Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Евгения Аносова
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.
1. Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
3. Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Ход мастер класса:
Добрый день! Я рады приветствовать вас на своем мастер-классе «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста«
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте.
Ритмприсутствует во всех аспектах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Работая над развитием ритмического слуха у детей дошкольного возраста я использую игровую технологию по методике Карла Орфа. Принцип работы сoстоит в тoм, что в основe обучeния лeжит «принцип активного музицирования» и «обучения в действии». Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. Как говорил основоположник ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога взгляда на ребенка как на партнера по совместной деятельности ведь это основная форма работы с детьми по ФГОС.
Мы с ребятами играем в ритмические игры, учимся понятиям тихо и громко, как играть ярко и как создавать фон и оставаться в партии аккомпанемента.
Мой мастер-класс будет проходить в необычной обстановке, сегодня я хочу предложить вам посетить коворкинг — центр, где я смогу поделиться с вами ритмическими играми и упражнениями, способствующими развитию у детей чувства ритма.
Прошу пройти Вас за столики, занять места и полностью погрузиться в атмосферу музыки.
Сейчас я предлагаю столику №1 познакомиться с первой игрой:
Координационно-ритмическая игра.
Цель: Развитие координации движений, ритмического слуха и умения действовать согласованно.
Ход игры: Педагоги сидят по кругу, у каждого в правой руке бубен.
Педагоги проговаривают текст вместе и передают бубен по кругу.
Бубен весело звенит: кладем бубен соседу на колени
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон! звеним, хлопаем на слог «дон»
Ребятишек веселит: повторяем движения на каждую строчку
Бубен,спой еще разок:
Твой чудесен голосок:
(Затем в обратную сторону) После этого меняем ритмческий рисунок
Спасибо, а мы переходим к столику №2. На вашем столике мы видим бубенчики они помогут нам выполнить это упражнение
Цель: Развитие устойчивого внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.
Встают в круг. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту с бубенцами в руках.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. — Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. -Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
1) Первый раз педагоги выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
2) На первую часть проговаривают слова через одного, чередуя сильные и слабые доли
3) На первую часть выделяет только сильную долю
Все были очень внимательньны, ну а мы продолжаем отдыхать и общаться в нашем коворкинг — центре. Столик номер №3, встаньте пожалуйста образуя форму ромба.
Упражнение «Веселая четверка»
Цель: формирование чувства ритма и волевых усилий дошкольника.
Ход игры: Педагоги встают образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
Ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Ну, а в завершение нашего прекрасного время препровождения предлагаю всем побаловать себя вкусными «булочками», все встаем в круг.
Речевая игра со звучащими жестами
(Стоя в кругу, хлопаем. 2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть, предложить педагогам придумать булочку с какой начинкой они хотели бы сЪесть)
Раз, два, всем привет!
Побежали все в буфет.
А теперь назад идём,
С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т. д.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры; развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки; учит пространственной ориентировке.
В заключении хочу сказать, что сейчас есть тенденция считать, что нынешнее поколение растет скучным и замкнутым в гаджетах и их ничего вокруг не интересует – это неправда. Просто нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать, показать ему красоту этого мира, а в этом как раз и заключается задача педагога, которую я реализую.
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.
Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса.
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития. Задачи: • повышение эффективности.
«Новогодняя игрушка». Мастер-класс для родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста Игрушка на ёлку своими руками «Шишка». Пошаговая инструкция с фото. Автор: Буркова Елена Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад №27″Описание:.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.
Мастер-класс для педагогов «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по.
Источник
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Татьяна Галимова
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Развитие чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности:
• в пении — когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;
• в ритмике — где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;
• в игре на детских музыкальных инструментах — здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.
Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.
Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение,поскольку решают одновременно множество задач:
• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;
• развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;
• формировать речевую и певческую интонации;
• развивать воображение, образное мышление, внимание, память;
• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.
Цель пособия — развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.
Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.
Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.
Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.
К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.
«Песенки-ритмы»
1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.
Вот лошадка прискакала —
И копытцами стучала —
Звонко цокают копытца —
Игра на свистульках.
Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.
1. Птички прилетели,
Ах, какой прелестный день!
2. Песенку пропели,
Ах, какой прелестный день!
3. По дорожке — скок-скок
И на ветку — прыг-скок:
Ах, какой прелестный день!
Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.
Я — красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
По утрам я всех бужу
И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).
Дети отстукивают ритм на барабане.
Барабан гремит с утра.
Поиграй с ним, детвора!
Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.
Игра на клавесах.
Играли в догонялки.
По тропке бежали,
Скачут и резвятся,
Волка не боятся.
Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).
На лесной лужайке
Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.
Оборудование: шумовые инструменты — ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.
1. На лесной лужайке
Ритмы отбивали.
2. Белки услыхали,
Ритмы обивали!
Ти-ти Та, ти-ти Та,
Ти-ти Та, ти-ти Та!
3. Вдруг ежата прибежали,
В барабаны застучали.
Ритмы отбивали!
4. И волчата тут как тут,
С бубном появились вдруг.
Ритмы отбивали!
5. А мышата (лисята) прибежали,
В маракасы зашуршали.
Так тихонечко играли,
Ритмы отбивали
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!
6. Медвежонок услыхал,
Треугольник в лапы взял.
Ритмы отбивает!
7. Музыканты, дружно в ряд!
Становись, как на парад!
Ритмы обивайте!
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.
Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.
ИГРА С КЛАВЕСАМИ
1. В руки клавесы мы взяли, — стучать клавесами друг о друга
Громко, громко застучали.
Клавес — раз — стукнуть клавесой по полу вертикально
Клавес – два — стукнуть другой клавесой по полу вертикально
Начинается игра — стучать по-очерёдно клавесами по полу.
2.Постучали справа так:
Туки-так, туки-так. — стучать клавесами друг о друга
Но,а слева все вот так:
Туки, туки, туки, так! — стучать клавесами друг о друга
Рожки показали — приставить клавесы ко лбу («рожки»)
И на ножки встали. — поставить клавесы вертикально на пол
3. Правой ножкой — топ, топ, топ,
Левой ножкой — топ, топ, топ.
Весело шагаем — «шагать» клавесами
Ритмы отбиваем — стучать клавесами друг о друга.
Далее поиграть в ритмические игры — педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.
(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)
Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.
1.Ёжик песенку поёт,
Яблочки домой несёт:
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
2. Скачет белка целый день,
Ей грибы срывать не лень.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
3. Зайка в огород пошёл
И морковку там нашёл.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
4. Мишка по лесу идёт,
Землянички там нарвёт.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет
Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»
Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.
1. Вот по-кошачьи кошечка
К нам, крадучись, идёт опять.
Собака – по-собачьи, гордо
2. Утёнок по-утиному:
Вразвалочку идёт-бредёт.
Всё прыг да прыг – вперёд!
3. Красиво, по-лосиному,
Гуляет лось в лесу густом.
Бежит мышонок в дом.
4. А косолапый мишка
По-медвежьи вышел погулять.
В берлоге под сосною он
Всю зиму спал опять.
5. А заинька по-заячьи
Спешит запутать след в лесу.
Трусишка скачет маленький.
Не встретить бы лису!
6. Гусята по-гусиному
Так важно шествуют гуськом.
Кто вприпрыжку, кто шажком.
По стихотворению В. Степанова
Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.
1. На осенней на полянке
Так красиво, ярко, ярко!
Ёжик вдруг здесь появился,
С бубном весело резвился.
2. Тут и Зайчик прибежал,
Румбу в лапы быстро взял.
Очень весело, забавно
Он с ежонком заиграл.
3. К ним и белка прискакала,
Ведь красиво, вместе, дружно
Всем сыграть в оркестре нужно.
4. Вот и вечер подкатился,
Всё замолкло, стало тихо…
Музыканты ушли спать,
Чтоб с утра сыграть опять.
Тссс… (Зверята ложатся спать).
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.
Источник