Развивать эмоциональные сферы учащихся

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Статья для педагогов и психологов по активизации эмоциональной сферы младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
kartunova.statya.doc.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы

Анализ произведений классиков отечественной и зарубежной педагогики более поздних периодов позволил нам выявить следующие позитивные идеи о роли активизации эмоциональной сферы в учебном процессе – это «эмоционально окрашенное внимание».

Целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.к. её чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение психических процессов. Указывая на роль положительных чувств и эмоций в обучении, И.Ф. Гербарт особое внимание уделял чувству удовольствия, отмечая — то, что изучается с удовольствием, изучается скоро и усваивается основательно.[2, с.24]

Г. Спенсер утверждал, что восприимчивость детей притупляется бессмысленным запоминанием непонятного им материала. При этом теряются природная любознательность, активность, стремление к самостоятельному приобретению знаний. Подобному обучению Г.Спенсер противопоставлял ознакомление с искусством, живописью, музыкой. Такие занятия доставляют истинное наслаждение учащимся, украшают их жизнь.

Занимательность (Н.Ф. Бунаков, К.Д. Ушинский), т.е. использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (яркий факт, неожиданное сравнение, парадокс ). К.Д. Ушинский предостерегал, однако, от подмены занимательности развлекательством, воспитывающим праздность мысли, пустоту в душе и лень. Процесс обучения должен быть связан с работой серьёзной мысли учеников. [8, с. 244]

Увлечённость самого учителя, ибо только в этом случае можно заинтересовать ребёнка материалом, производящим впечатление на чувства и воображение.

В своих трудах В.А.Сухомлинский писал: « Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижениях. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились». Путь к этому счастью результативного труда на уроках русского языка и литературы мы видим в методах развивающего обучения, в активизации эмоциональной сферы учащихся.[7, с. 47]

На уроках литературы для учителя открывается возможность по актуализации эмоций учащихся и активизации их познавательной деятельности. Поэтому на этих уроках необходимо не только давать знания, но и развивать чувства детей, раскрепощать их творческий потенциал, будить мысль, давая возможность проявлять самостоятельность суждений.

Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя. В этом нам помогает использование художественной литературы, которая обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на школьников. Такие уроки, как урок – путешествие, исследование, праздник, спектакль, заочная экскурсия, лабораторная работа способствуют как развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, творческого мышления и воображения), так и актуализации и развитию эмоций и чувств, овладению эмоционально – образной речью.

Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств можно активно использовать возможности музыкальных произведений и живописи (чтение литературных произведений на фоне музыки, иллюстрирование текстов фрагментами живописи и музыки). Данные приёмы позволяют обогатить урок и передать одну и ту же реальность жизни разными художественными средствами (с помощью слова, образа, звука). Это даёт возможность учителю получить обратную связь в душе каждого ребёнка, а ученику – осмыслить, прочувствовать и целостно воспринять проблему.

Инсценировка – ещё один приём, используемый на уроках литературы. Посредством этого приёма, происходит актуализации эмоций, возникает интерес к изучаемому материалу. Возникновение эмоций в процессе инсценировки и в игровой ситуации раскрепощает учащихся, они становятся более естественными в выражении своих мыслей и чувств, творчески подходят к решению поставленных проблем. Действие в рамках разнообразных ролей расширяет возможности детей в познании других людей и самопознании.

Использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют возникновению эмоций и чувств

Эмоциональная сфера у учащихся начальных классов еще более активна, но эмоции в этом возрасте не носят эстетического характера, а возникают в связи с сопоставлением собственного жизненного опыта, можно использовать выразительное чтение, сравнивать литературное произведение с другими видами искусства.

Каждый учитель использует свой арсенал способов и приемов, которые активизируют учащихся на уроке. Важно порой не то, какие приёмы мы используем, а насколько гармонично они вписываются в урок и помогают раскрытию темы. Доказано, что не каждого ученика вышеперечисленные приёмы стимулируют и побуждают к самостоятельной познавательной деятельности. Но положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у большинства учащихся, интерес к самому процессу познания — всё это создаёт ту своеобразную атмосферу, которая заражает весь класс, стимулирует на совместный поиск решения, творческую деятельностью, и главное – чтение.

В работе для организации самостоятельной творческой деятельности учащихся активно используются различные виды сочинений (образ, настроение, письмо, стихотворение, сказка, рассказ); иллюстрирование текста (как словесное рисование, так и изобразительными средствами; составление диафильмов по рисункам); составление кроссвордов, вопросов к викторине и другие. По выполнении каждого задания проводится обсуждение, выставки, конкурсы. Работы детей используются в качестве дополнительного материала при проведении внеклассных мероприятий и праздников: литературных вечеров, игры «Что? Где? Когда?». Между учителем и учениками возникает атмосфера творчества, поиска, мысли, которая рождает эмоциональный отклик и активизирует творческую самостоятельную деятельность.

Изучая, анализируя, вычленяя и осмысливая приёмы, используемые композиторами, художниками, и особенно – поэтами, для образной передачи того или иного явления, школьники учатся, с одной стороны, понимать и чувствовать замысел авторов, с другой – осознавать свои эмоции и чувства по отношению к воспринимаемым художественным произведениям и адекватно выражать их словами («Какие чувства я испытываю, когда слушаю музыку, смотрю на картины, читаю строки стихотворения…?», « Как я отношусь к этому?»; «Какие ассоциации возникают?» – запишите слова, сходные со стихотворением по смыслу, по настроению, «Какие слова вы подберёте, чтобы выразить свои эмоции?»). Итогом работы на уроке может быть написание сочинения – настроения. Попробовать вспомнить и описать своё эмоциональное состояние, возникающее во время восприятия произведения и перенос чувств из своего жизненного опыта ассоциирующегося с предложенным (вариант – описать эмоции и чувства, возникающие в процессе чтения стихотворения). Сочинения – миниатюры зачитываются и анализируются. Таким образом, создаётся обобщённый образ – настроение, родившееся на уроке.

Уроки русского языка и литературы, должны быть интересными, разнообразными, ёмкими, содержательными и, конечно же, эмоционально насыщенными, опирающимися и развивающими творческий, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал личности. Это период непрерывного поиска, интеллектуального и эмоционального напряжения, созданный как тщательным подбором учителем активизирующих приёмов, так и совместной деятельности учителя и класса.

В заключение хочется отметить, что при активизации эмоциональной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Эти слова заставляют задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, эмоционального отклика, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.[3, с.49]

  1. Герасимов А.М., Логинов И.П.- Инновационный подход в построении обучения. Учебное пособие.- М. 2001 г. 64с.
  2. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения. Москва: 1906. 365с.
  3. Гусев Н.Н. Л.Н. Педагогические высказывания Л.Н. Толстого. Москва: Издательство Работник просвещения. 1928. 106с.
  4. Крупенникова М.И.- Эффективные методы и приемы организации урока// Русский язык в школе. 1997 г. — № 4.
  5. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.- Практическая методика русского языка. М. «Просвещение» 1995 г. 288с.
  6. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.- М., «Просвещение» 1983 г. 112с.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — К.: Рад. шк» 1985.-557 с.
  8. Ушинский К.Д. Сочинения. Москва: Издание Академии педагогических наук, 1948. 692с.

Источник

Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы у учащихся 5-8 классов с ОВЗ

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_po_emotsionalno-volevoy.docx 27.14 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Донцова Л.А. _________

Протокол №____ от «________»

Директор МБОУ «СОШ №1»

им.Ярослава Василенко п.Пурпе

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

для учащихся 5-8 классов с ОВЗ

2020-2021 учебный год

Составила педагог-психолог: Молоткова Т.А.

Рабочая программа «Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы» для обучающихся 5-8 классов с ОВЗ, составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся на основе авторских программ «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 и 7-8 классы)» Хухлаевой О.В., «Я-подросток (уроки психологии (7-8 классы)» А.В.Микляева.

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Данная программа ориентирована на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам среднего школьного возраста.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Цель данной программы : коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.

Основные задачи программы:

  • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
  • коррекция настроения и негативных черт характера;
  • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут.
1. Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. Основная часть. Направлена на решение задач данной программы.
3.Заключительная часть. Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов со статусом ОВЗ.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ.

Курс программы рассчитана:

Для учащихся 5-8 классов, 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ОВЗ можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

Ожидаемые результаты:
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

  • повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
  • снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
  • сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
  • овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
  • улучшение социально-психологического климата класса;
    активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства(7ч)

Источник

Оцените статью