- Темперамент подростка консультация по психологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Темперамент и характер подростков
- Подходы к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Определение взаимосвязи темперамента и характера.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Темперамент подростка
консультация по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_podrostka.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. “Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов.
Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.
Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими. Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.
Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.
Особенности обучения обучающихся
с разным типом темперамента
Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.
Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.
Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.
Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.
Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.
Сильные стороны : устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.
Слабые стороны : на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.
Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.
Как мотивировать ребенка на учебу,
учитывая его темперамент?
Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников . И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать. Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.
Как помочь холерику
- Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
- Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
- Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
- Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
- Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.
Как помочь сангвинику
- Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
- Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
- Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
- Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.
Как помочь флегматику
- Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
- Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
- Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.
Как помочь меланхолику
- Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
- Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
- Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
- Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.
Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, а дети нет. Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.
Источник
Темперамент и характер подростков
Подходы к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Определение взаимосвязи темперамента и характера.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.04.2015 |
Размер файла | 173,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте
1.1 Понятие и диагностика характера у подростков
1.2 Темперамент как предмет исследования и изучения
1.3 Подростковый возраст, его особенности и акцентуации характера
Глава 2. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере
2.1 Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцентуаций характера, типа личности в профессиональной сфере
2.2 Анализ результатов исследовательской работы по согласованности данных используемых психодиагностических методик
Список использованной литературы
Актуальностью работы является изучение характера и типа темперамента в подростковом возрасте является важной проблемой для современной психологии. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик вдруг начинает демонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер — склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера подростка, а так же определения их взаимосвязи.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой существует связь темперамента и характера в подростковой группе испытуемых.
К задачам исследования относятся:
1. Исследование теоретических подходов при исследовании темперамента, включая анализ описательные, факторных и структурных теорий темперамента;
2. Анализ теоретических и экспериментальных подходов к исследованию характера, в том числе рассмотрение описательных теории характера, теории акцентуации характер;
3. Определение взаимосвязи темперамента и характера.
Предмет исследования — темперамент и характер подростка.
Объект исследования — взаимосвязь и взаимообусловленность темперамента и характера.
Субъект исследования: подростки, учащиеся общеобразовательной школы в возрасте 13 — 15 лет.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы, психодиагностические методы: тест Айзенка, опросник акцентуации личности по К. Леонгарду ; опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ).
1. Во многих случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента, который зависит и от характера человека. Предполагается, что существует непосредственная связь между темпераментом и характером.
2. Каждая черта характера отражает определенный, специфический комплекс формально-динамических характеристик индивидуальности, является продолжением темпераментных свойств индивида, что позволяет сделать вывод о том, что, характер формируется на базе определенных биологических, природных задатков.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики характера и темпераметра у подростков, выявление типа темперамента и акцентуаций характера.
Глава 1. Анализ подходов к изучению характера и темперамента в подростковом возрасте
1.1 Понятие и диагностика характера у подростков
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального регулирования. Говоря о характере какого-либо человека, мы всегда даем явную или подразумеваемую его оценку: «добрый», «мягкий», «жестокий» и т.д. Исходя из этого Г. Олпорт заключает, что характер — понятие этическое, оно используется для оценки поведения индивида. Таким образом, характер — это оцененная личность, а личность — это не оцененный характер. Однако некоторые исследователи (Ю.Б, Гиппенрейтер) не ставят знак равенства между характером и личностью. Утверждается, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то ради чего действует человек. В психологической литературе существует несколько определений характера:
— характер определяется как способ поведения (А. Адлер);
— способ реагирования (А. Лоуэн);
— совокупность свойств, черт и особенностей личности;
— направленности и воли;
— влечений (З. Фрейд) и др.
Общим для всех пониманий характера является выделение его основных особенностей; индивидуальное своеобразие, наличие типического, проявление в деятельности и общении.
Наиболее интересные описания характера (известные как типологии характера) возникли в пограничной области, на стыке психологии и психиатрии. Среди ученых, обобщивших многолетний опыт работы с людьми, опыт поведении и изучения их судеб, необходимо назвать К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко.
К. Юнг выделает два типа: экстравертированный (направленность на мир внешних воздействий) и интравертируемый (направленный на собственный внутренний мир).
Э. Кречмер также описывает два типа характера: циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения) и шизоидный (замкнутость и недостаток интуиции в общении). Со временем число типов характера увеличивается: у Ганнушкина мы находим семь типов, а у А.Е. Личко — одиннадцать.
Характер бывает выражен в разной степени. Если представить ось координат, то на ней можно обозначить три зоны:
— зона абсолютно нормальных характеров;
— зона выраженных характеров (акцентуаций);
— зона сильных отклонений характеров (психопатий).
Акцентуация — чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного родаМалкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2007. — С. 563. .
Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Понятие акцентуаций было введено К. Леонгардом.
А.Е. Личко выделяет следующие акцентуации характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и комфортный.
Ю.Б. Гиппенрейтер описывает свойства акцентуированного характера таким образом:
1. акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Он обостряется в подростковом возрасте, а повзрослев сглаживается;
2. акцентуированный характер не всегда «тотален», т.к. черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;
3. социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 461-471. .
Для того чтобы избежать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, нужно знать «слабые места» акцентуированных характеров. Так, для носителя гипертимной акцентуации характера (высокий жизненный тонус, неудержимая активность, стремление к лидерству и др.) тяжелой ситуацией покажется та, где его поведение регламентируется, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд и принуждение. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы и срывы. Например, если у подростка данного типа очень опекающие родители, то очень рано он начинает протестовать и дает острые негативные реакции вплоть до побегов из домаБатаршев А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. — 2-е изд., перераб. — СПб. [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2007. — С. 178. .
1.2 Темперамент как предмет исследования и изучения
Учение о темпераменте и его типах имеет давнюю историю. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в VII в. до н.э.
Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но основу научных знаний о темпераменте заложил Гиппократ.
Вселенная создана из четырех основных природных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода).
В человеческом теле эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков», организма: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи (флегмы). Каждый из этих соков имеет свои свойства. Кровь тепло дает, слизь — холод, желтая желчь сухость придает, а черная — влажность. Эти соки составляют основу человеческого тела и могут служить причиной болезни либо здоровья. Подобно тому, как уравновешенность стихий в природе предопределяет благоприятный климат без засух, потопов и бурь, так и тело бывает здоровым при удачном, соразмерном смешении этих соков. Такое гармоничное состояние я назвал словом «красис». Но в каждом организме одна из этих жидкостей преобладает. От соотношения четырех жидкостей в организме и зависят особенности психики и поведения человекаГиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 461-471. .
Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из них — крови.
А если предположить, что в крови есть разные частицы — твердые, или земляные, и жидкие, или водные? Если твердых больше, то и кровь быстрее сворачивается, а если больше водных, то медленнее. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и порождает гнев. Вот и люди делятся на легкокровных, тяжелокровных, теплокровных и хладнокровных.
Влияние аристотелевской теории сохранялось очень долго. Даже Иммануил Кант в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» в 1798 г. соотносил типы темперамента с характеристиками крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический.
И хотя в популярной литературе и учебниках именно Гиппократ считается основателем учения о четырех типах темперамента — сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, — это не совсем так. Четыре типа темперамента действительно выделил он, но названия типов связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, которые использовали представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово «temperamentum» («надлежащее соотношение частей, соразмерность»), от которого и берет начало термин «темперамент».
Наследие Гиппократа позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темперамента и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа для объяснения индивидуальных различий в поведении и доминирующих эмоциях людей. Он дал первую развернутую классификацию темперамента, выделив 13 типов.
Сангвинический темперамент, или чрезмерная веселость, обусловлен избытком крови, «сангвис». Чрезмерное содержание в организме желтой желчи, «холе», — причина холерического темперамента, вспыльчивости, вспышек гнева. Если же в человеке преобладает черная желчь, «меланус холе», у него меланхолический темперамент. Повышенное содержание слизи, «флегмы», — причина флегматичности Основы психологии: практикум для студентов вузов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. — С. 34-38. .
Ряд ученых положили в основу разделения темпераментов, помимо физических свойств крови, различия в строении тканей и ширину просвета сосудов. Одним из приверженцев этой теории был русский ученый Лесгафт.
Лесгафт полагал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов. У холериков — малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови. У сангвиников — малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови../../../../Documents and Settings/User/Рабочий стол/от Юлии Владимировны/Характер и темперамент ..docБух Е. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Ефим Бух; Московский городской педагогический университет // Народное образование. — 2005. — № 2. — С. 189-196. .
Психологическое содержание темперамента опиралось на строение центральной нервной системы, т.к. именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Оригинальную, представляющую интерес и в настоящее время теорию темпераментов предложил в 1876 г. известный анатом Генле.
Он ввел в физиологию понятия «возбудимость» и «чувствительность» и утверждал, что основной фактор различий в темпераменте — возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г.Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический тип обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Для людей с флегматико-меланхолическим типом характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и высокая возбудимость органов чувств.
Он исходил из тонуса нервной и мышечной систем. Тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек, тем меньшее раздражение требуется ему, чтобы вызвать соответствующие ощущения, чувства или действия.
Значит, общая вялость движений флегматиков, их эмоциональная невозбудимость, слабость мимики и походки объясняются невысокой степенью тонуса?
Да. Благодаря малой двигательной активности у них наблюдается обильная экссудация питательных жидкостей в ткани тела и значительное отложение жира. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит так же быстро, как и возникло, а у вторых оно сохраняется дольше, от чего зависит постоянство и глубина их чувствований и настойчивость поступков.
А чем же характеризуется меланхолический темперамент?
Генле думал, что ярко выраженным несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности Маналова О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт [Текст] / Маналова О. Н. // Мир психологии. — 2008. — № 1. — С. 236-245. .
Понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего: психологические характеристики почти отсутствовали. Одним из первых психологические характеристики наиболее типичных представителей каждого типа темперамента дал знаменитый немецкий философ Иммануил Кант.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой.
В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.
Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.
Термином импульсивность обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.
Под эмоциональной стабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Свойства темперамента — это устойчивые врожденные индивидуальные особенности психики человека. Они определяют качество его деятельности.
Свойства темперамента подразделяются на общие, свойственные всем типам темперамента, и конкретные — которые присущи каждому типу темперамента. Сочетания свойств создают тип темперамента. Таким образом, в структуре темперамента различаются:
· экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
· психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
· реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
· импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
· эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
· эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
· активность как целенаправленная деятельность;
· ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Сенситивность — наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, а также скорость развития этой реакции.
Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность — степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на своем пути.
Темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов.
Пластичность — легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям.
Ригидность — степень инертности поведения.
Экстраверсия — поведение и реакции человека, по большей части определямеые внешними впечатлениями.
Интроверсия — поведение и реакции человека, обусловленные с образами и представлениями прошлого и будущего.
Эмоциональная возбудимость — уровень воздействия, необходимый для возникновения эмоциональной реакции, а также скорость возникновения этой реакции.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться:
— у меланхолика — замкнутость и застенчивость;
— у флегматика — безразличие к людям, сухость;
— у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
С древних времен человечество пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически очень полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
1.3 Подростковый возраст, его особенности и акцентуации характера
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.
В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, — это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие — есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека — любовь и ее проявления в подростковом возрасте.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
— возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её;
— детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);
— подросток начинает вести дневник.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся:
1) подражание внешним признакам взрослости
2) равнение на качество взрослых
3) стремление овладеть разными «взрослыми умениями» — социальная и интеллектуальная взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование — более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.
Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Существуют две классификации типов акцентуаций характера.
Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая — А. Е. Личко (1977). Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).
Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду
Источник