Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента
Светлана Савина
Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента
Подготовила воспитатель: Савина С. Н.
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»
— Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.
— Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Сангвиник:
общителен, быстро сходится с людьми;
чувства легко сменяются;
мимика богатая, подвижная, выразительная;
деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
заводила, выдумщик, фантазер;
Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника
Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.
Холерик:
эмоционален, чувства ярко выражены;
в зависимости от направленности личности
не прислушивается к мнению других;
драчун, крикун, конфликтен.
При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка. Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика.
Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы.
Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.
Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Меланхолик:
трудно долго на чем-то сосредоточиться;
высокая тревожность, мнительность;
отношения налаживаются трудно;
если расстроится, плачет долго и горько;
слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
любит уединение, спокойные игры;
Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика
Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.
Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.
Флегматик:
ровный, спокойный, редко выходит из себя;
любит порядок и добротность;
— в зависимости от направленности личности
выдержка, глубина лень, безучастность,
Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика
Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.
Рекомендации: игры на развитие фантазии, Занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.
движений, игровых действий.
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.
Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:
Визуалы— это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.
Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух.
Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.
Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.
Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?
Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным.
Педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.
Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательност.
Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.
1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.
2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.
3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.
Рекомендации:
• Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т. д.).
• Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.
• Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.
• Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.
Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!
Список использованной литературы:
— Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
— Я сама воспитываю ребенка/ Авт. — сост. Г. Е. Коляда. – Мн. : Хаврест, 1998
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому.
Еженедельные рекомендации родителям для работы в домашних условиях с ребенком 4–5 лет с ОВЗ (ЗПР) Лексико — грамматическая тема: «Овощи» 1. Задание родителям. Расширяйте представления ребенка об овощах: названия основных овощей, их цвет,.
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по организации зимней прогулки с детьми» Консультация для родителей «Рекомендации родителям по организации зимней прогулки с детьми» Декабрь 2016г. Холод, снег, гололед.
Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.
Музыкотерапия. Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми МУЗЫКОТЕРАПИЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека,.
Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Бумага. Это очень «ранимый» материал: она может помяться, порваться,.
Примерные рекомендации для воспитателей по оптимизации общения между детьми 1. Принимайте ребенка (детей группы) такими, какие они есть, с целью формирования адекватной самооценки, положительного отношения к себе,.
Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.
Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.
Источник
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия
Выступление на психолого-педагогическом семинаре
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента »
Цель: углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента, развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого человека можно отнести к определенному темпераментному типу.
Сангвиники (Том Сойер, Маугли) — отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.
Флегматики (крокодил Гена, деда Шер) — спокойны, уравновешенны, неспешны, постоянны, упорны, немногословны.
Холерики (Незнайка, Карлсон) — быстры, порывисты, неуравновешенны, инициативны, решительны, конфликтны, общительны.
Меланхолики (ослик Иа, Шрэк) отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.
В зависимости от темперамента ребенка вы можете спрогнозировать, что ему будет даваться с трудом, а в чем он не испытает трудностей.
Внимательные педагоги , определив тип темперамента ребёнка, могут помочь детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику — подвижность, меланхолику — уверенность, сангвинику — адекватную самооценку.
Для флегматика характерны низкий уровень активности, им свойственна медлительность, невыразительность мимики, вялость речи. Детям-флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Им нравится многократно перечитывать интересный абзац, они с удовольствием в течение месяца будут выполнять одно и тоже задание. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету. У флегматика обычно формируется достаточно упорный характер, он все любит делать обстоятельно, преодолевая все препятствия. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. Новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.
Есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе. Чтобы флегматик мог контролировать себя, надо ограничить его во времени, например, выполнить задание к началу интересующей его телевизионной передачи. За рабочим столом ничего не должно отвлекать внимание флегматика. Старайтесь предлагать ребенку новые виды деятельности.
Очень положительно влияют на ребенка-флегматика спортивные занятия и всевозможные спортивные секции, где есть соревнования на скорость — это может быть плавание, бег, лыжи. Такие тренировки научат его концентрировать энергию и сосредотачиваться на главном, собираясь с силами.
Какие проблемы могут быть с ребенком флегматиком:
-ребенок с данным типом темперамента не любит менять свои привычки, поэтому не удивляйтесь, если вам придется целую неделю читать ему на ночь одну и ту же сказку, не изменяя в ней ни единого слова;
— по этой причине адаптироваться к новым условиям проживания, а это перемена привычек, для него затруднительна
Советы педагогам ребенка флегматика
1. Поскольку флегматикам очень тяжело соблюдать режим дня, вам придется приложить определенные усилия, чтобы научить его «чувствовать» время. Только не пытайтесь его подгонять, это не даст нужного результата.
2. Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому учите ребенка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в деятельность с другими детьми..
3. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других, это может серьезно подорвать его самооценку.
Ребенок-сангвиник быстр, мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия — скорость, стремительные и крутые повороты. Работа горит у него в руках. Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Это заводила, дружелюбный, жизнерадостный ребенок, который не боится трудностей и легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Любит заниматься сразу несколькими делами. Оборотной стороной характера сангвиника, о которой должны помнить педагоги, является его легкомыслие и непостоянство.
Ребенок-сангвиник не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. Следует формировать у него устойчивые интересы, приучать доводить начатое дело до конца, не допускать небрежного выполнения заданий. Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Если ребенок способен выполнить больше, чем ему задают, увеличивайте нагрузку. Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как дети с таким темпераментом имеют склонности к зазнайству. Не забудьте о физической активности— это поможет выплеснуть лишнюю энергию.
Какие проблемы могут быть с ребенком сангвиником:
-одна из главных и основных проблем – это то, что сангвиники легко попадают под чужое влияние, которое с одинаковым успехом может быть как положительным, так и отрицательным;
-если даете ребенку какое-нибудь неинтересное и монотонное задание, будьте готовы к тому, что он может его просто напросто забыть и заняться чем-то более интересным и увлекательным;
-друзья ребенка сангвиника могут быть самыми разнообразными и не всегда соответствовать привычному для вас кругу людей.
Советы педагогам ребенка сангвиника
1. Дети с таким типом темперамента непостоянны. Например, это проявляется в отношении к деятельности, монотонная деятельность надоедает ему очень быстро .
2. Контролируйте ребенка и приучайте к ответственности. Делать это нужно мягко, но настойчиво.
3. Похвала должна быть только заслуженной. У сангвиников зачастую достаточно сильно завышена самооценка, поэтому излишняя похвала может отрицательно сказаться на формировании личности.
4. Чтобы развить собранность и аккуратность, которые ребенку сангвинику просто необходимы, учите его доводить начатое дело до конца.
5. Непостоянство ребенка – это просто особенность темперамента, но и ее можно подкорректировать.
Меланхолик — это мягкий и послушный ребёнок. Меланхолики застенчивы, робки, нерешительны. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние. Все задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно. Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, стремятся быть в «тени». Нередко «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные комментарии, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. В новых, особенно конфликтных, ситуациях они теряются и работают значительно ниже своих возможностей. Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает.
У меланхолика важно выявить таланты, которые часто бывают скрыты. Никогда не делайте такому ребенку замечания на людях — это провоцирует развитие серьезных комплексов, не давите, избегайте приказного тона. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. В общении с таким ребенком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове. При выборе заданий помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность.
Какие проблемы могут быть с ребенком меланхоликом:
— поскольку ребенок меланхолик выглядит замкнутым и непроницаемым, педагоги иногда могут не замечать, что у него появились какие-то проблемы;
— меланхолики слишком восприимчивы к критике, простое ваше замечание может вызвать целый поток слез;
-почти наверняка вам очень часто придется выслушивать жалобы ребенка на сверстников. Особенно часто это происходит в первые дни адаптации;
-в детском коллективе ребёнок может чувствовать себя белой вороной, что доставляет ему немало страданий.
Советы педагогам ребенка меланхолика
1. Ругать или критиковать ребенка нельзя. Поскольку у него сильно обострено чувство вины, зачатую достаточно отвести ребёнка в сторону и спокойно объяснить, что он сделал не правильно.
2. Чаще хвалите ребенка, даже за незначительные достижения и победы. Это тот случай, когда похвала не испортит, а поможет поднять самооценку .
3. Игры или соревнования, в которых от ребенка нужна скорость, могут стать настоящим испытанием для меланхолика.
«Покой нам только снится!» — могут смело сказать педагоги ребенка-холерика. По природе своей холерик неутомим, натиск его неудержим. Он непоседлив, шаловлив, несдержан, суетлив, непослушен, вспыльчив и драчлив. Это неугомонный озорник и задира. Часто, недоделав дела, прямо по середине он ставит точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.
Старайтесь направить активность холерика в положительное русло. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его помощником на занятиях. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка. Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
Какие проблемы могут быть с ребенком холериком:
-ребёнок может настолько сильно увлекаться очередной своей идеей, что перестает слышать ваши просьбы или замечания;- иногда он может быть вспыльчив и даже агрессивен, при этом тяжело идет на компромисс;
-ваши поручения или задания начинает выполнять, даже не дослушав их до конца. Делает все быстро, но небрежно;
— его самостоятельность и поспешность, могут стать причиной необдуманных поступков, не всегда верных;
Советы педагогам ребенка холерика
1. Учите его переключать внимание с одного занятия на другое.
2. Дети холерики достаточно сильно чувствительны к критике, поэтому по возможности не повышайте голос, ведь строгие замечания вполне можно делать спокойным голосом. Запомните, крика и наказания могут полностью испортить ваши отношения.
3. Старайтесь учить ребенка холерика доводить начатые дела до конца, не так уж просто, но возможно. Главное, чтобы у ребенка а был какой-то стимул. Вот и создавайте его перед началом занятия.
Источник