- Регулятивная теория темперамента яна стреляу
- Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу
- Современные концепции темперамента. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
- Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
- Темперамент – совокупность индивидуальных способностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельность и общение. Темперамент лишь условно можно отнести к компонентам личности, его особенности обусловлены биологически и являются врожденными. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения. Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением свойств нервной системы.
- Современные теории темперамента
- Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
- Личностные особенности (темперамент, направленность личности, .
- Основные положения теории Я. Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
- Теория формально-динамических свойств личности
- Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности
- Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия
- Примеры похожих учебных работ
- Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками
- Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4
- Соционика: развитие теории интертипных отношений
- Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева
- Глава 2. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо
- Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности
Регулятивная теория темперамента яна стреляу
1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента.
Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:
реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу :
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.
Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.
Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина
В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.
В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента , которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:
1) эмоциональная возбудимость;
2) возбудимость внимания;
5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой, целенаправленной деятельности;
7) пластичность — ригидность;
8) резистентность (сопротивляемость);
9) субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера.
4. Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека .
1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;
2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);
7) передается по наследству.
В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, — В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента :
В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента :
1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп — речедвигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Источник
Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу
Близка к взглядам на темперамент российских психологов регуляторная теория темперамента польского психолога Я. Стреляу (1982, и др. работы). В ней он попытался синтезировать подходы школ И. П. Павлова, Б. М. Теплова и В. С. Мерлина, а также концепцию Д. Хебба (D. Hеbb, 1955) об оптимальном уровне возбуждения и регуляции стимуляции.
Я. Стреляу понимает темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов (J. Strеlаu, 1983; J. Strеlаu, R. Рlоmin, 1992). Он выделяет две основные характеристики темперамента: реактивность и активность. Реактивность проявляется в интенсивности реакции на стимул. Высокореактивные люди предпочитают низкий уровень внешней стимуляции. Слабореактивные люди, напротив, предпочитают сильную внешнюю стимуляцию для того, чтобы достигнуть оптимального уровня активации. Реактивность влияет на регуляцию поведения, определяя порог чувствительности и работоспособность (выносливость). Активность проявляется в количестве и разнообразии действий человека. Обе эти характеристики находятся в реципрокных (обратно пропорциональных) отношениях.
Первоначально в своем опроснике темперамента Я. Стреляу выделил шесть шкал. Три из них связаны с энергетическими характеристиками поведения: сенсорная чувствительность, выносливость и активность; три – с временными характеристиками: подвижность, устойчивость и живость; седьмой фактор – эмоциональная реактивность. Затем он вместе с Б. Завадским (J. Strеlаu, В. Zаwаdzкi, 1995) оставил в опроснике только шесть шкал, включив подвижность (быструю переключаемость с одного вида деятельности на другой) в шкалу «живость», которая кроме этого характеризуется тенденцией к быстрому реагированию и высоким темпом деятельности.
Опираясь на данные американского ученого Г. Фримена о том, что наблюдается известное предпочтение в способах разрядки энергии (напряжения): у одних людей она происходит прежде всего в двигательных реакциях, у других преобладают интеллектуальные реакции, у третьих – висцеральные (вегетативные) реакции, Я. Стреляу утверждает, что, стремясь распознать особенности темперамента индивида, необходимо наблюдать различные его реакции. Может оказаться, что, например, ученик, характеризующийся малой активностью и низкой энергетикой на уроке физкультуры, обнаружит большую активность в речевых реакциях или вообще в умственных действиях. И совсем иное описание темперамента индивида можно получить, наблюдая его эмоциональные реакции.
Изучение типов связано в первую очередь с задачей прогностичности поведения в медицине и педагогике (при воспитании и обучении). И здесь, впрочем, так же как и в науке, любому исследователю приходится сталкиваться с парадоксом «отрицания очевидного». Отнесение человека к типу, с одной стороны, помогает лучше понять его особенности. Но, с другой стороны, такое «приклеивание ярлыков» может – и это часто случается – стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта. Поэтому многие, избавляя себя от трудоемкой задачи разведения уровней оцениваемого явления, начинают отрицать значение наиболее очевидных человеческих особенностей, определяющих тип, и… попадают в ловушку «бесконечного эмпирического разнообразия», окончательно теряя почву под ногами. Нам кажется, что дело не в реальности или вымышленности типологий (речь идет, разумеется, о научно сконструированных моделях типологических различий), а в умении использующего их человека применять шкалу простоты – сложности для определения номотетическо-идеографической границы в каждом отдельном случае (А. В. Либин, 2000, с. 368).
Источник
Современные концепции темперамента. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу.
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:
— реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
— активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид. различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина
В.С.Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, к-ые можно наблюдать без специальных средств диагностики:
1) эмоциональная возбудимость;
2) возбудимость внимания;
5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой, целенаправленной деятельности;
7) пластичность — ригидность;
8) резистентность (сопротивляемость);
9) субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные хар—ки могут быть отнесены к темпераменту однозначно: н-р, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация – св-ва х-ра.
Источник
Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Темперамент и характер. Основные представления о темпераменте. Современные теории темперамента. Проявление темперамента. Характер. Черты характера. Формирование характера. Формирование характера как педагогическая задача.
Темперамент – совокупность индивидуальных способностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельность и общение. Темперамент лишь условно можно отнести к компонентам личности, его особенности обусловлены биологически и являются врожденными. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения. Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением свойств нервной системы.
Темперамент как психобиологическое свойство личности проявляется в особенностях освоения предметного мира, в стремлении к умственному и физическому труду, в социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте моторно-двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, в чувствительности к неудачам и оценкам людей.
Темперамент тесно связан с характером, у взрослого человека их сложно разделить. Имеются различные классификации типов темперамента, хотя темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. (основатель учения – Гиппократ, 5-4 вв. до н.э., основываясь на типах различных жидкостей («соков») в организме – кровь, флегма, желтая и черная желчь; потом врач Клавдий Гален разработал эти типы темперамента).
Сейчас эта теория не является главной, т.к. в чистом виде какой-либо тип не существует.
Современные теории темперамента
Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:
реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе; активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Личностные особенности (темперамент, направленность личности, .
. структуры личностных особенностей, направленности, способностей, темперамента, характера и . курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы. 1. Понятие «личность», структура личности Под понятием «личность» чаще всего подразумевают человека . людей. Наконец, третьим элементом характера считаются особенности нервной деятельности человека. .
Основные положения теории Я. Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, активность волевой деятельности и др.
Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.
1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;
2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);
7) передается по наследству.
В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность).
выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:
1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.
Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности
. развитием; сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда). Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее . как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются .
6. Социальный темп – рече-двигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.
В самом общем виде характерможет быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
В мировой психологии существует множество идей и концепций о характере человека, некоторые из которых содержат в себе диаметрально противоположные точки зрения, тем не менее, анализируя все имеющиеся теории, можно отметить, что подавляющее большинство психологов исходят из следующих основных идей:
1) характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными, а представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
3) в соответствие с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров. На сегодняшний день все типологии характеров можно подразделить на следующие группы теорий:
1. Конституционные теории,которые связывают особенности характера с внешним видом, с конституцией человека (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.).
2. Акцентуальные теории,связывающие особенности характера с его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и из совокупностей, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К.Леонгард, А.Е.Личко и др).
3. Социальные теории,в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э.Фромм).
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующиесимптомокомплексы:
1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм ; коллективизм(общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия
. и Штраус выявили интересную закономерность: в определенные периоды развития истории у большинства людей сходные ценности. Ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с . или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В качестве основы своей теории ученые приняли ценности представителей разных поколений. Семейное воспитание и общественные события, .
2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – высшие психические функции, которые строятся на основе натуральных.
Можно рассказать о классификациях типов характера, т.е. акцентуации (выделение ярких черт).
По Личко, например, гипертимный тип, лабильный, астено-невротический, сензитивный, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, конформный и т.д. Леонгард: гипертимный, дистимный, возбудимый, циклоидный, педантичный, застревающий, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстровертированный, интровентированный.
В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен.
Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами, и под влиянием этого повышается его сознательное отношение к действительности, развивается сознание долга и ответственности перед коллективом, чувство товарищества, коллективизм. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением товарищей, давать самому себе правильную оценку.
Успех работы школы по формированию характера у учащихся зависит от организации, методов и приемов учебно-воспитательной работы. Важнейшее значение имеет общий стиль работы школы и учителя: определенный порядок во всей работе школы и педагога; четкая организация занятий на уроках, требовательность к учащимся, систематический контроль за их учебной деятельностью и выполнением правил поведения, разумное применение поощрений и порицаний.
Примеры похожих учебных работ
Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками
. энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности. При поступлении ребёнка в школу параллельно с овладением .
Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4
. темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности . отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, .
Соционика: развитие теории интертипных отношений
. отношениях между темпераментами [29], или гипотеза Вагнера, пытавшегося уподобить типы людей . человека на определённый вид деятельности . данной теории, автор . человека, но и в общих чертах даёт ключ к обмену информацией и действиями между людьми. .
Категория «деятельность» в теории А.Н. Леонтьева
. с миром. Главным для него является опосредованность деятельностью, благодаря которой человек получает возможность существовать. В этом — принципиальное отличие теории деятельности от интроспекционистской точки зрения, в соответствии с .
Глава 2. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо
. поведение личности, межличностные отношения, мотивы и ценности людей в процессе трудовой деятельности, механизмы функционирования . Мейо разрабатывая теорию «человеческих отношений» ставил следующие цели: повысить уровень мотивации человека к труду; .
Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности
. при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс . которого зависит от характера организации и предыдущего . отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. .
Источник