Опыт работы «Эмоциональный мир ребенка»
Юлия Ушакова
Опыт работы «Эмоциональный мир ребенка»
— Добрый день уважаемые коллеги!
— Ой, извините. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
— Я обязательно Вам помогу, мы справимся.
— А теперь позвонили газели.
— А теперь позвонил медведь.
Раздается звонок, раздается звонок, раздается звонок.
— И такая дребедень целый день.
Да, именно так проходит мой рабочий день, ведь я общаюсь со всеми участниками образовательного процесса и с моделью психолого-педагогической службы Вы можете познакомиться на экране.
Особое значение я придаю взаимодействию с семьей, потому что именно родители, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, а мы являемся главными помощниками для них. В данном направлении работы мы осуществляем проект «Навстречу друг к другу». В рамках данного проекта я являюсь руководителем «Клуба отцов» и «Школы материнства».
Мной осуществляется работа с педагогическим коллективом по созданию комфортного микро-климата, ведь то, в каких условиях живет педагог как в зеркале отражается на детях.
Так же я стараюсь развивать социальные связи дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, так как это дает дополнительный импульс для обогащения личности ребенка.
В любом случае в центре нашего общения с родителями, с педагогами и с социальными партнерами стоит ребенок.
Пока мой опыт небольшой –
И знаю, мне всю жизнь учиться,
Ведь каждый маленький герой –
Проблемы разные у нас –
Поверьте,взрослые и важные:
Кто-то подрался первый раз,
Кто-то терпеть не может кашу,
Кто-то в саду не может спать,
А кто-то плачет безутешно,
Не хочет с детками играть
И только маму ждет конечно.
Кому-то страшно оставаться,
Не хочет маму отпускать –
И как нам с этим всем справляться
Психолог точно должен знать!
Эмоциональным миром ребенка я начала интересоваться сразу, как только у меня появилась дочь, глядя, как она развивается, как улыбается мне, смеется, плачет и удивляется, злится и делает это все так искренне, так непосредственно и от души. А приступив к обязанностям педагога-психолога, сразу стало понятно, что любой педагог дошкольного образовательного учреждения в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей, ведь от того, каков эмоциональный фон, в котором находится ребенок, зависит качество его жизни.
В начале моего творческого пути конечно же было тяжело, но постепенно я учусь и учу детей тому, что эмоцию можно увидеть, можно услышать, почувствовать, трансформировать, эмоцией можно управлять и так же переключать.
В своей работе я использую программу психолого-педагогических занятий для дошкольников Н. Ю. Куражевой «Цветик – семицветик», в которой большое внимание уделяется эмоциональной сфере детей. Начинаю я с того, что обучаю детей управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях. Далее мы учимся воспринимать эмоциональный мир взрослого. Я стремлюсь помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности, сформировать правильное к ним отношение, учить понимать и распознавать эмоциональное состояние друг друга, формировать способность эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Преодолеваем негативано-эмоциональное состояние мы с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, психогимнастики, этюдов, сказкотерапии, пескотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, психомышечных тренировок, коммуникативных упражнений, упражнений в сухом бассейне, с пузырьковой колонной.
Все это помогает формировать начальные социально- коммуникативные компетенции дошкольника.
Не менее важный элемент психологического сопровождения образовательного процесса – мониторинг состояния эмоциональной сферы ребенка. Я использую методику контроля здоровья ребенка или определения его функциональных ресурсов, адаптированную авторским коллективом программы «К здоровой семье через детский сад». Проводится экспресс диагностика физического здоровья и оценка психологической комфортности и эмоционального благополучия детей совместно с родителями.
Эффективное укрепление психического здоровья дошкольника возможно только через объединение усилий педагогов и родителей. «Государственные учреждения чаще не дают ребенку родительского тепла и заботы. Ребенка недостаточно просто накормить, согреть и помыть. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей. Он не знает, что такое любовь, не умеет дарить положительные эмоции.
Мы все живем в безумных рамках:
Работа – дом – дела – дела…
Соскучился? Ну вот подарок,
А нам опять бежать пора.
Мы ради них свернем все горы,
Все купим, выберем, найдем –
Нет времени на разговоры,
На игры, сказку перед сном.
А вследствии – не превозмочь
Капризы, слезы не по делу –
Психолог может всем помочь
И вместе мы решим проблемы.
Любви можно научиться только видя любовь, в постоянном общении с матерью, отцом, родными близкими людьми, получить «запас» покоя и радости — главное богатство, которое уносит человек из своего детства».
Источник
«Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».
2. Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения;
3.Согласование плана работы класса до конца учебного года;
Содержимое разработки
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 5
1 б класс 06.03.2017 год классный руководитель: Постика Е.А.
1. «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития»;
2. Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения;
3.Согласование плана работы класса до конца учебного года;
1 вопрос: «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».
Познакомить с ролью положительных и отрицательных эмоций в развитии ребёнка.
Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Значения эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром.
Форма проведения : деловая игра.
Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему?
Идёт обсуждение родителями.
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.
Благодаря чему ребёнок может быть счастлив?
Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.
Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.
Эмоции влияют на ход разных психических процессов :
предопределяют формирование определенных черт характера личности.
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
— эмоции разрушения : гнев, злоба, агрессия
эмоции страдания : боль, страх, обида.
Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно — страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.
Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.
Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.
Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:
ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;
ребенок находится в постоянном конфликте с одноклассниками.
Практическое задание для родителей.
1. На листочках бумаги напишите те фразы и выражения, которые запрещены в общении с ребёнком в вашей семье, а рядом те выражения, которые рекомендуемые и желательные.
2. Анкета для родителей:
— Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций? Как вы это делаете?
— Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают?
— Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.
Обсуждение родителями результатов анкетирования и выполнения задания.
Способы формирования у детей положительных эмоций
Признанием и поощрением ребенка:
выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод;
устная похвала, публичное признание положительных изменений;
забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.
При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что.
Сколько раз надо повторять.
О чем ты только думаешь.
Неужели тебе трудно запомнить, что.
Ты такой же, как.
Отстань, некогда мне.
Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет.
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
Как хорошо, что у меня есть ты.
Ты у меня молодец.
Я тебя очень люблю.
Как ты хорошо это сделал, научи меня.
Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Не разговаривайте с ним с равнодушным и безразличным лицом,
Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу .
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте его успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке, я — хороший». Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой .
Наказывая, оставайтесь рядом с ребёнком, не избегайте общения с ним, но не гладьте по голове после серьёзного разговора .
Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести .
Станьте для своего ребёнка примером для подражания .
Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте .
Заводите красивые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее.
5. Ритуалы, которые нравятся детям.
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия.
В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи .
Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Когда всё хорошо и спокойно
Когда выступаю на соревнованиях
День рождения, новый год
Когда успехи на высоте
Когда всё получается
Когда близкие здоровы
Жить свободно, в любящей семье
Большая и дружная семья Счастье – это когда тебя понимают.
2 вопрос Успехи детей – общее дело. Итоги работы за 6 месяцев обучения.
С 22 февраля по 3 марта 2017 года были проведены диагностические работы по предметам:
литературное чтение – промежуточный контроль послебукварного периода, которые состояли из 4 заданий (результаты на слайде):
-1 задание: допиши буквы, прочитай фамилии детских писателей; — 2 задание: выбрать из перечисленных слов нужные слова по теме «Зимние забавы», записать предложения;
— 3 задание: 1)прочитать слова, 2)подчеркнуть буквы, которые указывают мягкость согласных звуков, 3)выписать слова в которых все согласные мягкие, 4) выписать слово, которое начинается с гласного звука, разделить его на слоги, выделить ударный слог, подчеркнуть гласные, 5) придумать и записать 3 слова, в которых все согласные твёрдые, 6) составить схемы к словам (3 слова);
-4 задание: Даны предложения, в которых рисунки. Картинки нужно было заменить словами и записать предложения.
Общие результаты даны на слайде.
Математика- был дан тест из 8 вопросов и комбинированная контрольная работа. Общие результаты даны на слайде.
Русский язык- в форме контрольного списывания. Общие результаты даны на слайде.
Общие недостатки: не соблюдение полей, неаккуратное списывание, невнимательность.
Окружающий мир — итоговая контрольная работа по разделу «Где и когда?». Общие результаты даны на слайде.
Каждый из вас получил план индивидуальной коррекции недочётов.
3.вопрос: согласование плана работы класса до конца учебного года.
— посещение концерта Детской Студии Казаки России;
— посещение театра кукол;
— посещение музея авиации;
— посещение женского Скита в городе Задонск;
— посещение Мастер класса в пиццерии «Итальяно» (Космонавтов 5/5);
-посещение кинотеатра «Москва — Малина»;
— подготовка и участие к празднику Пасхи (Преображенский Храм);
-подготовка к пошиву казачьей формы;
-подготовка и участие в праздновании 9 Мая – Бессмертный полк;
-участие в олимпиадах, конкурсах и акциях в том числе за средства родителей;
-участие в мероприятиях ЛОКШ;
— работа с ЛГКО ЦКВ и Первым Казачьем Университетом;
1. Об изменении календарного графика (перенос каникул);
2.Коллективное приобретение тетрадей на 2017-2018 учебный год;
3. Участие в Большом кадетском балу (май);
4.Фото – портрет, кто сдал деньги в сентябре месяце (начало мая);
Источник