- «Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
- Как развивать самоконтроль
- Как научить ребёнка владеть собой
- Эмоции нужно принимать…
- … различать и выражать словесно…
- … анализировать
- Как ребёнок может помочь себе сам
- Как культура влияет на способы выражения эмоций
- Как научить ребёнка справляться с эмоциями?
- 1. Научите ребёнка связывать определённую эмоцию с тем, как она называется.
- 2. Общайтесь с ним не с позиции родителя, а с позиции равного.
- 3. Не соревнуйтесь с ним в бедах.
- 4. Говорите о негативных эмоциях, как о чём-то временном.
- 5. Создайте плакат эмоций.
- 6. Устраивайте вечера обсуждений.
- 7. Делитесь своим опытом.
- 8. Организуйте в доме уголок творчества.
- 9. Чаще бывайте на свежем воздухе.
- 10. Познакомьте ребёнка с волонтёрской деятельностью.
- Как научить ребенка контролировать свои эмоции
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.
Как развивать самоконтроль
К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.
Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.
Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.
Как научить ребёнка владеть собой
Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.
Эмоции нужно принимать…
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.
Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.
… различать и выражать словесно…
Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.
… анализировать
Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.
Как ребёнок может помочь себе сам
Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.
Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.
Как культура влияет на способы выражения эмоций
Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».
Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.
От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.
Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.
Источник
Как научить ребёнка справляться с эмоциями?
Эмоциональный интеллект – это набор навыков, без которых нельзя построить доверительные отношения с окружающими, а что ещё важнее – с самим собой. Они включают в себя умение распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивы. К счастью, как и любое другое качество психики, его можно развить. И начать лучше, конечно же, с самых ранних лет.
Уметь правильно проявлять те или иные эмоции – чрезвычайно важно. Если ребёнок не в состоянии выражать словами свои чувства, то в будущем он рискует навсегда остаться эмоционально незрелым. Эмоционально незрелые люди не могут самостоятельно успокоиться. Они вспыльчивы и непоследовательны. Им не хватает самоконтроля и понимания того, что же и почему с ними сейчас происходит. От этого их жизнь полна конфликтов и непонимания.
К тому же, эмоции могут захлестнуть и начать диктовать свою волю. Без навыков контроля над ними дети могут начать обвинять других в том, что они испытывают. Поэтому для построения успешных взаимоотношений с людьми необходимо научиться их понимать. Но чтобы понимать других – нужно понимать себя.
Эти 10 советов помогут вам развить у ребёнка эмоциональный интеллект и навыки самопознания.
1. Научите ребёнка связывать определённую эмоцию с тем, как она называется.
Он должен понимать, что означает слово «грусть» или «разочарование», а также чувствовать, чем они друг от друга отличаются. Соотнеся название эмоции с тем, что с ним сейчас происходит, он в следующий раз быстрее и точнее её определит.
2. Общайтесь с ним не с позиции родителя, а с позиции равного.
Не используйте выражения наподобие «Было б из-за чего реветь!» Вместо этого скажите «Мне кажется, ты чем-то расстроен. Что случилось?» Не подвергайте сомнению серьёзность и истинность того, чем с вами делится ребёнок. Насмешками и сарказмом вы ему не поможете, а сделаете только хуже.
3. Не соревнуйтесь с ним в бедах.
«Ну и что? У меня такое тоже было!» – это не то, что ребёнок хочет услышать в момент, когда ему плохо. Снижая значимость того, что он сейчас испытывает, вы заставляете его думать, что его чувства неправильные, и их нужно скрывать.
4. Говорите о негативных эмоциях, как о чём-то временном.
Объясните, что негативные и любые эмоции непостоянны как время суток, погода или сезон. За ночью всегда идёт день, за весной – лето, а после дождя часто появляется радуга. Настроение не всегда может быть хорошим, оно изменчиво – и это нормально. Не стоит злиться на себя за ту или иную эмоцию. Нужно принять факт её существования, вспомнить, что так бывает, и просто дождаться «нового утра».
5. Создайте плакат эмоций.
Пусть на нём будут смайлы, изображающие самые распространённые эмоциональные реакции – злость, растерянность, грусть и т.п. При этом каждый смайл должен быть подписан. Чтобы ребёнок не только на словах, но и наглядно мог соотнести слово и то, что оно означает.
6. Устраивайте вечера обсуждений.
Пусть каждый расскажет о том, какие эмоции он испытал за день. Покажите на своём примере, что обсуждать чувства можно и нужно. При этом акцент нужно делать не на самом происшествии, а на том, что после него последовало, какую реакцию оно вызвало – гордость, разочарование и т.п.
7. Делитесь своим опытом.
Расскажите ребёнку, с помощью чего вам самим удаётся справиться со своими эмоциями. Поделитесь секретом релаксации. Будь то работа в саду, чтение, общение с близкими. Обсудите, какое из этих занятий может понравиться ребёнку. Помогите ему составить свой собственный список. В него могут входить рисование мелом на асфальте, пение, складывание пазлов, танцы, фотография, катание на велосипеде и многие другие занятия, которые помогут избавиться от чувства подавленности или злости.
8. Организуйте в доме уголок творчества.
Пусть у ребёнка в доме всегда будет место, где он сможет с помощью красок и карандашей выразить то, что его беспокоит. Попросите его изобразить, что он сейчас чувствует, а потом рассказать, какая часть рисунка или аппликации что означает. Это поможет вам сблизиться и лучше понять друг друга.
9. Чаще бывайте на свежем воздухе.
Речь, конечно же, идёт об активных видах совместного досуга. Гуляйте вместе в парках, катайтесь на велосипедах, играйте в футбол или теннис. Но перед выходом из дома попросите ребёнка определить по шкале от 1 до 10 степень того, насколько он сейчас зол или расстроен. Затем уже после занятия попросите его подумать и сказать, насколько сейчас он оценивает свой уровень негатива. И даже если результат окажется незначительным (например, уровень упадёт лишь с «9» на «8») не забудьте похвалить ребёнка за проделанную работу и напомнить, что он сам со всем справился.
10. Познакомьте ребёнка с волонтёрской деятельностью.
Поддерживая того, кому в жизни повезло гораздо меньше, человек получает отличный стимул. Можно отвезти вещи, которые уже не нужны, в детский дом или купить корм в приют для животных. Посильная помощь другим заставит ребёнка почувствовать себя нужным не только семье, но и миру. Это обязательно отразится на его эмоциональном состоянии.
Следуйте этим советам и скоро сами увидите, как бережное отношение к чувствам сделает вашу жизнь проще и приятнее. И не ругайте себя за то, что вам сразу не удастся добиться результатов в обучении. До того, как ребёнок вырастет и покинет родной дом ещё много времени – вы всё успеете. И помните, что лучший пример – свой собственный. Только с его помощью вы сможете доказать ребёнку, что в этой жизни всё возможно.
А как вы справляетесь с негативными эмоциями? Оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Источник
Как научить ребенка контролировать свои эмоции
Мамам, папам, бабушкам и всем, принимающим участие в воспитании, взрослым посвящается.
Каждому из нас приходится встречаться с сильными негативными эмоциями детей. Малыши и дети постарше пугаются, испытывают боль, обижаются, злятся, протестуют — это естественно. Способность испытывать эмоции — врожденная, а вот управлять ими ребёнку приходится учиться.
Заинтересованным взрослым (мамам, папам и бабушкам, а также учителям и воспитателям) важно понимать, что научить ребёнка эмоциональной саморегуляции — первоочередная воспитательная задача. Научить управлять эмоциями важнее, чем научить читать, писать и важнее, чем дать энциклопедические знания.
Гипотетически, представим ребёнка, который, став взрослым, так и остался безграмотным, не выучил джентльменский набор знаний об окружающем. Такой взрослый вполне сможет жить в обществе и даже будет иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. У человека, который так и не научился управлять эмоциями, будет гораздо меньше шансов найти своё место в обществе, иногда такие люди становятся и опасными для него.
Жаль, что современные родители больше обеспокоены развитием интеллекта и мало обращают внимание на развитие способности ребёнка управлять эмоциями, а значит и поведением.
Если вы как раз из тех взрослых, которые понимают важность развития у сына или дочери способности к эмоциональной саморегуляции, то задача №1 для вас — сформировать у ребёнка понимание, что за свои эмоции отвечает он сам. Поэтому, мы не успокаиваем ребёнка (если ему больше 3-х лет), а помогаем ему успокоиться.
Близкие, которые окружают ребёнка часто формируют у своего чадо противоположное убеждение — «твои эмоции зависят от других людей, от обстоятельств. Ты не отвечаешь за свою злость, обиду, страх и т.п.
Это происходит, когда окружающие взрослые:
• упрекают друг друга: «Ты что, не можешь его успокоить!», «Что это за мать (бабушка, воспитатель, учитель), которая не может успокоить ребёнка!»
• регулярно говорят сыну или дочери: «Ты меня довел до крика (слёз, истерики)!»
• в разговорах друг с другом говорят о том, что кто-то их «вывел из себя», «довел до. ».
Понимание необходимости саморегуляции эмоционального состояния и стремление его регулировать у ребенка формируется, когда:
• он слышит подкрепляющие фразы типа: «Ты сегодня так быстро успокоился. Молодец!», «Мне радостно видеть, что ты спокойно слушаешь меня, высказываешь свои аргументы, ты стал совсем большой!»;
• он видит, что близкие ему люди умеют справляться со своими негативными эмоциями;
• или хотя бы стремятся управлять ими: «Сейчас я успокоюсь и мы продолжим разговор», «Сожалею, что я не смог справиться со своими чувствами и накричал».
Взрослым стоит вспомнить, что плач, крик — это естественная реакция ребёнка на какое-либо неблагополучие. Цель крика и плача — привлечь внимание взрослого к своим нуждам и проблемам. Поэтому, не менее важно научить ребёнка речевым способам выражения желаний, потребностей и . несогласия.
В некоторых семьях нет необходимости учить этому специально. Мальчики и девочки усваивают речевые конструкции, которые используют близкие взрослые в общении с детьми, между собой и другими людьми, но часто встречаются семьи, в которых ребёнку не у кого этому учиться. Мама, папа, а иногда и бабушки сами не владеют навыками эффективного общения, в частности навыками выражения несогласия, ведения спора, выражения чувств и потребностей.
Мы с вами, конечно, понимаем, что ребёнку трудно справляться с эмоциями. Чем младше ребёнок, тем труднее решить ему эту задачу.
Растёт малыш спокойным или он постоянно кричит и плачет — во многом зависит от врожденных особенностей его нервной системы. С возрастом стрессоустойчивость ребёнка (а потом и взрослого человека) все больше и больше начинает зависеть от установок и мировоззрения.
Постарайтесь сформировать у сына или дочери такое мировоззрение, при котором часть (лучше — большую часть) ситуаций ребёнок научится воспринимать без негативных эмоций, то есть не будет оценивать как угрожающие своему физическому или социальному «Я». Тогда поводов бояться, тревожиться, обижаться, злиться будет гораздо меньше.
В практической работе с семьями, я часто сталкиваюсь с тем, что такому мировосприятию необходимо учиться и самим родителям. Во многих случаях выясняется, что мамы и папы проблемных детей сами склонны негативно и эмоционально бурно реагировать на широкий спектр жизненных обстоятельств.
Успешное решение перечисленных задач сформирует у ребёнка качества и умения, которые помогут ему достичь высокой стрессоустойчивости, а она залог счастливой и успешной жизни.
Совершенствуйтесь сами и будьте примером для своих детей.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте , Одноклассники , Facebook.
Другие статьи этого же автора:
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Источник