- Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как развить чувство ритма у ребенка?
- Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать. В этом блоге я расскажу о том, как это делать.
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА!
- Тема: Ребенок не чувствует ритм
- Ребенок не чувствует ритм
Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка
консультация
Упражнения, которрые развивают римический слух ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma_u_rebyonka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка
музыкальный руководитель Дятлова Г.А.
Откуда нам знакомо чувство ритма?
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
- Дыхание.
- Бодрствование и сон.
- Желудочно-кишечный тракт.
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
- Смена времён года.
- Смена времени суток.
- Приливы и отливы.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
За что отвечает чувство ритма у человека?
- Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
- Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
- Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
- Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
- Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Итак, переходим к практической части нашей темы.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!
От 0 до 6 месяцев
Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!
Зарядка или массаж с потешкой
Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
- «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
- «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
- «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)
Танцы с мамой или папой
Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.
От 6 до 12 месяцев
Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.
Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)
Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:
Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.
От 1 года до 2 лет
Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.
Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:
Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.
Повторяй за мной
Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.
Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…
Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:
РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Затем начните считать по-другому:
РАЗ, ДВА, три, четыре…
Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.
Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков
Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.
Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:
В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,
В ле-СУ о-НА рос-ЛА…
А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:
В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,
В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.
Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.
Стихи и барабан
Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
С ритмом по жизни
Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:
- Стихотворения и песенки.
- Танцы.
- Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
- Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
- Маршировки.
Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений.
«Ежик и барабан»Дятел сел на толстый сук. Шумит оркестрРитмическое эхоХлопок в такт и т.д.
Упражнения для развития чувства ритма.
Упражнения на развитие чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти.
Комплекс упражнений для развития чувства ритма«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма»Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побу.
для детей 4-7 лет.
Данный комплекс включает мгровые упражнения по формированию чувства ритма, который можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ, в свободной деятельности детей в группе, со сверстниками и пед.
Источник
Как развить чувство ритма у ребенка?
Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать. В этом блоге я расскажу о том, как это делать.
Анна, почему развитие ритма так важно?
Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.
Что же делать, чтобы такого не произошло?
Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.
Когда можно начинать развивать чувство ритма?
Уже с 1,5 – 2 лет можно развивать чувство ритма ребенка в домашних условиях. В нашем клубе в группы «Танцуем с пеленок» мы набираем деток с 2 – 3 лет.
Как развивать чувство ритма в домашних условиях?
Как я упоминала выше, это шаги в ритм музыке или, проще говоря, марш, но музыка должна быть несложной для восприятия ребенка. Главное требование к музыке — в ней должны четко прослеживаться музыкальные доли, в которые ребенку необходимо шагать. В детской музыке большинство мелодий такими и является, поэтому не должно возникнуть проблем.
Второй момент — хлопки в такт. Необходимо также подобрать детскую песню и хлопать в каждый такт. Часто, когда мы сидим на концерте под впечатлением от какого-либо номера, мы начинаем хлопать в такт, когда номер еще не закончился, тем самым, не подозревая, мы вырабатываем музыкальный слух и чувство ритма. Также должно быть и с ребенком: он должен делать это автоматически, не задумываясь.
Как Вы развиваете чувство ритма на занятиях танцами?
На занятиях происходит обучение музыкальной раскладке. В основном классический вариант музыкальной раскладки — это четыре четверти. То есть мы считаем до четырех. Если Вы видите, что все вышеперечисленные варианты пройдены, попробуйте попросить ребенка хлопнуть на каждый четвертый счет, далее на каждый второй счет, потом только на счет «один» и «три» — они считаются сильными долями в музыке. В старшем возрасте на эти доли осуществляются все более сложные движения или акценты в хореографической постановке. На занятиях я также даю комбинации на ритм, которые дети делают без музыки: задаю детям определенный ритм, они его повторяют, усложняю ритм и смотрю за тем, как они справляются с заданием. Такие упражнения развивают не только слух, но еще и чувство коллективизма. Конечно, на занятиях дети даже не подозревают, что у них развивается и что это очень важно: для дошкольников — это просто игра, но так и должно быть.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА!
Для малышей: напевайте ребенку и разучивайте с ним песенки, стишки, вместе издавайте различные звуки во время повседневных занятий, игр, гимнастики и т.д.
Для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста: рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.
Запишите ребенка в танцевальную или вокальную студию клуба «Магис Дети»!
Источник
Тема: Ребенок не чувствует ритм
Опции темы
Отображение
Ребенок не чувствует ритм
У меня вопрос, кто нибудь помогите, дайте пару методов, как можно быстро и внятно объяснить маленькому ученику, что такое музыка и как она считается?
Последний раз редактировалось poison; 02.10.2014 в 18:27 .
Как говорят в Одессе, Вы хочете методов? — их есть у меня!
Лично я использую такой простой метод. Просто считаю доли такта в течение целой мелодии. Скажем, врубил чачу, уловил первую, ударную долю такта и пошел считать три или четыре минуты, сколько там вещь эта длится: «раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре. и т.д.» Ребенку я бы просто показал это (посчитал бы целую вещь, для начала короткую, пару минут, чтобы не замучить ребенка), а потом попросил бы сделать то же самое. То есть, смысл в том, чтобы научиться улавливать ударную долю (счет «раз»), а затем считать. Так же делается для всех остальных танцев. Правда, в самбе и венском вальсе надо очень быстро шевелить языком :bigg: , чтобы поспеть за музыкой. В самбе я иногда считаю один счет на две доли.
Это основа. А разнообразить ее можно как угодно. Можно (и нужно) дополнить счет хлопками или ударами руки по столу и т.п. В румбе и чаче со временем следует начать выделять счет четыре-раз, в чаче можно его заменить на ча-ча-чааа. Потом можно начать считать более «объемно», на восемь счетов (выделяя в румбе четыре-пять и восемь-раз). Я сейчас пошел на следующий этап. Включаю музыку (в компе), считаю, потом нажимаю на своей расширенной клавиатуре кнопку «Mute» (вещь проигрывается, но звука нет — Вы, наверняка, и сами знаете, но на всякий случай поясняю 🙂 ), считаю «по инерции» несколько тактов, потом выключаю заглушение, то есть снова слышна музыка, и. обнаруживаю, что немного отстал. Корректируюсь, и в следующий раз стараюсь считать несколько «бодрее». Радуюсь, если при включении слышу, что держусь точно в ритме. Думаю, что это уже тренировка музыкальных способностей (которые для танцора никак не лишние).
Последний раз редактировалось enrustra; 16.01.2007 в 00:54 .
быстро объяснить ребенку музыку невозможно. можно натренировать его ее слушать. у детей, как у всех нормальных живых существ, информация доходит не через объяснения, а через практику.
хлопать в ритм, топать в ритм, приседать в ритм, прыгать в ритм и так далее. и при этом считать должен не тренер, а ребенок сам. тренер может подсказывать.
Если задача просто научить ребенка ловить «раз», то могу порекомендовать песенку барона Мюнгхаузена «Раз-два-три-Раз-два-три-Ути,Цип Цип».
вообще-то слышать ритм учатся не за раз и не за два.
И обязательно надо чтоб ребенок что-то делал в такт, хлопал, прыгал, пел, маршировал, ритмикой позаниматься, но чтоб ребенок еще и считал сам.
Если кто-то считает — это кажется легко, а вот когда сам начинаешь считать — уже трудности возникают.
Просто я человек с музыкальным образованием и мне как бы всегда было естественно что ли разбирать музыку на запчасти, ну а ритм у меня в крови. А вот когда стали с мужем танцевать. Тут и выяснилось, что муж то ритма вообще не слышит.
Если често, у меня тогда был шок. Я не понимала как можно не слышать этого. Ну не учили мужа музыке и не танцевал он раньше никогда и врожденного чувства ритма нет. Дети как и вот такие взрослые воспринимают музыку как общий шум. Ну например шум на улице как по одному каналу если все идет. Но ведь шум состоит из ветра, бибикания машин, скрипа тормозов, разговора и тыпы. Ну вот и музыка так же.
Спустя 2 года могу с уверенностью сказать, что муж у меня стал слышать ритм, не во всех произведениях, но слышит.
Учила так же, включала музыку, выводила ударные по максимуму и заставляла хлопать и считать, или топать и считать, или петь. Поправляла только когда хлопки выбивались из ритма. Ну и при любой возможности, у нас типа игры уже, идем, играет музыка: ну-ка, найди ритм и первую долю. Секундное развлечение, а тренировка не плохая.
Караоке обязательно надо петь, тоже хорошо тренирует чувство ритма.
Источник