаю, хоть стыдят и хают.
ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ
Формулы оптимального состояния
(требуют многократного повторения ежедневно утром после сна и вечером перед сном, а также при необходимости)
«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!»
«Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко!
«Я весела и раскована! Моё тело легкое! Движения свободные и красивые! Я уверена в себе!
«Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю!»
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие беспокойства!»
Для оптимизации настроения: «Я собран и уравновешен. У меня приподнятое настроение. Я буду активным и бодрым. Я жизнерадостен и полон сил. Я – оптимист.
Для настройки на занятие: «Я совершенно спокоен. Я чувствую себя на занятии свободно и раскованно. Мой голос звучит ровно и уверенно. Я могу хорошо провести занятие. Мне самому интересно на занятии. Мне интересно учить детей. Мне есть что рассказать детям. Я спокоен, я уверен. Я – педагог.»
Дыхательная гимнастика На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения для развития силы дыхательной струи, ее направленности, дифференциации ротового.
Конспект индивидуального занятия по восстановлению координации дыхания при парезе гортани «Волшебная дудочка» Составила учитель-логопед Терентьева Т. В. Цель: восстановление координации дыхания при парезе гортани. (2 неделя занятий) Задачи: 1. восстановление.
Источник
Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния
материал на тему
В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, таким образом, минимизировать последствия стрессовых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены субъективными и объективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
— ситуации взаимодействия педагога с воспитанниками (нарушение дисциплины и правил поведения, непослушание, игнорирование требований и т. д.);
— ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль и т. д.);
— ситуации взаимодействия учителя с родителями воспитанников
(невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).
Поэтому педагогам необходимо овладеть способами и приемами саморегуляции эмоционального состояния, что окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости и снизит уровень стресса.
Эффективным средством профилактики напряженности, является использование способов саморегуляции и восстановления себя. К естественным способам регуляции организма и саморегуляциии относятся длительный сон, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
К естественным приемам регуляции организма можно отнести:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Варианты дыхательных упражнений с тонизирующим эффектом
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох — корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «Ха!».
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «Голосовая разрядка»
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например: «Ух»:
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем задерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Найди свой ритм»
Цель данного упражнения — найти собственный ритм дыхания, воспринимаемый как приятный, удобный, успокаивающий — тот ритм, который поможет погрузиться в состояние покоя. Дышите в естественном, произвольном ритме — «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните дышать чаще . еще чаще . как можно быстрее . Постарайтесь выдержать такой предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30-40 секунд. Затем постепенно начните замедлять ритм дыхания . пока он не вернется к исходному. Дышите реже . еще реже . дышите как можно медленнее. Необходимо выдержать такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних полюса — максимально частое и максимально редкое дыхание, поэкспериментируйте, варьируя частоту дыхания в максимально возможных пределах. От одного полюса до другого, пока не нащупаете некоторый промежуточный ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме, побудьте в нем, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Завершите упражнение активизирующим выходом, одновременно учащая дыхание, вдыхая глубоко и долго, а выдыхая — резко, быстро. Упражнение необходимо регулярно повторять. Запомните ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ритм успокаивающего дыхания в разные дни, «обживайте» ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы научитесь находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда в нужный момент сможете быстро успокоиться и расслабиться.
Упражнение «Успокаивающее дыхание»
Исходное положение — сидя. Медленно выполните глубокий вдох через нос, на пике вдоха — задержите дыхание, затем сделать медленный выдох через нос. Затем снова вдох, задержка дыхания, выдох — длиннее на 1-2 секунды.
Упражнения на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций »
В момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:
— Как выглядит мое лицо?
— Не скован (а) ли я?
— Не сжаты ли мои зубы?
Если выявлены признаки напряженности, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
— Мышцы лица расслаблены.
— Брови свободно разведены.
— Расслаблены мышцы челюстей.
— Расслаблены мышцы рта.
— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
— Все лицо спокойно и расслаблено.
Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащенное дыхание.
2. Установить спокойный ритм дыхания.
Упражнение «Искусство перевоплощения»
Человек знает, как меняется его лицо в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу выражение, соответствующее ситуации. Стоит в обычной обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики.
Встаньте перед зеркалом и внимательно рассмотрите свое лицо.
Затем максимально растяните углы рта («рот до ушей»), максимально вытяните губы трубочкой. Эти приемы необходимо проделать 10-15 раз. Далее следует выполнить несколько заданий: улыбнуться себе в зеркале, внимательно рассмотреть свое улыбающееся лицо; сделать себе комплимент: «Какое оно приятное и милое». Представить самое приятное, радостное жизненное событие, еще раз улыбнуться. Вспомнить какое-то неприятное событие и утешить себя в зеркале «утешительной улыбкой»).
Представить картину хмурого дня поздней осени, проникнуться ощущением этого серого и тоскливого дня. Рассмотреть свое лицо: как оно выглядит, какова мимика. Затем постепенно менять воображаемую картину на летний полдень с ярким солнцем и прекрасным пейзажем, представить
эту картину как можно ярче, подробно «рассмотреть» ее.
Обратить внимание, как изменилась мимика, как она соотносится с эмоциональным состоянием.
Изобразить перед зеркалом разные состояния — сосредоточенности, удивления, скуки, недовольства, осуждения, недоумения, огорчения, злости, озадаченности, нежности, радости, наслаждения, восторга, блаженства. Чтобы облегчить себе задачу, можно вспомнить соответствующие эпизоды
из жизни, произнести вслух реплики, соответствующие воображаемой ситуации (следить за своими внутренними ощущениями). Повторить эти приемы несколько раз и проанализировать свое состояние.
Выбрать одну положительную эмоцию, «вживание», в которую в предыдущем упражнении удалось легче всего. Вызвать неприятную эмоцию . И как только появится ощущение наполнения неприятными чувствами, переключиться на вызывание положительной эмоции. Проделать это необходимо несколько раз подряд, постепенно ускоряя темп. Таким же образом необходимо проработать различные отрицательные эмоции. В повседневной жизни данное упражнение может оказать действенную помощь при нормализации эмоционального состояния в острой эмоциогенной ситуации, если навык вызывания желательной эмоции доведен до автоматизма. Для этого приятная эмоция должна быть ассоциирована с конкретными воспоминаниями-якорями (мыслями, образами, ощущениями), позволяющими восстановить нужное состояние достаточно быстро.
Упражнения для расслабления мышц лица
Прежде чем перейти к изложению конкретных приемов регуляции мышечного тонуса, приведем несколько принципов и правил, которые являются общими для всех аналогичных упражнений:
1. Задача упражнений — дать возможность осознать и запомнить ощущение расслабленной мышцы по контрасту с ее напряжением.
2. Каждое из упражнений состоит из двух фаз — начальной (напряжения) и последующей (расслабления).
3. В начальной фазе напряжение избранной мышцы или группы мышц должно нарастать плавно, завершающее расслабление (сбрасывание напряжения) осуществляется резко.
4. Медленному напряжению мышц сопутствует медленный глубокий вдох. Расслабление синхронно со свободным полным выдохом.
5. Закрепление упражнения можно выполнить в нескольких приемах в течение дня. Их не следует выполнять непосредственно перед сном, поскольку мышечное напряжение обладает возбуждающим действием.
6. Каждое из упражнений повторяется 2-3 раза.
Выполняя указанные упражнения, надо стремиться к тому, чтобы не упражняемые в данный момент мышцы были расслаблены. Дышать следует ровно и спокойно, через нос. Внимание необходимо сосредоточить на состоянии упражняемых мышц. Одновременно важно добиваться ярких представлений и ощущений вместе с расслаблением и напряжением различных групп мышц.
1. «Маска удивления». Закрыть глаза. Одновременно с медленным вдохом максимально высоко поднять брови, произнести про себя: «Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови. (Пауза 15 секунд.)
2. «Жмурки» — упражнение для глаз. С медленным выдохом мягко опустить веки. Вдыхая воздух, постепенно наращивать напряжение мышц глаз и, наконец, зажмурить их так, как будто в них попало мыло, жмуриться как можно сильнее. Произнести про себя: «Веки напряжены». Затем — секундная задержка дыхания, свободный выдох и расслабление мышц век. Оставляя веки
опущенными, произнести про себя: «Веки расслаблены» .
3. «Возмущение» — упражнение для носа. Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох и выдох. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Сделать вдох, на выдохе расслабить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа расслаблены».
4. «Маска поцелуя» Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы, как будто для поцелуя, довести это усилие до предела и зафиксировать усилие повторяя: «Мышцы рта напряжены». На секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить мышцы. Произнести: «Мышцы рта расслаблены».
5. «Маска смеха». Чуть прищурить глаза, на вдохе постепенно улыбнуться настолько широко, насколько это возможно. На выдохе расслабить напряженные мышцы лица. Повторить упражнение несколько раз.
6. «Маска недовольства» Со вдохом постепенно сжимать зубы, плотно сомкнуть губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — сделать маску недовольства, зафиксировать напряжение. Произнести про себя: «Челюсти сжаты, губы напряжены». С выдохом расслабить мышцы лица — разомкнуть зубы. Произнести про себя: «Мышцы лица расслаблены». После некоторой тренировки в расслаблении и закреплении соответствующих условно-рефлекторных связей со словесными формулировками легко удается по «мысленному приказу» расслабить все мимические мышцы.
Упражнения на концентрацию внимания
Упражнение «Сосредоточение на предмете»
Представьте: » В вашей голове прожектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной яркостью. Этот прожектор — ваше внимание. Управляем его лучом! В течение 2-3 минут «освещаем прожектором любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот предмет». Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки.
Упражнение «Сосредоточение на звуке»
«А теперь сосредоточим свое внимание на звуках за окном (стеной) кабинета. Прислушаемся к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его.
Упражнение «Сосредоточение на ощущениях»
Сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения, которые возникают
от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же прочувствуйте левую руку. Прочувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице — нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.
Упражнения на сюжетное воображение
Цель упражнений: тренировать преднамеренное моделирование разнообразных эмоциональных состояний (покоя, расслабления или мобилизации, собранности), научиться уравновешивать процессы возбуждения и торможения.
Упражнение «Зрительные образы»
Предлагается выбрать какой-либо предмет, ярко окрашенный определенным цветом, лучше без оттенков. Цвет выбирается в соответствии с состоянием, которое моделируется: красный, оранжевый, желтый — цвета активности; голубой, синий, фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный.
Необходимо произнести про себя несколько раз название какого-либо цвета. В воображении возникнут очертания и цвет предмета. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности.
Упражнение «Ковер» (на создание ощущения уюта и комфорта)
Основные сенсорные представления — осязательные (тактильные).
Самоприказ: «Пушистый-пушистый пух. Пушистый-пушистый ковер. Пушистый ковер нежит». Ощутите прикосновение босых ног к пушистому ковру, большому и теплому, в большой, уютной комнате. Комната должна быть обязательно большая, не заставленная мебелью (пространственный образ); освещение — в теплых желто-оранжевых тонах (цветовой образ).
В заключение хочется отметить следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».
1. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — 3-е ид. — М.: Психотерапия, 2006. — 256с.
Источник