Из опыта работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
Лариса Турченко
Из опыта работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников»
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-
личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г. Н. Волков, о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В. П. Беспалько, В. С. Безрукова).
Цель моей педагогической деятельности- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работыможно выделить целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания в группе
для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь, каждый день ребенка в
детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого
к большему — детский сад, родное село, страна. Собирая и рассматривая
фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья.
Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоминающейся.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными
праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо под-
вести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, сов-
местно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В
процессе работы я знакомила детей с родным краем через художественную
литературу, иллюстрации, использовала наглядные предметы и материалы
(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по патриотическому воспитанию с детьми младшего возраста я провожу в игровой форме.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста,
проходит в тесной связи с семьёй.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный
план работы, где были запланированы ВОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Определены основные принципы, которые легли в основу моего педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –
личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю
подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой
детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности.С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение
материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные
во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Исходя из выше изложенного, наметились следующие направления работы:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа — один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России – новое направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Поэтапная работа поданному направлению патриотическоговоспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным селом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе реализации темы по работес детьми используются: игры — занятия, игры-развлечения, праздники, экскурсии, экскурсии на предприятия поселка, чтение художественной литературы.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям советую и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея и т. д.
Я организовала предметно-развивающую среду с учетом данной темы, ведет подборка художественной литературы, подготовила презентации, посвященные памятным датам, разработала конспекты игр-занятий и сценарии развлечений
Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.
Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.
Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.
Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.
Источник
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Мария Вьюркова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те,которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).
Согласно ФГОС нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаосуществляется в соответствии со следующими целями и задачами:
•Расширять представление о малой Родине:
— беседы «Достопримечательности Балашова»; «Культура и традиции родного края»; «Природа родного края»; «Известные люди нашего города» и т. д. ;
-Экскурсия в «Балашовский краеведческий музей»;
-Экскурсии по достопримечательностям города Балашова.
•Воспитывать любовь к Родине:
-чтение стихотворений и произведений о Родине;
-беседы «Россия – многонациональная страна»; «Знакомство с народными костюмами», «Москва – столица нашей Родины».
-знакомство с государственными праздниками нашей страны(8 марта, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д., знакомить с традициями и историей этих праздников, разучивать стихотворения и песни, соответствующие им.
-знакомить с флагом, гербом России;
-прослушивать гимн России.
• Расширять представление детей о российской армии:
-беседы «Защитники нашей Родины»; «Наша армия сильна», «Военные профессии» и т. д.
-ролевые игры «Солдатушки – бравы ребятушки», «Моряки», «Летчики», «Военный врач» и т. д.
-рассматривать иллюстрации, картины, альбомы на военную тематику.
• Знакомить детейс Великой Отечественной Войной:
-беседа «Это страшное слово –война»,
— квест-игра «В поисках знамени»,
-изготовление совместного плаката «Мы помним, мы гордимся»,
-рисование нетрадиционным способом «Фейерверк победы»,
-чтение художественной литературы о войне;
-привлечение родителей детей – военных профессий для беседы с детьми и т. д.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.
Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.
«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.
Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.
Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.
Источник