Ребенок с особенностями развития эмоционально волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

— тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Читайте также:  Кто пережил клиническую депрессию

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Читайте также:  Как понять что чувства остыли у вас

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

Источник

Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе

Ирина Кононова
Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблему эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе. Показана специфика эмоционально-волевой сферы личности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и предложены пути ее коррекции в образовательном процессе.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, эмоционально-волевое развитие

В последние горы проблема обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более актуальной во всем мире. В Российской Федерации также наблюдается повышение количества выявленных случаев СДВГ у детей [4].

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называется психическое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Данный диагноз указывает на возможные проблемы социальной адаптации детей в обществе. Проблемы могут возникать как в учебной деятельности, так и в межличностном общении. Велика вероятность развития девиантного поведения у подростков и юношей с СДВГ.

В качестве одного из главных признаков СДВГ у детей выделяется импульсивность, то есть недостаточный уровень контроля за собственным поведением у ребенка. Как правило, ребенок с СДВГ быстро реагирует на меняющиеся ситуации. На уроке он может не дождаться инструкции и уже начать выполнение задание или отвечать на вопрос [5].

Имеет место и недостаточное развитие мотивационной сферы. Такому ребенку не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить.

Как результат ребенок может со стороны характеризоваться как беспечный, небрежный, легкомысленный.

Можно также выделить следующие признаки эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отсутствие у ребенка способности доводить до конца начатое дело; отсутствие у ребенка способности сосредоточиться на деталях; сложности в выполнении учебных заданий, требующих мысленного напряжения; снижение организаторских способностей; невнимательность при выполнении учебных заданий повышенной сложности; забывчивость и рассеянность

У детей с СДВГ характерна постоянная болтовня, которая означает недостаточный уровень сформированности внутренней речи, способной контролировать социальное поведение ребенка.

Как правило, диагноз СДВГ ставится ребенку в конце дошкольного и в начале школьного возраста. Для этого необходимо, чтобы признаки СДВГ проявлялись, не менее чем в двух видах деятельности ребенка (игровой, трудовой, учебной, они не были вызваны психотическими нарушениями и доставляли ребенку с окружающим дискомфорт [2].

По мере взросления ребенка поведенческие проявления нарушений эмоционально-волевого развития могут меняться. Если в младшем школьном возрасте у ребенка имеется высокий уровень активности в отстаивании свой точки зрения, то в среднем и старшем подростковом возрасте могут проявляться разные формы девиантного поведения.

Наиболее выраженные трудности у ребенка появляются с момента начала школьного обучения. В данный период основным видом деятельности становится учебная деятельности, которая предъявляет более высокие требования к эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию ребенка. От школьника требуется высокий уровень сосредоточенности, необходимость выполнять монотонную работу. Соответственно, наблюдается расхождение между интеллектуальным развитием ребенка с СВДГ, который могут находиться на высоком уровне, и недостаточным эмоционально-волевым развитием.

Для ребенка с СДВГ характерна цикличность в деятельности: произвольная продуктивная работа не превышает 5–15 минут, далее дети теряют контроль над умственной активностью. Затем, в 3–7 минут необходимы мозгу ребенка для накопления энергии вхождения с следующий цикл [4].

Обобщая сказанное, следует отметить, что ребенок с СДВГ испытывает значительные трудности в ученой деятельности. Это выражается в недостаточном сосредоточении на учебном материале, высокой отвлекаемости, истощаемости, недостатке волевой регуляции деятельности. необходима специально организованная комплексная работа по коррекции эмоционально-волевой сферы.

Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Важнейшим направлением должно стать изменение психологической атмосферы в школе и в семье.

При этом, необходимо сместить акцент с подавления негативных поведенческих проявлений, связанных с физиологическими причинами СДВГ к формированию базовых основ произвольной регуляции поведения ребенка, что является психолого-педагогической проблемой.

При осуществлении коррекционной работы необходимо консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка. Ведущая роль в организации работы отводится педагогу.

В качестве основных форм работы можно выделить следующие:

просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;

обучение родителей и учителей поведенческим программам;

расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;

Читайте также:  Развиваем чувство юмора упражнения

специальное обучение в случае затруднений с учёбой;

аутогенная тренировка и суггестивная терапия [1].

Начать работу следует с просвещения родителей и педагогов. Всем необходимо разъяснить особенности психики ребенка с СДВГ.

В рамках образовательного процесса следует уделить особое вниманиеследующим направлениям:

изменение окружения (место ребёнка в классе – рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

регулирование ожиданий (касается и родителей, так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим [4].

Ребенка с СДВГ следует ориентировать на поиск индивидуального стиля деятельности, обучение техникам релаксации, аутогенной тренировке, развитию мотивации достижения.

Важнейшим этапом формирования у детейфункций произвольной саморегуляции и самоконтроля является усвоение ими навыка автоматически задавать себе вопросы: «Что я хочу сделать?», «Что мне нужно для этого?», «Как я буду это делать?», «Я достиг, чего хотел?» и отвечать на них.

Главным залогом успеха является комплексность воздействия. Начинать работу следует с самого начала школьного обучения, так как d этом возрасте компенсаторные способности мозга в этот возрасте наиболее значительны.

Таким образом, ребенок с СДВГ не в состоянии приобрести навыки управления собой самостоятельно, без участия окружающих его взрослых – семьи, педагогов образовательного учреждения. Следовательно, необходимо прежде всего подумать о том, как может родитель, воспитатель, педагог помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения. Коррекционное воздействие должно быть разнонаправленным консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка.

1. Дубровина, И. В.Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 140 с.

2. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования : методич. рекоменд. – М. : Изд-во ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 2017. – 86 с.

3. Сгонник, Л. В. Проблема формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Л. В. Сгонник, О. Ю. Жигайло / / Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. – М. : Перо, 2018. – С. 114-122.

4. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 125 с.

5. Фесенко, Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностьюу младших школьников: диагностика и психокоррекция / Ю. А. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2015. – №1.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Источник

Оцените статью