- Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников
- Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников
- Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
- Основы нравственно-патриотического воспитания
- Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте
- Важность нравственного воспитания
- Основные задачи нравственно-патриотического воспитания
- Общие школьные программы
- Направления воспитательной работы
- Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота
- Родителям напоследок
Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников
В рамках данного направления:
— изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
— создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
— провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
— проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
— организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
— сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
— сбор материала и оформление стенда «История школы»;
— проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
— проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Источник
Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.
Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.
Именно поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание важный этап формирования гражданина
Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.
Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.
Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.
Что такое патриотизм – определение
Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – определение
Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.
Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Экскурсия в музей – метод изучения военной истории
Основы нравственно-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.
При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:
- учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
- воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
- к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
- разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.
Система нравственных ценностей – перечень составляющих
В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.
Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте
Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе
Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.
Важность нравственного воспитания
Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит. Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов. Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.
Воспитание патриотизма – важность
Не стоит забывать о том, что сами родители являются для собственных детей самым главным примером в любом деле, в воспитании чувства патриотизма в том числе.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания
Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом. Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.
Направления воспитания патриотизма
Современная проблема воспитания чувства патриотизма у молодежи требует введения новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Общие школьные программы
Патриотизм на самом деле является той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в классе является нравственно-патриотическое воспитание, основные цели которой заключаются в следующем:
- становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
- постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
- развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.
Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.
Направления воспитательной работы
В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:
- специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
- сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях;
- тематические экскурсии, коллективное выполнение простых проектных работ;
- введение начальных уроков истории;
- конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений.
Патриотическое воспитание в позаурочное время
Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.
Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота
В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.
Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:
- необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
- во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
- дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
- вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
- постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
- необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
- часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
- малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.
Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине
Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.
Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.
Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности.
Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории
Родителям напоследок
Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.
Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.
Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.
Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.
В народном фольклоре ощущается уважение к человеческому труду, восхищение ловкостью человеческих рук.
При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.
Источник