Обобщение опыта по нравственному воспитанию дошкольников младшего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта по нравственному воспитанию дошкольников | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Обобщение педагогического опыта.
Тема: «Нравственное воспитание детей
младшего дошкольного возраста»
Воспитатель : Осипова О.С.
Р.п.Чик , Новосибирская область
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Детский сад-это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.
Тема моей работы «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первый элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
У детей третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач ,для меня, являлось формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следовало научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
Первый год воспитания и обучения в детском саду дал хорошие результаты .К концу года, приобретая самостоятельность, большинство детей уже не только могли обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и научились поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Я старалась объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.
На мой взгляд,самым важным временем является утро,здесь важен позитивный настрой.Даже у взрослых утро не всегда бывает добрым,а у детей тем более,т.к. они не могут в достаточной мере контролировать свои эмоции.Ребенок может плакать не потому,что ему так хочется,а потому,что он не выспался или просто хочет к маме.Очень важно успокоить ребенка и научить это делать других,нужно вовлечь ребенка в игру так,чтобы другие дети тоже участвовали в этом процессе,тем самым проявляя сочувствие и заботу.Также необходимо учить детей здороваться,при этом разделяя приветствия,ребенок должен понимать ,что он не может воспитателю сказать привет,и называть его на ты.
В своей работе я использую различные формы и приемы,в ходе воспитания и обучения затрагиваются следующие образовательные области:
- Познание
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыка
- Труд
- Социализация
- Физическая культура
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
- «Где добрые люди,там беды не будет»;
- «Доброе дело делай смело»;
- «У нас новенькая!Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»
- «Жил-был Я»
- «Моя малая родина»
Беседы по картинкам:
- «Уроки вежливости»
- «Уроки доброты»
- «Воспитание сказкой»
Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, очень важно побуждать их к хорошим поступкам, формировать гуманные чувства, вызывать желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Проводились различные упражнения,н-р:
«Кто такой?»(Ребенку дается понятие,н-р:человек ,который все приводит в порядок,не разбрасывает,следит за чистотой-АККУРАТНЫЙ или,человек ,который делает добрые дела для себя и для других-ДОБРЫЙ и .д.)
- «Добрые слова»
- «Как помочь девочке замарашке»
- «Я умею» и т.д.
- «Помоги подружкам»
- «Две конфеты»
- «Кошка на дереве»
Дидактические игры с куклой
- «Кукла Катя заболела»
- «Куклы поссорились»
- «Куклы в гостях у зверят» и т.д.
Вся работа поводилась в игровой форме,так как ,именно игра имеет самую важную роль в жизни дошкольников.
В своей работе активно применяю художественное слово.Чтение и разучивание потешек,пословиц и поговорок,н-р:
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
- Нет друзей –наживай, а старых не забывай.
- Друг познаётся в беде и т.д.
Чтение и разучивание стихов,н-р:Стих-я из цикла Игрушки А.Барто
Чтение произведений русских и зарубежных писателей,н-р: К.Чуковский»Мойдодыр», «Муха-цокотуха»
Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок,т.к.сказки учат добру,отзывчивости,справедливости,честности и т.д.
Большая работа проводится по экологическому воспитанию.Самым ярким и интересным в этой образовательной области я считаю проект «Покормите птиц зимой»
Проводится работа с родителями по данному направлению
- Консультации
- Беседы
- Памятки
- Родительские собрания
- Привлечение родителей к работе детского сада
- Субботники,работа на участке группы
- Участие в конкурсах,выставках и проектах
При взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться .
Во второй младшей группе дети научились
- приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой,
- оказывать окружающим небольшие услуги,
- играть вместе со сверстниками,
- уступать игрушки, книги,
- соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх:
- терпеливо ожидать свою очередь .
ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями ,уборка игровых зон.(Дежурства,д/и «Поручения»)
В Программе воспитания в детском саду отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего и четвертого года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам — это хорошо.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Источник
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
Эльвира Семенова
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой
Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой».
Проблема воспитания личности молодого поколения является на сегодняшний день актуальной. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми трех-четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
В этой связи так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в младшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота» Ирина Токмакова
Я считаю, что сказка показывает детям жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Также передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.
Данная проблема определила тему моей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
Мной были сформулированы цель и задачи.
Цель: Формирование нравственных качеств у детей через ознакомление со сказкой.
1. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
2. Учить умению играть вместе,не ссорясь, помогать друг другу;
3. Радоваться успехам, красивым игрушкам;
4. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Я выделила 4 метода работы над художественной литературой:
1 метод это знакомство младшего дошкольникасо сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
2 метод эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и узнать, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 метод это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель, которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности.
4 метод подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
В своей работе формирую нравственные чувства у детей через художественную литературу, потому что она способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т. е. помогает ребенку социализироваться в мире, способствует формированию нравственных качеств, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.
В образовательной деятельности использую такие русские народные сказки:
— сказки о дружбе («Теремок» «Рукавичка», «Зимовье»)учат детей жить вдружбе, помогать друг другу.
— сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин») учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения.
-сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка — Хаврошечка»). Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость.
— сказки про маленьких да удаленьких («Гуси — лебеди», «Маша и Медведь») учат помогать друг другу, выручать из трудных ситуаций и тогда любую беду можно одолеть.
— сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Заяц — Хваста») учат детей доброте, трудолюбию, справедливости.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я начинаю знакомство с бытовых сказок, потому что они имеют большую социальную направленность. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются детьми,во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок.
Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.
Большое внимание я уделяю выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам.Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий:
— «Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»);
— «Кому ты больше сочувствуешь: Маше или Медведю» (сказка «Маша и Медведь»);
— «Больше всего в сказке мне нравится… Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство, мнение).
В работе со своими детьми я использую творческие задания такие как: преобразовывать ход события, придумать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», мои воспитанники пришли к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать.
Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, ярко выражается социальная потребность в общении. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует их к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может зависеть от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
Работая по теме, я полагаю, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.
Формирование нравственных ценностей у детей с ТНР посредством участия в социальных акциях Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности,.
Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.
Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок» Пояснительная записка. «Сказка — это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет нравственные понятия, корректирует социальное поведение. Ключевые.
Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается.
Источник