Ребенок не чувствует границ своего тела

Содержание
  1. Как помочь маленькому ребенку осознать свои телесные границы
  2. Помогите ребенку выучить анатомически корректные названия интимных частей тела
  3. Учите его описывать чувства и ощущения
  4. Всегда прислушивайтесь к его «Нет!», если речь идет о его телесном комфорте
  5. Не заставляйте его обниматься с родственниками
  6. Научите его принимать отказ
  7. Продолжайте говорить
  8. Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей
  9. У младенцев
  10. Дошкольники
  11. Младшие школьники
  12. Подростки
  13. Программа восстановления
  14. Как знание частей тела связано с речью и развитием ребёнка?
  15. То, как ребёнок ощущает своё тело, его расположение в пространстве и нахождение других предметов относительно себя называется схемой тела. Это своего рода карта в мозге о собственном теле. Формирование схемы тела – большой пласт в развитие ребёнка.
  16. Как помочь ребёнку чувствовать своё тело?
  17. Массаж
  18. Купание и умывание с потешками
  19. Изучите части тела куклы
  20. Привлекайте внимание с помощью наклеек
  21. Игра в муху
  22. Ладушки

Как помочь маленькому ребенку осознать свои телесные границы

Помогите ребенку выучить анатомически корректные названия интимных частей тела

Нет ничего стыдного в слове «пенис». Серьезно! Это название органа. Эвфемизмы и шифры делают его стыдным — все эти перчики, краники и слоники. У девочек тоже не персики, пирожки или пирожки с персиками. Наружные половые органы — это вульва. Ничего ужасного в том, чтобы назвать все своими именами, нет. Вы же говорите ребенку: «Вот глаза, вот уши, а вот твои пальчики». Да, мы тоже выросли в той среде, где назвать половые органы своими анатомическими «именами» в кругу семьи не было принято. Но ведь мы меняем родительство, в этой сфере тоже.

Как говорит специалист американского Национального ресурсного центра по вопросам сексуального насилия Лора Палумбо, использование корректных терминов помогает ребенку лучше понимать и принимать свое тело, укрепляет его связь с родителем, также отталкивает потенциальных злоумышленников, а в случае нарушения сексуальной неприкосновенности ребенка помогает лучше восстанавливать картину происшествия.

Учите его описывать чувства и ощущения

Часто дети оказываются попросту немыми, когда дело доходит до того, чтобы объяснить, какие эмоции они испытывают. А трудности в выражении чувств ни к чему хорошему не приводят. Именно поэтому современные эксперты по детской психологии так настоятельно советуют нам проговаривать с ребенком его эмоции и ощущения: тебе обидно, тебе не хочется надевать этот свитер, ты расстроился, ты сердишься. Зная, как называются ощущения (имейте в виду, что навязывать не нужно — проговариваем только то, что очевидно. То есть не «ты замерз, надевай пять шарфов и варежки», а «у тебя холодные руки. Тебе холодно? Хочешь варежки?»), легче понимать себя. И других! Это основа эмпатии.

Еще один важный навык — уметь градировать ощущения. То есть не делить их строго на «хорошо» и «плохо», а уметь понимать их оттенки. Не «нормально» или «терпимо» (это, в общем-то, все, что угодно, что влезает между «хорошо» и «плохо»), а уметь находить конкретные описания того, что происходит и какие моральные или физические ощущения вызывает.

Писательница и режиссер Сью Джей Джонсон на TED Talk рассказала об упражнении, которое практикует со своими детьми. Она говорит, что совершает какое-то действие и просит ребенка описать, какое именно ощущение, какой отклик оно вызывает: «Я царапаю свою дочь, а она отвечает: ‘Жестоко’. Потом обнимаю и прижимаю к себе: ‘Защищенно’».

С малышами можно учиться этому в игре или на простых бытовых ситуациях — они еще слишком малы, чтобы понимать, что вы решили их поцарапать в образовательных целях. Поэтому просто при случае спрашивайте (и помогайте находить слова), что думает ребенок о тех или иных ваших действиях. Собираясь на прогулку, вы можете помочь ему описать целую гамму разных ощущений — от уютно до жарко.

Всегда прислушивайтесь к его «Нет!», если речь идет о его телесном комфорте

Снова про слова. Когда ребенок говорит вам, что ему жарко стоять в коридоре в тех самых пяти шарфах и ждать, когда наконец можно будет выйти на улицу, не надо отвечать ему что-то вроде: «Не придумывай!». Когда он говорит, что не хочет доедать суп, не бросайте ему: «Я лучше знаю». Когда он говорит, что ему больно, не пытайтесь доказать ему обратное! И когда он просит вас прекратить его щекотать, крепко обнимать, целовать, щипать, тискать и так далее — прекратите. Потому что если вы игнорируете его просьбу перестать взаимодействовать с ним физически, вы передаете ему послание о том, что кто-то другой может запросто распоряжаться его телом, не обращая внимания на его протест.

Услышьте его «нет», чтобы он сам смог научиться это «нет» в себе ценить. Чтобы он не боялся обидеть вас или другого человека, который игнорирует его ощущения или делает что-то против его воли, ценой своего комфорта, своих телесных ощущений. Чем чаще и чутче мы реагируем на нежелание ребенка испытывать телесный дискомфорт, тем легче ему понимать свою неприкосновенность.

Не заставляйте его обниматься с родственниками

Теперь продолжим тему физического контакта, только рассмотрим ее с другой стороны. Всем нам знакома ситуация, когда взрослые пытаются выклянчить, выторговать или даже «купить» у ребенка объятие, поцелуй или другую интеракцию, требующую от него непосредственного физического соприкосновения с взрослым. Это неправильно! Мы должны учить ребенка тому, что все обнимашки и поцелуи с бабушками, дедушками и просто добрыми друзьями семьи — дело добровольное. Если малыш этого не хочет, занимайте его сторону (да, вам придется выслушать лекцию о том, как вы плохо его воспитываете, но вы взрослый человек, вам не привыкать), говорите ему, что он не обязан никого обнимать — даже в виде исключения, даже из принципа «старших нужно уважать», даже если ему угрожают тем, что «не будут с ним дружить». Главное, чтобы он дружил и был в согласии со своим согласием на вступление в какой-либо контакт со взрослыми.

Научите его принимать отказ

Как говорит предприниматель и отец Цзя Цзян в своей лекции на TEDx, как родители, мы стараемся сделать все возможное, чтобы ребенок был доволен собой, но на самом деле наша задача заключается не только в этом — помимо прочего, нам нужно расширить его представления о том, что нормально. В том числе научить его тому, что отказ и неполучение желаемого — нормальная часть жизненного процесса. Нам нужно постоянно работать над тем, чтобы ребенок понял: если кто-то отказал ему в чем-то, это не всегда значит, что человек отвергает его самого, это значит, что он отвергает те вещи, которые он предлагает. Это неплохо бы донести и до родственников, которые всерьез обижаются на отказ ребенка их обнимать, но это недостижимый идеал.

Продолжайте говорить

Если вы начали разговор с ребенком о том, как он устроен, что он может говорить «нет», что вы на его стороне и что у него не может быть секретов с другими взрослыми, а родители — люди, которые всегда его выслушают и никто не вправе внушать ему обратное, то его нужно продолжать на протяжении всех лет взросления. Углубляясь в тему, говоря все более откровенно, объясняя все более сложные вещи, касаясь все более интимных тем, сохраняя при этом доверие. Это трудное дело. Но нам нужно постараться вырастить людей, которые совершенно четко будут понимать, что «нет» значит «нет». И это работает в обе стороны: «нет» нужно уметь не только говорить, но и принимать.

Источник

Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей

Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон. Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции. Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог.

Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.

Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:

Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.

  • зрение, слух, обоняние, осязание;
  • тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
  • вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
  • проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.

Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.

Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:

  • трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
  • ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
  • быстро надоедают занятия, игрушки;
  • игнорирует правила поведения;
  • забывает и часто теряет вещи;
  • плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
  • боится воды.

У младенцев

Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития. Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.

Дошкольники

В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.

Младшие школьники

В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.

Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.

Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.

Подростки

Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.

Программа восстановления

Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.

Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.

Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.

Источник

Как знание частей тела связано с речью и развитием ребёнка?

То, как ребёнок ощущает своё тело, его расположение в пространстве и нахождение других предметов относительно себя называется схемой тела. Это своего рода карта в мозге о собственном теле. Формирование схемы тела – большой пласт в развитие ребёнка.

Дело в том, что если ребёнок не ощущает границ своего тело, соответственно не понимает границ и других людей, это приносит ему дискомфорт. Малыш постоянно пытается проверить, где же его тело, а где нет?

Очень много энергии уходит на то, чтобы дополучить эти сенсорные ощущения, которые по какой-то причине ещё не сформировались. Ребёнок может с силой сжимать предметы, кидать, часто падать, врезаться в дверные проемы или мебель. Не всегда сверх повышенная активность крохи говорит о том, что у него много энергии. Это может быть и из-за не сформированности ощущения тела.

Соответственно, не понимая границ своего тела, мозг получает недостаточно информации.

Так, например, могут быть сложности с речью из-за того, что ребёнок не владеет своим языком и в целом речевым аппаратом. Позднее проблемы со схемой тела могут проявляться в непонимании счета, не умении поймать мяч. Ребёнок может избегать активных игр, не кататься на велосипеде. Либо наоборот носиться и врезаться во всё на своём пути, пытаясь компенсировать нехватку сигналов для мозга.

Как помочь ребёнку чувствовать своё тело?

Массаж

Надавливаем на части тела и называем их.

Ручки, ножки, спинка.

Купание и умывание с потешками

Проговаривайте названия частей тела, когда умываете и купаете малыша. Во время купания это вдвойне полезно, так как есть дополнительное сенсорное оущение в виде воды.

Умой Ване личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Изучите части тела куклы

К 1,5 годам малыши узнают части тела у кукол и других людей. Могут показывать:

Где у Ляли глаза?

Где у Ляли руки?

Где у Ляли ноги?

Привлекайте внимание с помощью наклеек

Запаситесь интересными наклейками и липучками и заинтересовывайте малыша с их помощью. Например, приклеивайте на ручку наклейку или липучку и говорите: рука.

Игра в муху

Скажите ребёнку, что ваши пальчики – это муха.

Бззз, полетела муха. Бззз, на головку села. Бзззз, на ручку села, бзззз, на ножку.

Вместо мухи может быть кто угодно, птичка, бабочка. Подберите то, что нравится именно вашему ребёнку. Летать и садиться может и игрушка.

Ладушки

Ладушки-ладушки, где были? (Берём ручки малыша в свои и хлопаем)

Вжих, полетели! (Машем ручками)

На головку сели. (Кладём ручки ребёнка на его головку)

Источник

Оцените статью