Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
Анна С
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок получает преимущественно негативный опыт, который приводит к возникновению защитных механизмов, усиливающих поведенческие трудности и значительно усложняющих процесс формирования адекватного общения и любой совместной деятельности [4].
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Мир ребенка с расстройством аутистического спектра наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, а также к депривации [1].
При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, если ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то у ребенка часто улучшается интеграция между различными сенсорными системами.
Сенсорныеигры решают следующие задачи: переживание приятных эмоций; возникновение эмоционального контакта со взрослым; получение ребенком новой сенсорной информации; внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов [2,5].
Целью исследования является выявление влияния сенсорных игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста.
Одной из основных задач является сравнительное экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы детей до системного проведения сенсорных игр и сразу после проведения.
В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста: экспериментальную группу составили 10 дошкольников с РАС, контрольную группу — 10 детей с нормальным психическим развитием. В исследовании использовалось комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии А. Зарин по параметрам психического развития (критерий «эмоционально-волевая сфера»: настроение во время проведения занятий, адекватность эмоциональных состояний, эмоциональные реакции на совместные игры во время занятий и т. д.) и развития деятельности (критерий «игровая деятельность»: наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, интенсивность игрового поведения и т. д.) [3].В процессе эксперимента были проведены следующие игры: «Фонтан», «Поиски спрятанных сокровищ: найди пару», «Снег пошёл», «Прячем ручки» и другие.
Анализ результатов проведенного исследования обнаружил влияние сенсорных игр на эмоциональную сферу детей с РАС. Сенсорные игры незначительно повышают показатели по взятым для данного исследования критериям. Дошкольникам с РАС были предложены различные сенсорные игры, в процессе которых мы наблюдали за изменением их поведения, самочувствия и эмоций. Было замечено, что в процессе игр у детей изменилось настроение, уменьшились стереотипные действия, они стали выражать базовые эмоции: радовались от получения результата и расстраивались в противном случае. У 80% детей отмечалась незначительная,но положительная динамика: баллы повысились на 1-2 балла по оцениваемым критериям. Полученный, на первый взгляд, формальный результат для нас явился показателем того, что, во-первых, в работе с детьми с РАС сенсорные игры являются способом налаживания контакта и своеобразным помощником в адаптации ребенка к среде и к окружающим его взрослым, а во-вторых, при продолжении работы в данном направлении мы можем добиться увеличения результатов по всем показателям.
Анализ результатов также показал, что игры данного типа создают ребёнку возможность получения положительного сенсорного опыта. Тем не менее у 30% детей наблюдался страх воды, а некоторые (30%) отказывались от игр с крупами, иногда действия детей носили хаотичный характер. Несмотря на вышеперечисленные данные,можно отметить значительную динамику по оцениваемым показателям: у подавляющего большинства детей (80%) было отмечено повышение выносливости в глазном контакте, а также более адекватное проявление эмоций. Анализ результатов исследования, проведенного по завершению цикла игровых занятий, показал, что сенсорные игры оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольников с РАС.
В контрольной группе наблюдались несколько другие результаты. Дети с нормальным психическим развитием вступали во взаимодействие со взрослым значительно быстрее, у них наблюдался повышенный фон настроения, они были воодушевлены и заинтересованы в занятии (90% детей, действия детей были обдуманные и целенаправленные, они принимали задание, выполняли инструкции, контролировали свою деятельность.Исследуемые показатели повышались значительно быстрее: заметно выросли показатели по критериям «эмоциональные реакции на совместные игры во время занятия» (на 2 балла, «настроение во время проведения занятия» (на 4 балла).
В отличие от детей с РАС, дети с нормальным психическим развитием увлекались всеми предложенными заданиями, особенно игрой с водой и с цветными «бомбочками». По сравнению с детьми с РАС, которые максимально могли удерживаться в одной игре 5-10 минут, нейротипичные дети на протяжении всего занятия (30 минут) находились в радостном настроении, активно участвовали в заданиях, ждали результата своей деятельности. В отличие от группы детей с РАС они относились к играм без опасений и быстрее включались в деятельность, сохраняя быстрый темп на протяжении всего занятия.
Таким образом, сенсорные игры являются неотъемлемым средством развития эмоциональной сферы дошкольников с РАС, представляют собой наиболее эффективный способ расширения представлений ребенка об окружающем мире, дают новые представления о социальных взаимоотношениях, позволяют на их основе впоследствии проводить коррекционно-развивающие мероприятия.
1. Гринспен С., Серена У. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. — М. : Теревинф, 2017.
2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью, Из-во фонда «Обнаженные сердца», 2018.
3. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии, 2015.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок: пути помощи. — М. : Теревинф, 2016 .
5. Янушенко Е. Игры с аутичным ребёнком: установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. — М. : Теревинф, 2018.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.
Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.
Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Источник
Программа психолого-педагогической коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с РАС дошкольного младшего школьного возраста
Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Рыбинская школа – интернат № 2»
психолого-педагогической коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с РАС дошкольного младшего школьного возраста
Составитель: Педагог – психолог
категории Варзанова И. В.
2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа разработана на основе:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Метод. рекомендации по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ; Москва,2015
Настоящая программа предназначена для работы с детьми с РАС дошкольного и младшего школьного возраста.
У детей с РАС наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, состояния тревоги, страха перед окружающим (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, 1990). Детям данной категории присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную «эмоциональную холодность». Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому при работе с ребенком с РАС нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста. У ребенка отсутствует адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (мимике, жестам, движениям). За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка происходит под влиянием изменений, связанных с возрастными кризисами, воздействием социальной среды, воздействиями, связанными с сознательными целенаправленными усилиями взрослых.
Данная программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения дезадаптивного поведения, на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным взаимодействием педагога – психолога и ребенка с РАС.
Цель коррекционно-развивающей программы : смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка с РАС и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков
1. Снятие психоэмоционального напряжения
2. Уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта;
3. Снижение тревоги и страхов;
4. Развитие коммуникативных навыков
Основные принципы формирования программы :
• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
• Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса.
• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Основные этапы психологической коррекции :
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом — психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога – психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции Задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Важной частью работы педагога – психолога остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного кoмплекса, лишь постепенно вводя от более простых — более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий свои эмоциональные реакции.
Третий этап — завершающий, направлен на снижение мышечного и эмоционального напряжения, закрепления того, что было на занятии. Используются упражнения и игры на напряжение и расслабление.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная . Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на установление контакта с ребенком с РАС.
В вводной части занятия используются:
2 часть. Основная . Включает непосредственное наблюдение за ребенком в процессе специально подобранных игр, во взаимодействии с педагогом — психологом, выявление интересов ребенка, снижение уровня тревожности и страхов ребенка с РАС.
В основной части занятия используются:
• техники, снижающие психоэмоциональное напряжение;
• упражнения на выявление отношения детей к разным эмоциям;
• игры на разрядку отрицательных эмоций
3 часть. Заключительная . Направлена на закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься. Закрепления того, что было на занятии.
Используются упражнения и игры на снятие напряжения и расслабление:
• упражнения на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
Форма работы: индивидуальная .
Методы и приёмы, технологии, используемые в работе.
• Взаимодействие ребенка с педагогом – психологом , действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
• Действия детей по образцу;
• Действия с контурными изображениями, использование обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
• Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.
Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
Данная программа рассчитана на 6 месяцев обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 20 минут.
Источник