Развитие речи детей дошкольного возраста посредством совершенствования эмоциональной сферы
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
- Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
- При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.
- Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре.
Из десяти фундаментальных эмоций детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие: радость, удивление, печаль, гнев. Главный путь к ребёнку до пяти лет – это найти путь к его эмоциям, адекватно реагировать на них: если обижен — пожалеть его, помочь, если радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину. Педагог должен создать условия для понимания детьми собственных эмоций и эмоционального состояния других, научить средствам овладения эмоциональной выразительности мимики, жестов, интонаций, а потом уже речи.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача реализуется в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками на занятиях, в игровой или бытовой деятельности постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу и развитие речи.
Возможны следующие методы и приёмы в данном направлении: чтение наизусть потешек, стихов, использование произведений художественной литературы, театрализации, использование музыки, продуктивные виды деятельности, прогулки.
Память ребёнка развивается через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, игр, сопровождаемых словами. В течение всего времени, что ребёнок проводит в детском саду, педагог проговаривает с детьми стихотворения и отрывки, разминки, сопровождаемые хоровыми и индивидуальными проговариваниями потешек, речёвок. Например:
И зубами постучим,
И немного помолчим.
Хороший эффект имеют пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. К ним можно отнести всевозможные игры: русские-народные игры-потешки («Сорока-белобока»), игры с шишками, карандашами, спичками, шариками. Эти игры часто содержат элемент юмора:
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
Один — читал газету,
Другой — мешал муку.
Раз ку-ку, два ку-ку!
Оба шлёпнулись в муку:
Уши в кислом молоке!
Дети с удовольствием их рассказывают при посторонних и перед другими детьми. Это говорит о том, что подобный вид работы, помимо прочего, развивает в детях уверенность, инициативность. Постепенно желание выступать появляется даже у детей, которые стеснялись просто общаться со сверстниками.
Дети очень любят слушать музыку, петь песни. С помощью музыки у детей развивается чувство ритма, память. Кроме того, музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя на подсознание, открытое в этом возрасте. В работе педагоги могут использовать музыку в различных режимных моментах: это и колыбельные перед сном, и детские песни из кинофильмов и мультфильмов для развлечений, и релаксирующие композиции (звуки природы, дождя, грома и прочее). Также на прогулках можно использовать элементы музыки, например, игры с пропеванием. Например, «Мыши пляшут на дорожке…», «Тух-тух, ходит по двору петух…».
Мыши пляшут на дорожке Выставляют мыши ножки. Мыши в ладушки играли. И в ладоши ударяли. Мыши хвостиком вертели. И по сторонам глядели. Что-то мышки услыхали. И от страха задрожали. | (Дети стоят в кругу, руки на пояс, выставляют ноги. Снова выставляют ноги. Руки на пояс, виляют. Поворачиваются по сторонам. Подставляют ладонь к ушам поочерёдно, «слушают». Зажали кулачки, задрожали. Появляется «Васька-кот» и ловит детей) Особенно эффективно в развитии эмоциональной сферы ребёнка работает театрализация. Дети, буквально на глазах, раскрывают свои способности, трансформируют характеры. У малышей наиболее оптимальны постановки русских-народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и прочие. Для детей трёх-четырёх лет интересны будут сказки «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Три медведя». Дети пяти-шести лет смогут сыграть сказки «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Соломинка, пузырь и лапоть», «Гуси-лебеди» и другие. После того, как сказка неоднократна проиграна с воспитателем, ребята с интересом показывают её сами перед группой, родителями и гостями на открытых занятиях. Дети охотно выбирают любую роль: мальчики могут играть бабушек, девочки – дедушек, более сильные смелые ребята отлично справляются с ролью скромной мышки, а маленькие стеснительные дети бойко изображают смелого громкоголосого петушка. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер. Это создает благоприятные условия для развития чувства комфорта, раскрепощения и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Развитие речи детей проходит на всех занятиях, в том числе и на продуктивных. Так, перед лепкой дети разогревают пальчики, получают эмоциональный заряд с помощью различных пальчиковых игр, например, таких как «Две сороконожки», «Два барана», «Этот пальчик» и прочие, где разминается каждый пальчик ребёнка. Перед изобразительным искусством, аппликацией можно применить игру, перекликающуюся с темой занятия. Это безусловно оживит занятие, погрузит детей в деятельность. Например, в неделю, посвящённую космосу, можно играть в игру «Ракеты»: Ждут нас быстрые ракеты Для полётов на планеты. На какую захотим На такую полетим. Но в игре один секрет- Опоздавшим места нет! (Дети за руки идут по кругу, проговаривая стихотворение. После последних слов они быстро ищут себе пару, встают друг к другу плотно спинами, держась за руки. Игра играется два раза: первый раз – разминка, медленно, второй раз – быстро.) Художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Источник Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников Ксения Захарова Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоциональном развитии, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д. Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей помогают игры. Предлагаю несколько вариантов дидактических игр для детей на развитие эмоциональной сферы. Эти игры очень увлекательны и дети с огромным удовольствием в них играют. Эти игры можно использовать для индивидуальной и групповой деятельности детей,такие как: Пигтограммы,Зоопарк настроения, Наши поступки, Настроения, Путешествие мир эмоций, Этюд Баба-Яга (этюд на выражение гнева) Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. Фокус (этюд на выражение удивления) Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы не только учат определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и могут быть использованы для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные, слова предложения по соответствующему настроению эмоции, развивать силу голоса, темп. Игра «Клавиши»Цель: развитие силы и высоты голоса. Выбираются звуки, слова (или слоги) с нужным звуком или слова по изучаемой лексической теме. Ребенок, дотрагиваясь рукой до каждой клавиши, «продвигается» с повышением голоса, или наоборот, произнося эти слова с понижением голоса. Чтобы речь была эмоциональной, нужно научиться распознавать и передавать эмоции – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него. Не нужно забывать о том, что ребенка учит то, что его окружает! Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников «Шумовые баночки» 3-4 года Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы) Оборудование : металические баночки с крупами: рисом,. Дидактические игры по развитию речи Уважаемые родители! Я предлагаю Вам дидактические игры, которые помогут обогатить словарный запас ребёнка, расширить знания, кругозор,устранить. Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные. Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают. Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «В мире доброты» Цель. — Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -Совершенствовать коммуникативные навыки. Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами» Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами. Программное содержание: активизировать словарь детей. Ход работы: воспитатель интересуется,. Источник Игры и упражнения для формирования умения выражать эмоции
Упражнение «Волшебный мешочек» Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса. Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений. Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение. Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью» Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Ход упражнения:воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе. Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения. Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям.Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой — роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек. Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например,так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?».Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени,в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками. Игра «Угадай настроение» Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки. Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое). Ход игры: детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения. Игра «Хорошо – плохо» Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других. Материал: фишки красного и черного цветов. Ход игры:детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо?Воспитатель раздает детям фишки с помощью которых они будут оценивать: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок, а дети должны поднять соответствующую фишку.Примерный перечень детских поступков: ПЛОХИЕ: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, котенка, разрушил птичье гнездо. ХОРОШИЕ: проведал больного друга, обогрел и накормил, помог младшей сестре одеться, защитил слабого. Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге. Ход игры: частникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций. Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние,которое не подходит к остальным: -радость, добродушие, отзывчивость, жадность; -грусть, обида, вина, радость; -трудолюбие, лень, жадность, зависть; -жадность, злость, зависть, отзывчивость. В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал. -грустит, огорчается, веселиться, печалиться; -радуется, веселится, восторгается, злится; -радость, веселье, счастье, злость; Игра «Что случилось?» Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию. Ход игры: Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину,по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно», потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….» Игра «Что было бы, если бы» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Ход игры: взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ? Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются. Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе. Оборудование: игрушка гном. Ход игры: Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. Цель: развивать у детей способность распознавать и выражать различные эмоции. Оборудование: пиктограммы различных эмоций. Ход игры: Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей. «Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения». Консультация для воспитателей и тифлопедагогов Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения. Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных. Презентация «Альбом для изучения и формирования умения различать геометрические фигуры» Актуальность данного проекта: Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важной задачей. Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова.. Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки Введение Здоровье – бесценный дар, который нужно беречь разумно, деятельно. Здоров тот, кто активен, жизнерадостен, кто умеет радоваться. Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи Игры и словесные упражнения с детьми в детском саду для формирования морфологической речи. Грамматика – это наука о. Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования падежных конструкций» При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее. Консультация для родителей «Игры, которые научат ребёнка выражать мнение!» Игры, которые научат ребёнка выражать мнение Умение отстаивать собственную точку зрения крайне важно для гармоничного существования. Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова. Проблема о состоянии. Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чугунекова. Источник |