- Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
- Особенности формирования невроза у ребенка
- Виды и симптомы неврозов
- Лечение невроза у детей
- После больницы
- Лето нередко становится временем расставаний: появилась возможность отправить ребенка в детский санаторий, назначили плановое обследование в больнице, учащаются, к сожалению, в это время года острые кишечные заболевания и травмы.
- Совсем маленький
- Дошкольникам тоже трудно
- Игры от страха
- Игры в больницу
- Что там хорошего?
Как лечить невроз у детей: мнение педиатра
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — « гипоопека » .
- Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
- Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Источник
После больницы
Лето нередко становится временем расставаний: появилась возможность отправить ребенка в детский санаторий, назначили плановое обследование в больнице, учащаются, к сожалению, в это время года острые кишечные заболевания и травмы.
Татьяна Шишова педагог, психолог, член Союза писателей России, драматург
На страницах журналов для родителей лето обычно предстает временем счастливого семейного отдыха, радостного общения взрослых и детей. Но на самом деле лето нередко становится и временем расставаний: появилась возможность отправить ребенка в детский санаторий, назначили плановое обследование в больнице, учащаются, к сожалению, в это время года острые кишечные заболевания и травмы. В общем, уместно поговорить о психологическом состоянии ребенка, вырванного из привычной обстановки и помещенного в обстановку больничную. И рассказать о том, как с помощью игр в кукольный театр можно залечить полученную душевную травму.
Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь в раннем детстве так боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки и начинала плакать, если на нее слишком, как ей казалось, пристально смотрели незнакомые люди. По ночам сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колесиках взад и вперед. Когда у кроватки отвалилось колесо, мои друзья отказывались верить, что это сделало такое крохотное, с виду абсолютно беспомощное создание.
Позже Кристина пристрастилась к качелям. Другие дети покачаются минут пять-десять и слезут, а дочка просиживала на качелях часами, и оттащить ее было невозможно. Людей она по-прежнему дичилась. На моей памяти это был единственный ребенок, который испугался Деда Мороза. Когда на детском утреннике юноша, нацепивший белый тулуп и ватную бороду, попытался к ней подойти, дочь заверещала и принялась карабкаться по мне куда-то вверх. А Дед Мороз так растерялся, что позабыл все выученные накануне прибаутки.
А еще ей по ночам снились кошмары. Я это поняла далеко не сразу, ведь дочка была совсем крошкой и не могла объяснить, почему вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращенных к ней слов и никого вокруг не замечая, хотя глаза ее широко распахнуты.
Но примерно в три года характер Кристины резко переменился — она превратилась в веселую, общительную девочку. Странности исчезли. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что взялось? И пока не прочитала в одной умной книжке про так называемый детский госпитализм, мне не приходило в голову связать поведение дочери с тем, что она несколько недель сразу после рождения находилась в больнице без меня.
Совсем маленький
Ну, какая вроде бы разница новорожденному младенцу, где и с кем быть в первые недели жизни? Он ведь почти все время спит. Уход в больнице, где лежала моя дочь, был вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепеленывали, делали всякие процедуры. Но крохотному, еще, казалось бы, ничего не понимающему созданию необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь, которую даже самая опытная и доброжелательная медсестра не может испытывать к чужому ребенку. Не потому, что она плохая, а потому, что она не его мать. И эта любовь нужна малышу не меньше, чем молоко и сухие пеленки.
Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребенка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий — упорное раскачивание. Страх общения, ночные кошмары тоже могут быть следствием психотравмы. Когда же ребенок попадает в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят, хотя, как вы могли убедиться на примере моей дочери, это порой растягивается на несколько лет.
Родителям важно понимать, что странности ребенка, побывавшего в раннем возрасте в больнице, — вовсе не капризы. Не надо его «перевоспитывать»: торопиться отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт с взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.
Дошкольникам тоже трудно
Для детей постарше отрыв от матери обычно не играет столь роковой роли, однако хорошего в нем тоже ничего нет. Так что если у вас есть возможность полежать в больнице вместе с ребенком, не упускайте ее. Врачи могут считать, что достаточно ваших дневных посещений, но это не так.
В больнице тяжелее всего по вечерам, когда стихает дневная суета и ребенка одолевают грустные мысли. Хорошо еще, если медсестра, услышав всхлипы, подойдет и погладит по голове. А если, набегавшись за день, она раздраженно прикрикнет: «Да перестань ты реветь! Сколько можно!»?
Получается, что в самый критический момент, когда малышу особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или. виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.
Удивительно, но есть родители, которые этого не понимают. Сколько раз приходилось слышать: «Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу даже не пожаловался, что ему в больнице плохо. И не просил, чтобы его оттуда забрали».
А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из нее расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость. А то, что он не просился домой. Есть одно слово, очень точно отражающее душевное состояние многих детей, надолго попавших в больницу. Обреченность. Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребенка, то оставляет трудноизгладимый след.
Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ, смерти. Причем ребята далеко не всегда в этом признаются. Иногда потому, что боятся лишний раз упомянуть про страшное, а порой из гордости.
Многие родители говорят, что их дети, вернулись из больницы какими-то «замороженными». Заторможенность, безымоциональность — верные признаки того, что ребенок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если малыш не поддерживает попытки вступить с ним в контакт. В привычной обстановке он мало-помалу оттает, и тогда можно поиграть с ним в игры, помогающие преодолеть страхи.
Игры от страха
Они напоминают кукольный театр: на ширме (ее можно соорудить из стульев, набросив на них одеяло) появляется герой — подходящая по сюжету игрушка малыша, которая ему нравится. Водит и говорит за нее один из вас (или вы, или ребенок, ролями можно и нужно меняться), другой подает реплики за остальных персонажей сцены.
Первым можно предложить сюжет про щенка, который пошел погулять и потерялся. Как он себя чувствует? Кто придет ему на помощь и чем закончится история? Это предстоит придумать и разыграть вам вместе с ребенком.
Только старайтесь фиксировать внимание не на ЗЛОключениях, а на ПРИключениях маленького героя, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина. Предоставляйте ребенку возможность пофантазировать, но если он будет затрудняться (а такое после больничных треволнений вполне вероятно), не ленитесь придумывать сюжетные перипетии сами.
Когда игра поднадоест, предложите другую, психологически более сложную. Пусть ваш ребенок разыграет мини-спектакль «Малютка потерялась». Сценарий выглядит примерно так: ваш ребенок увидел в магазине маленькую девочку (она должна изображаться совсем крохотной игрушкой, чтобы ребенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваши сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что она потерялась.
Дальнейшие действия «артиста» должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз нужно выяснить, где именно она потерялась, и отвести ее туда, где мама с папой скорее всего будут искать девочку. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.
Игры в больницу
Что же касается собственно больничной темы, то затрагивать ее следует очень осторожно и только если ребенок не будет противиться подобной игре. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем и вашим ребенком. Для начала лучше назначьте больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную: пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребенок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.
Развитие «доброй линии» в игре очень важно, потому что настрадавшись, ребенок может ожесточиться. Многие дети начинают вести себя агрессивно, хотя до попадания в больницу за ними ничего подобного не замечалось. Разумеется, не следует позволять ребенку хамить и драться, но особенно заострять внимание на его выходках, по-моему, не стоит. Если он набрался в больнице нецензурной лексики (обычно эта участь постигает дошкольников), то в культурных семьях как правило бывает достаточно объяснить, что приличные люди так не разговаривают. Агрессивность же сама собой сойдет на нет, когда ребенок обретет душевное равновесие.
Что там хорошего?
Когда же ваши дети совсем «оттают», можно попробовать сделать главным героем игры не взрослого, а ребенка. Уже вашего собственного. И фиксироваться не столько на сострадании, сколько. на положительных моментах пребывания в больнице.
— Да что там хорошего? — возмутится ребенок.
— Как что? — возразите вы. — Больному приносят всякие лакомства — раз. Дарят подарки — два. Выполняют его желания — три. А еще. (особенно это действует на мальчишек 6-10 лет) еще друзья уважают человека, который перенес такое испытание. Его считают смелым и выносливым — настоящим мужчиной! Ты что, думаешь, все такие герои, как ты? Да в твоем классе никто, наверное, в больнице не лежал. А ты уже прошел испытание на прочность.
«Больничные игры» могут быть разнообразными. Вот далеко не полный перечень тем:
- осуществление заветной мечты (которое, естественно, происходит в больнице);
- дома выписанного из больницы ребенка ждет потрясающий сюрприз;
- в саду или школе детям делают прививки; все в ужасе кричат и брыкаются, и только главный герой, привыкший в больнице к уколам, ведет себя достойно;
- ребята во дворе спорят о чем-то, что имеет отношение к больнице, но по незнанию мелют чепуху, и главный герой выходит из спора победителем, после чего становится среди сверстников общепризнанным авторитетом.
Кто-то, наверное, подумает: «Да разве мальчишки, тем более десятилетние, играют в куклы?». Уверяю вас: играют и даже очень увлеченно! Только не надо представлять это, как девчоночью забаву. Скажите, что это театральные репетиции, и предложите сыну попробовать силы сразу в нескольких амплуа: актера, режиссера и сценариста. Заинтересуйте его, и он с удовольствием включится в игру. Тем более что после больницы у многих детей наблюдается некоторый психический регресс: они временно становятся инфантильными, как бы вознаграждая себя за то, что в больнице им пришлось столкнуться с «суровой правдой жизни».
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник