Развитие нравственных чувств это

Развитие нравственных чувств у младших школьников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Нравственные чувства – это высшие чувства и переживания, которые связаны с отношением индивида к окружающим людям, обществу и своим общественным обязанностям.

Значимость развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед отечественной системой образования, является воспитание и подготовка ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и размышлять, выстраивать собственную жизнь в соответствии со своими интересами, а также интересами окружающих людей и общества. Достижение данной цели осуществляется посредством развития у детей младшего школьного возраста нравственных чувств, в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Необходимо отметить, что развитие у детей младшего школьного возраста нравственных чувств является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современных образовательных учреждений.

Основные задачи развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста:

  1. Формирование представлений о плохих и хороших поступках, умение их различать не только у других, но и у самого себя.
  2. Ознакомление с правилами поведения в общественном месте (школе, на прогулке и т.д.).
  3. Освоение правил культурного поведения и культуры речи.
  4. Формирование и стимулирование доброжелательного отношения к младшим детям, старшему поколению и сверстникам.
  5. Воспитание почтительного отношения к старшим и родителям.
  6. Формирование и развитие умения пользоваться «волшебными словами» (спасибо, пожалуйста и т.д.), быть чистым, опрятным и аккуратным.
  7. Воспитание стремления поступать правильно в различных ситуациях (уметь прислушиваться к мнению других, быть сдержанным, вежливым и т.п.).
  8. Воспитывать умение признаваться в своих плохих поступках, анализировать их и делать соответствующие выводы.

Готовые работы на аналогичную тему

Одной из проблем современного общества является то, что у детей все чаще наблюдается эмоциональная ограниченность и замкнутость на своих интересах. Кроме того, отмечается нарастание агрессивности, жестокости и проблем воспитания и развития нравственных чувств.

Развитие нравственных чувств и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является основной воспитания и развития ребенка. От того, что педагог «вложит» в душу ребенка будут зависеть его дальнейшие взаимоотношения с окружающими людьми и социумом.

Успешность развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста в основном зависит от того окружения, в котором воспитывается ребенок, а также от круга его общения. К окружению ребенка младшего школьного возраста относятся в первую очередь его друзья, с которыми он играет на прогулке (во дворе, парке и т.д.). Так же к кругу общения ребенка относятся его одноклассники, родители и учителя. Именно то, какое влияние оказывают все эти люди на ребенка, у него формируется собственное отношение к своему «Я», своей роли в окружающей действительности, а также образуются реальные объективные взаимозависимости и взаимосвязи, находящие отражение в субъективном нравственном восприятии и формируют свое личное субъективное нравственное пространство.

Основные направления развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания стандартов второго поколения, основными направлениями в развитии нравственных чувств у детей младшего школьного возраста являются:

  1. Воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к правам, обязанностям и свободам человека и гражданина.
  2. Воспитание этического сознания и нравственных чувств. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающей среде и природе (осуществляется в рамках экологического воспитания детей).
  3. Воспитание ценностного и целостного отношения к прекрасному, формирование умения видеть и понимать прекрасное в природе и в быту. Формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах (осуществляется в рамках эстетического воспитания детей).

Реализация данных направлений осуществляется не только на уроках, в процессе воспитательно-образовательной деятельности, но и во внеурочной деятельности, организуемой учителем начальных классов.

Читайте также:  Женщина чувствует как она беременеет

Как показывает практика, воспитательно-образовательная деятельность учителей начальных классов в условиях ФГОС, направлена в первую очередь на организацию нравственного уклада в начальной школе. Осуществление интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, с целью ее направленности на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.

Решение воспитательных задач, направленных на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста, осуществляется совместно педагогами и родителями посредством ознакомления детей с разнообразными субъектами культурной, духовной и социальной жизни.

Содержание воспитательно-образовательной работы по развитию нравственных чувств у детей младшего школьного возраста:

  1. Включение в общеобразовательные дисциплины культурные и нравственные знания.
  2. Чтение художественных произведений литературы, просмотр художественных произведений (иллюстрации, картины, репродукции и т.д.), прослушивание музыкальных произведений.
  3. Ознакомление детей с новыми видами искусства, посредством периодической литературы, сети Интернет и СМИ, в которых отражено современное общество и его нравственная сторона.
  4. Ознакомление детей с религиозными течениями, их значимости в жизни каждого человека и всего общества в целом.
  5. Ознакомление с народным фольклором и фольклором других народов. Формирование толерантного отношения к разным народам, их культуре и истории.
  6. Изучение истории своего рода и своей семьи, истории своего родного города, села, края и т.д.
  7. Ознакомление с жизненным опытом своих родителей и прародителей.
  8. Ознакомление детей с общественно значимой деятельностью (разными профессиями, волонтерством и т. д.).

Источник

Механизм формирования нравственных чувств

Татьяна Петрова
Механизм формирования нравственных чувств

Воспитатель Петрова Т. В.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения

Проблемой нравственноговоспитания занимались: В. А. Аверин, Б. Н. Боденко, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, В. А. Сухомлинский, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин и другие.

Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного об-щества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающим (взрослый природа и ребенок)

. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. (ребенок читает книжку)

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Под знаком вопроса

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. (ребенок и чувства)

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (поступки и поведение)

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности3.

Читайте также:  Квартира не приносит радости

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Пока ребенок не пройдет полный цикл нравственное качество не может быть сформировано

Но При этом действие механизманосит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер,и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников

по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг в день рождения каждого ребенка провожу игру «Поздравлялка», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие встают в круг. Мы поздравляем именинника песней Каравай, затем для именинника дети танцуют и поют. (фото)

В конце мы рисуем коллективную открытку от группы, в которой участвуют все дети (фото)

умение делиться, я прививаю при свободном рисовании. Когда дети учатся пользоваться общими мелками и карандашами. (фото)

Так же для формирования нравственных качеств у младших

дошкольников я выбрала жанр кино-мультипликации, включающую в себя совместную деятельность воспитателя с детьми, основанную на просмотре и анализе мультфильмов. Здесь при формировании нравственного качества в самом механизме были заменены компоненты, На 1 место вместо знаниий вышли чувства и эмоции. Т. е. ребенок сначала Эмоционально преживает ситуацию. Затем происходит получение знаний. (беседа) Так мы смотрели мультфильм по произведению Самуила Маршака Что такое хорошо, что такое плохо., затем мы беседовали на эту тему). Я задавала им вопросы, и давала им высказаться С помощью воспитателя ребята учились справедливо оценивать поступки героев.

.2. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия (картинки) игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

4. Так же очень важны Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

З.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

Читайте также:  Эмоциональные черты характера психология

4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на

возникновение желания поступать хорошо.

6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником,

чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке [20, с. 96].

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.

Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников Уважаемые коллеги! Тема моего приоритетного направления в работе «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств.

Опыт работы «Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению.

Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.

Педагогический тренинг «Механизм проектирования» Педагогический тренинг «Механизм проектирования» 1. Что такое педагогическое проектирование? — дань моде; — догма профессиональной деятельности.

Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста В последнее время мы все чаще слышим о детской жестокости и агрессивности. Мы видим это в новостях, читаем в газетах. В просторах Интернета.

Проект «Сказки Г. Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДЮЙМОВОЧКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Консультация «Развитие эстетических чувств и нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности» Актуальность темы. Ведущей задачей современной системы образования является формирование гармоничной, духовно богатой и национально сознательной.

Источник

Оцените статью