Речь выразительная эмоционально окрашена

Эмоционально-экспрессивная окраска слов

Сегодня мы вновь говорим о стилистике русского языка, и темой нашей беседы станет эмоционально-экспрессивная окраска речи. Не секрет, что стиль художественных произведений сильно отличается от прочих языковых стилей (разговорного, публицистического, официально-делового). Отличия его лежат в плоскости не только диапазона используемых лексем, но и категорий количества/качества эмоционально окрашенных слов. По количеству таких слов художественная речь близка речи разговорной, но знак равенства между сними ставить ни в коем случае нельзя: то, что допустимо в устном общении, не всегда применимо на страницах книги. Скажем так, автору дозволено многое, но далеко не все.

Поэтому для того, чтобы овладеть грамотной и искусной художественной речью, автор должен разбираться во многих тонкостях, к числу которых, бесспорно, относится и употребление эмоционально-оценочной лексики. О ней сегодня и поговорим.

Эмоционально-экспрессивная окраска речи.

Как известно, многие слова в русском языке не просто называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, автор может назвать его белоснежным или лилейным. Заключенная в прилагательных положительная оценка отличается от стилистически нейтрального слова «белый». Это и делает их эмоционально окрашенными. Безусловно, возможен вариант и отрицательной оценки: белый – белобрысый. Писатель, употребляя в контексте то или иное слово, выражает свое отношение, свою оценку предмета, действия или признака.

По этой причине эмоциональную лексику часто называют оценочной или эмоционально-оценочной. Однако важно понимать, что сами по себе эмоциональные слова могут и не содержать оценки. Например, междометия ах, ох и прочие ничего не оценивают. И напротив – слова, где оценка является сутью их лексического значения, могут не относиться к эмоциональной лексике (хороший, дурной, радовать, ругать). Во втором случае оценка является не эмоциональной, а скорее интеллектуальной, логической.

Главной отличительной чертой эмоционально-оценочной лексики является все же факт наложения эмоциональной окраски на самостоятельное лексическое значение слова. Проще, такая лексика выражает отношение самого говорящего к называемому явлению.

Далее не лишним будет привести небольшую классификацию эмоциональной лексики:

  1. Однозначные слова с ярким оценочным значением. Заключенная в них оценка столь ярко и определенно выражена, что слово просто невозможно употребить в другом значении. К ним относятся так называемые слова-характеристики (хапуга, пустозвон, подкаблучник, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку действия, явления или признака (предначертание, надувательство, очаровательный, безответственный, допотопный, воодушевить, осрамить).
  2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получившие яркую эмоциональную окраску при употреблении в качестве метафоры. Например, следующие контексты употребления глаголов: пилить мужа, проморгать автобус, напеть начальству и т.д. В этом случае слово, первоначально нейтральное, становится эмоционально-оценочным исключительно из-за соответствующего контекста.
  3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств. Они могут транслировать как положительную оценку – дружочек, травушка, аккуратненько, так и отрицательную – кулачище, детина, казенщина и т.п. Оценочный результат здесь обусловлен не столько первичным значением слова, а самим словообразованием: одному и тому же слову можно дать как позитивную, так и негативную оценку – стол, столик, столище.

Экспрессивность.

Часто в отношении эмоционально-оценочной лексики применяют понятие экспрессивная. Что же это значит?

Экспрессивность (от лат. еxpressio – выражение) – значит выразительность. На практике это чаще всего означает надстройку над номинальным значением слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии. Например, вместо слова плохой можно употребить слова дурной, отрицательный, неверный. В таком случае обычное лексическое значение слова осложняется экспрессией. И как мы можем заметить, в художественной речи количество экспрессивных слов иногда превосходит долю слов нейтральных.

Следует помнить, что одно нейтральное слово может иметь сразу несколько экспрессивных синонимов, различных по степени эмоционального напряжения (несчастье – горе – бедствие – катастрофа). Бывает, что экспрессивная окраска уже изначально присуща некоторым словам: торжественным (незабвенный, глашатай, свершения), поэтическим (лазурный, воспевать, неумолчный), ироническим (благоверный, соблаговолить, донжуан), фамильярным (смазливый, мыкаться, шушукаться), неодобрительным (претенциозный, высокомерный), пренебрежительным (малевать, крохоборство), презрительным (наушничать, холуйство, подхалим), уничижительным (юбчонка, хлюпик, тарантас), вульгарным (хапуга, фартовый) и, конечно же, бранным (дурак, хам). Как видите, экспрессивно окрашенные слова можно условно разделить на слова, выражающие положительную оценку, и на слова с отрицательной оценкой. Подобное разделение просматривается и на примере синонимических рядов: бояться – трусить – опасаться; лицо – морда – лик и т.д.

Экспрессивная окраска постоянно наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова, причем в одних случаях преобладает экспрессия, а в других – эмоциональная окраска. Поэтому на практике строго разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.

На эмоционально-экспрессивную окраску слова, безусловно, влияет и его значение. Резко отрицательную оценку имеют такие слова, как фашизм, терроризм, коррупция, мафия. За словами законность, правопорядок, равенство закрепилась положительная окраска.

Известно, что метафоризация способствует развитию эмоционально-экспрессивных оттенков того или иного слова. В этом случае стилистически нейтральные слова, употребленные в качестве метафор, наделяются сильной экспрессией: гореть на работе, валиться от усталости, пылающий взор, летящая походка и т.д. Автор обязан помнить, что главным фактором определения экспрессивной окраски слова является контекст, в котором оно употреблено. Именно он привносит дополнительные оттенки чувств, а подчас способен полностью перевернуть его значение (например, торжественное сделать ироничным).

Главное для писателя.

Из всего вышеизложенного следует, что автор, работая над текстом, может изменять его эмоциональную окраску, воздействуя тем самым на эмоциональное состояние читателя. С этой целью он и использует эмоционально-оценочную лексику. Таким образом, если писатель хочет рассмешить или растрогать, вызвать воодушевление или, наоборот, сформировать отрицательно отношение к предмету, он волен в каждом случае выбирать отдельный набор языковых инструментов. При таком подходе можно заранее наметить несколько вариантов речи даже в рамках одного текста: например, риторически-торжественную, холодную официальную, интимно-ласковую, шутливую и т.д. В противовес им используется речь нейтральная, в основе которой лежат слова и выражения, лишенные сильной стилистической окраски.

Момент использования эмоционально-экспрессивной речи является одним из важнейших при формировании авторского стиля. Полагаю, что умение грамотно и своевременно пользоваться этими приемами во многом и отличает начинающих авторов, которые не чувствуют настроения и контекста, от профессионалов.

В продолжении темы читайте статью «Описания» на блоге «Литературная мастерская».

На этом все на сегодня. В этот раз мы разобрались с теоретической основой использования эмоционально окрашенной лексики, а вот практика применения – в одной из ближайших статей блога. Следите за обновлениями, оставляйте свои вопросы и комментарии. До скорых встреч!

Источник

Формирование эмоциональной окрашенности речи.
статья по чтению на тему

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально, с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с предложением.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_emotsionalnoy_okrashennosti_rechi.docx 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной окрашенности речи.

(Развитие выразительной речи младших школьников)

Современный этап развития общества характеризуется требованием новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня общество нуждается в образованной и культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа — задача первостепенной важности — Хранилищем народной культуры является язык народа.

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии их речи.

Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения.

Выразительное чтение предполагает обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения). Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме.

Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе.

Выразительное чтение — неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся.

Как много умеет в этой жизни маленькое человеческое слово! Оно, как волшебник, может быть добрым и злым. Недаром народные пословицы подмечают:

То же слово, да не так бы молвить.

Доброе слово дороже богатства.

Не шути словом — слово пуще стрелы ранит.

Доброе слово и кошке приятно.

Сказал — как топором отрубил.

В чем же: заключается сила слова? Может быть, стоит внимательнее прислушиваться к их звучанию, постараться заглянуть в разные словари и узнать сведения об их значении, рождении, изменениях.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания — «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами, размышлять над текстом и находить верные интонации.

Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально, с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с предложением.

Через школу и уроки чтения проходят все, а вот привычка к чтению художественной литературы и вкус возникают не у каждого. Почему? Ведь в арсенале учителя сейчас большое количество хороших учебных книг по чтению! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить: а что же главное на уроке чтения? Одни считают, что главное — знание. Обширное, прочное. И это верно, но, с другой стороны, надо от знаний идти к чувствам — это главное! Отсюда и задача уроков чтения

— вызвать в душе учеников отклик, определенные чувства, без которых невозможно глубокое восприятие жизни и ее понимания. А ведь искусство надо воспринимать душой.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, нужно убедиться: понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.

Эмоциональное отношение детей к героям произведения – важный фактор нравственного воспитания. Пережитое младшими школьниками чувство симпатии или отвращения к герою сохраняется надолго. Нередко для усиления эмоционального воздействия на детей используется метод сравнения и противопоставления.

Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотнести с его поступком, проникнуться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, то есть умение определять свое отношение, отношение автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

В работе над выразительностью речи необходимо уделять большое внимание средствам речевой выразительности — это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок.

При работе над развитием выразительного чтения необходимо выяснить жанр произведения. Это важно потому, что каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка — напевности, медленного типа чтения; лирические стихотворения — задушевности; гражданская поэзия — четкости, торжественности звучания; басни — особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.

Обучая младших школьников выразительному чтению, педагог тем самым проводит определенную воспитательная работу, побуждая детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Такая работа дает положительные результаты уже в первом классе. Дети не стесняются читать выразительно, они хотят выступать перед публикой.

Эмоциональная отзывчивость дает школьнику развитие и формирование духовно-нравственной стороны, обогащение индивидуального опыта эмоционально-эстетических, гуманистических и этических суждений, отношение к людям и природе. Чтение художественной литературы развивает их эмоциональную активность, позволяя удовлетворять эстетические потребности учащихся в общении в прекрасным. Формируются такие качества личности как, анализ связанный с сутью взаимоотношений, сопереживание, осознание собственного желания проявлять эмоциональный отклик – являющийся составной частью эмоциональной отзывчивости. При работе с литературными художественными произведениями могут использоваться различные методы и приемы работы. Важное место отводится выразительности чтения и качеству подачи текста. Именно через качество подачи литературных текстов, дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения.

Чтение — предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с удовольствием будут читать художественную, научную, энциклопедическую литературу, будут успешно учиться по всем предметам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРУДНОСТЬ ТЕХНИКИ В МНОГООБРАЗИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических и физических (мышечно – двигательных качеств и свойств). Серьезную проблему представляет.

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н.

Пояснительная записка к программе «Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся».

Эта презентация была подготовлена по теме » Нейтральные и эмоционально окрашенные слова».

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Занятие № 7 к авторской программе «Речевая копилка».

Источник

Оцените статью