Речь монотонная без эмоций

Мозг «переписывает» монотонные речи скучных людей

Ученые обнаружили, что наш мозг не позволяет нам заснуть, когда мы слушаем скучные речи людей. Он «переписывает» монотонные речи, и они звучат интересней. Исследования показали, что люди, которые слушают скучные обсуждения «справляются» с ситуацией путем создания «внутреннего голоса», который заглушает речь говорящего.

Исследование показало, что подобная реакция срабатывает в тот момент, когда мозг слышит однообразную речь, при этом он чувствует, что она должна быть более выразительной. В результате повышенной активности мозг обращается к внутреннему голосу, которые создает «более яркие слова».

«Вы можете полагать, что, возможно, мозгу не обязательно создавать собственные речи на фоне уже слышимых. Но, судя по всему, наш мозг очень требователен к тому, что он слышит«, — говорит доктор Бо Яо (Bo Yao), главный автор исследования. «Когда мозг слышит монотонные скучные речи, которые, на его взгляд должны быть более яркими, он самостоятельно делает их таковыми. Таким образом, мозг пытается оптимизировать обработку входящей речи, чтобы обеспечить быстрый и точный ответ».

Исследование проводилось учеными из университета Глазго по неврологии и психологии. Специалисты сканировали мозг 18 участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии во время того, как они слушали аудиозаписи рассказов, содержащих прямые или косвенные цитаты речи. Прямая речь выглядела примерно следующим образом, когда Мария произносила: «Этот фильм был ужасен, мне никогда в жизни не было так скучно», причем фраза говорилась либо безэмоционально, либо очень впечатляюще.

Изменения уровня кислорода в крови показало, что деятельность в области слуховой коры мозга, которая связана с человеческой речью, усиливается при прослушивании людьми монотонно-разговорных цитат прямой речи. Ученые предполагают, что это, вероятно, отражает существование внутреннего голоса.

В прошлом году исследование, проведенное теми же учеными, показало, что мозг создает такой же внутренний голос, когда люди читают про себя. Профессор Кристофер Шиперс (Christopher Scheepers), соавтор исследования, опубликованного в этом месяце в журнале NeuroImage, отметил: «Цитата прямой речи, как правило, считается более яркой и понятной для восприятия, чем косвенная речь, поскольку чаще всего прямая речь сопровождается выражениями лица, жестами и соответствующей интонацией».

«Когда мозг не получает всю перечисленную стимуляцию в процессе речи, он стремится создать свой собственный голос, чтобы оживить услышанное, часто это называют «внутренним голосом». Теперь, судя по всему, он делает то же самое, когда слышит прямую речь в которой отсутствуют эмоции».

Источник

Как бороться с монотонной речью? Главное оружие — интонации голоса

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Правило первое

Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Правило второе

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Правило третье про интонации голоса в вопросах

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:

«Мимозы Мила маме купила»

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Правило четвёртое

Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.

Послушайте выступление Джулиана Трежера — специалиста по сценической речи, который очень популярно и увлекательно рассказывает, как говорить с эмпатией, Обратите внимание на тот фрагмент, где он говорит о просодике, то есть разнообразной мелодике речи, которая тем интереснее, чем большее количество голосо-речевых инструментов и приёмов применяется. Интонирование — главное оружие, но также важны смена темпа, громкости и тона голоса.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Источник

Скучный, безжизненный, монотонный голос

Монотонность может быть признаком таких эмоциональных состояний, как печаль или депрессия. Если человеку в принципе свойственна монотонная речь в повседневной жизни, возможно, он страдает хронической депрессией. Те же, кто время от времени изменяет тон голоса на заунывный, обычно пытаются эмоционально дистанцироваться от окружающих. Однако если им что-то от вас нужно, они снова становятся обаятельными и стараются привлечь к себе ваше внимание. Люди, которые этим занимаются, не хотят, чтобы остальные знали об их истинных чувствах; они боятся, что их обман раскроется, и используют безучастный тон для того, чтобы никто не лез к ним в душу. Разговор с такими людьми может быть большим разочарованием и оставляет неприятный осадок, так как вы не получаете никакой обратной связи. Вы не можете понять, о чем человек думает на самом деле и что чувствует, так что нормального диалога не получается. Такие люди неохотно делятся личной информацией и скрывают эмоции. Одностороннее общение часто кажется трудным. Вы можете чувствовать недоверие к таким людям, и, скорее всего, не без причины.

Когда Тайгер Вудс извинялся перед фанатами и родными за свой обман, его лишенный эмоций, монотонный голос вызвал большие сомнения в искренности его чувств. Многим казалось, что он сделал это только ради того, чтобы не терять рекламные контракты. Его механические движения соответствовали напряженной и неискренней речи.

Ровным, скучным тоном часто разговаривают психопаты и социопаты. Конечно, не все обладатели подобного голоса – социопаты, но, общаясь с человеком, голос которого не выражает никаких эмоций, вы должны по меньшей мере понимать, что откровенного общения с ним не получится. В общении с такими людьми часто возникает нарушение коммуникации, недопонимание и недоверие, потому что истинные намерения таких людей скрыты и никак не проявляются в речи.

Источник

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.

Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.

Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.

Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.

Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.

Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.

Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.

Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.

Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.

В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека:

  • Рост. Чем больше гортань и длиннее и толще голосовые связки, тем ниже голос, следовательно, обладателем такого голоса является высокий человек. У высоких также в голосе больше обертонов. Низкорослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда, исключения из правил: природа может наградить низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами.
  • Возраст. У детей голосовые связки более эластичные, у взрослых — более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5–7 лет, эксперт же может ошибиться всего на два года.
  • Размер рта. Эксперты способны определить его с точностью до миллиметра: тембр голоса у людей с большим и маленьким ртом сильно отличается.
  • Вес. Люди к старости полнеют, и это отражается на звучании их голоса. Щеки у полных людей пухлые, поэтому тембр голоса у них более мягкий.

Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.

Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».

Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.

Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.

Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.

Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т. е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.

Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.

Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.

Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.

Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.

Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.

Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.

Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.

Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.

Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.

Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.

Феликс Кузьмин
По материалам «Elitarium»

Источник

Оцените статью