Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Дата публикации: 18.05.2021 2021-05-18
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Мурачева, С. В. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста / С. В. Мурачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81168/ (дата обращения: 11.10.2021).
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из ключевых областей педагогической деятельности является социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено усвоение ценностей и общественных норм поведения, развитие навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста включает в себя знание базовых эмоциональных состояний человека, умение их распознавать, показывать, используя вербальные и невербальные средства общения, эмоциональную отзывчивость, умение управлять своими эмоциональными состояниями в различных ситуациях, в том числе в ситуации конфликтного взаимодействия. Также в качестве целевых ориентиров при завершении дошкольного образования рассматриваются, в том числе, способность ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам и правилам в различных видах деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, умение радоваться успехам, как своим собственным, так и успехам других, сопереживать неудачам, умение адекватно проявлять свои чувства. Таким образом, развитие компетенций эмоционально-волевой сферы является важной педагогической задачей на ступени дошкольного образования [1, 2, 3].
В настоящее время в теории дошкольной педагогики представлено много материалов, посвященных развитию познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей. Тем не менее отмечается дефицит работ, рассматривающих развитие компетенций эмоционально-волевой сферы дошкольников. В данной статье представлена модель развития компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст относится к «периоду первоначального фактического склада личности». Условно можно выделить три этапа в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В 3–4 года ребенок знакомится и осваивает базовые эмоциональные состояния, учится их дифференцировать, происходит развитие эмоциональной саморегуляции. Ребенок уже может назвать эмоциональное состояние персонажа на представленных картинках («котенок грустит», «собачке весело» и т. д.), показать его с помощью мимики и жестов, повторяя за взрослым, узнать его по мимическим проявлениям у другого человека. В компетенции эмоционально-волевой сферы этого возраста входит умение распознавать основные эмоциональные состояния (грусть, радость (веселье), злость (гнев)), умение называть их у себя, отвечая на вопросы взрослого («Тебе грустно?», «Тебе радостно?», «Это веселая игра?» и т. д.), умение отвечать на вопросы об эмоциональных состояниях героев сказок и показывать их. В этот период становятся важными такие задачи в развитии компетенций эмоционально-волевой сферы как формирование позитивного образа «Я», снижение тревожности, которая может возникать в результате вынужденной сепарации от родителей (зависит от возраста поступления ребенка в дошкольное отделение), осознание личностных границ и формирование позитивного социального поведения, связанного с их удержанием, формирование представлений о негативных эмоциях и приемлемых способах их выражения, формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом.
В период 4–5 лет дети знакомятся и с нравственными категориями. Спектр распознаваемых эмоциональных состояний увеличивается. Дети знакомятся и усваивают такие категории эмоций как обида, удивление, печаль. Ближе к 5-ти годам могут объяснять причины эмоциональных состояний у героев сказочных историй («Котенку грустно, потому что его любимая игрушка сломалась» и т. д.), высказывать предположения о том, что необходимо сделать, чтобы у персонажа истории изменилось настроение. Могут самостоятельно показать с помощью мимики и жестов эмоциональное состояние, как свое, так и литературного героя. Формируются основы понимания эмоционального состояния другого человека и взаимосвязи между этим эмоциональным состоянием другого и своими поступками, которые к нему привели. Основными задачами в развитии компетенций эмоционально-волевой сферы выступает расширение спектра распознаваемых эмоциональных состояний и формирование социально-приемлемых способов их проявления.
В период 6–7 лет, вместе с завершением становления сюжетно-ролевой игры, и ребенка происходит формирование личностных деловых качеств и развитие эмоционально-волевой сферы в сторону эмоциональной саморегуляции поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок может уверенно распознавать различные эмоциональные состояния, при этом их спектр достаточно широк и включает, как простые, освоенные ранее эмоции (радость, грусть, злость), так и сложные эмоциональные проявления (удовольствие, восхищение, восторг, интерес, отвращение); демонстрировать свои эмоциональные состояния, использую вербальные и невербальные средства общения, распознавать эмоциональные состояния других, самостоятельно определять причины возникновения различные эмоциональных состояний у себя, сверстников и взрослых, литературных героев; знает конструктивные способы совладания с негативными эмоциональными проявлениями и умеет ими управлять. Ребенок уже может ответить на вопрос взрослого «Интересная ли это игра?», узнает различные эмоциональные состояния на представленных картинках и в различных моделируемых ситуациях, активно высказывает предположения о конструктивном способе разрешения конфликтных ситуаций, может повторить и применить их в повседневном взаимодействии со сверстниками под контролем взрослого и самостоятельно. Здесь также основными векторами развития компетенций эмоционально-волевой сферы выступают формирование позитивного образа «Я» и мотивации к обучению в школе, расширение спектра распознаваемых эмоциональных состояний, в том числе и негативных, и социально-приемлемых способах их выражения, формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Формированию и развитию компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста способствуют:
– использование тематических дидактических игр;
– использование игровых методов (тематические сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование социальных ситуаций, игры-театрализации);
– работа с литературными произведениями (сказками, короткими историями, рассказами) с обязательным обсуждением эмоций и чувств персонажей и творческой деятельностью (например, задание нарисовать персонаж истории, изобразить его настроение (грусть, радость и т. д.), нарисовать то, что поможет улучшить его настроение (воздушные шарики, яркие цветы, друзей рядом и т. д.);
– разбор ситуаций, возникающих во взаимодействии со сверстниками;
– собственный пример со стороны педагога проявления и контроля эмоциональных состояний;
– проговаривание (называние) эмоциональных состояний ребенка в различных ситуациях («Тебе весело, потому что понравилась игра», «Тебе грустно, потому что рисунок получился не таким, как ты хотел» и т. д.).
В соответствии с основными направлениями педагогической работы, методами и целевыми индикаторами нами была разработана модель развития компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (таблица 1).
Направление педагогической работы
Методы
Целевые индикаторы
Расширение знаний об эмоциональных состояниях и проявлениях.
Дидактическая игра «Угадай эмоцию», «Сюжетные картинки», «Покажи эмоцию» и т. д.; работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация).
Ребенок знает и уверенно называет различные эмоциональные состояния, использует вербальные и невербальные средства для демонстрации:
3–4 года: радость, грусть, злость (гнев)
4–5 лет: радость, грусть, злость (гнев) обида, удивление, печаль, грусть
6–7 лет: радость, грусть, злость (гнев) обида, удивление, печаль, грусть удовольствие, восхищение, восторг, интерес, отвращение.
Формирование мотивации к выражению собственных эмоциональных состояний социально-приемлемым способом.
Работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация).
Ребенок умеет проявлять эмоции, в том числе негативные, социально-приемлемыми способами.
Формирование социально-позитивных навыков поведения в различных ситуациях
Работа с литературными произведениями, игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация), метод моделирования социальных ситуаций.
Ребенок демонстрирует достаточный уровень эмоциональной саморегуляции поведения (в соответствии с возрастом), соблюдает игровые правила, знает и использует способы конструктивного взаимодействия.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию и развитию компетенций эмоционально-волевой сферы успешно интегрируется в дошкольную образовательную программу, соответствует требованиям образовательного стандарта и обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка. Расширяя представления об эмоциональной сфере, уверенно дифференцируя собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих, используя социально-приемлемые способы выражения эмоций и совладания с сильными проявлениями эмоций, дети развивают эмоциональный интеллект, становятся более успешными в процессах коммуникации и сотрудничества, а значит у них закладываются важные основы для позитивной социализации и будущей школьной успешности.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 2011.
- Ежкова Н. С. Эмоционально — ценностное развитие дошкольников [Текст] / Н. С. Ежкова. — Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010.
- Запорожец А. В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 4.
Источник
Эмоционально-волевая сфера дошкольников
Майя Тайбарей
Эмоционально-волевая сфера дошкольников
Под эмоционально-волевой сферой человека понимают особенности, относящиеся к чувствам и эмоциям, которые возникают в его душе. Ее развитию необходимо уделять внимание еще в раннем периоде становления личности, а именно в дошкольном возрасте. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка заключается в его обучении управлению эмоциями и переключению внимания. Большую помощь в этом случае оказывают развивающие игры. Их применение позволяет направлять энергию дошкольника в нужное русло. Например, снять эмоциональное и мышечное напряжение или выплеснуть агрессию.
Эмоционально-волевая сфера дошкольника включает в себя следующие элементы:
1. Эмоции. Они представляют собой самые простые реакции, которые проявляются у ребенка при его взаимодействии с окружающим миром. Существует условная классификация эмоций. Их делят на положительные (радость и восторг, отрицательные (страх, гнев, а также нейтральные (удивление).
2. Чувства. Этот компонент рассматриваемой сферы является более сложным. В него входят различные эмоции, которые проявляются у индивида по отношению к конкретным событиям, предметам или людям.
3. Настроение. Оно является более устойчивым эмоциональным состоянием, зависящим от множества факторов. В их числе: состояние здоровья и тонус нервной системы, социальное окружение и деятельность, обстановка в семье и т. д. Настроение классифицируется в зависимости от продолжительности. Бывает оно переменчивым или стабильным, устойчивым и нет. Подобные факторы определяются характером человека, его темпераментом, а также некоторыми другими особенностями. Настроение оказывает серьезное влияние на деятельность людей, стимулируя либо расстраивая ее.
4. Воля. Данный компонент отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей. Стоит отметить, что у младших школьников данный компонент развит уже довольно хорошо.
Особенности Содержание эмоционально-волевой сферы дошкольника, а также ее возрастной динамики определяется изменением реакции ребенка на объекты окружающего мира по мере его взросления. Исходя из этого выделяют следующие стадии:
1. Период от момента появления на свет и до 1 года. Признаками нормального развития эмоционально-волевой сферы ребенка считаются признание им родителей, а также умение отличать близких и проявлять реакцию на их присутствие, голос и мимику.
2. Период от года до 3-х лет. Это время, когда происходит формирование минимального уровня уверенности в себе и самостоятельности. Вмешательство в развитие эмоционально-волевой сферы ребенка от взрослых требуется лишь в том случае, когда видно, что малыш сомневается в своих силах, у него слабо развита речь и есть нарушения в навыках двигательной сферы.
3. Период от 3 до 5 лет. Эмоционально-волевая сфера личности дошкольника в этом возрасте находит свое проявление в активном желании познать окружающий мир, в живом воображении, а также в подражании поступкам и поведению взрослых. Коррекция для детей этого возраста требуется только в том случае, когда ребенок постоянно подавлен, у него наблюдается вялость и отсутствие инициативы.
4. Период от 5 до 7 лет. Это время, когда благодаря формированию эмоционально-волевой сферы дошкольника у него зарождается выраженное стремление достигать своей цели и чувство долга. При этом достаточно быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки.
При прохождении периода дошкольного возраста у ребенка постепенно меняется содержание эмоций. Они трансформируются и появляются новые чувства. Дети активнее знакомятся с природой и музыкой, развивают свои эстетические эмоции. Благодаря этому у них появляется способность чувствовать, переживать и воспринимать то прекрасное, что есть в нашей жизни и в произведениях искусства.
Игры и занятия на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника развивают в них любознательность и удивление, способность к сомнению или уверенности в своих действиях и намерениях, а также умение испытывать радость от правильно решенной задачи. Все это приводит к совершенствованию познавательных навыков детей. Одновременно с этим развиваются и нравственные эмоции. Они играют существенную роль в формировании активной позиции ребенка и в его личностном развитии.
Постепенно дошкольник осваивает выражение эмоций в их экспрессивных формах. То есть ему становятся доступны мимика и интонации. Овладение такими выразительными средствами позволяет ребенку глубоко осознавать переживания других людей.
Примерно в 4-5 лет у детей начинает возникать чувство долга. Основой его формирования является моральное осознание ребенком тех требований, которые предъявляются к нему как к личности. Это приводит к тому, что дошкольники начинают соотносить свои поступки с аналогичными действиями окружающих взрослых и сверстников. Наиболее ярко чувство долга демонстрируют дети в возрасте 6-7 лет.
Благодаря интенсивному развитию любознательности дошкольники чаще начинают проявлять удивление и радость познания нового. Свое дальнейшее развитие получают и эстетические чувства. Происходит это благодаря деятельности ребенка в творческо-художественном направлении.
Факторы эмоционального развития
Существуют определенные ключевые моменты, благодаря которым происходит становление чувственно-волевой сферы ребенка. Среди них:
1. Освоение дошкольником социальных форм, способствующих выражению эмоций. Подобный фактор позволяет сформировать чувство долга, становясь отправной точкой для дальнейшего развития моральных, интеллектуальных и эстетических качеств маленького человека.
2. Речевое развитие. Благодаря вербальному общению эмоции детей становятся все более осознанными.
3. Общее состояние ребенка. Эмоции являются для дошкольника показателем его физического и психического самочувствия.
Для воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста необходимо овладение целеполаганием, планированием и контролем. А это возможно при становлении волевого действия. Подобная работа начинается с освоения целеполагания. Оно предполагает умение ребенка ставить для своей деятельности конкретную цель. В элементарном проявлении подобную деятельность можно наблюдать еще в младенческом возрасте. Выражается она в том, что ребенок начинает тянуться к той игрушке, которая привлекла его внимание, а если она оказывается вне поля его зрения, то он непременно приступит к ее поискам.
Примерно в двухлетнем возрасте у малышей вырабатывается самостоятельность. Они начинают стремиться к цели. Однако получается у них это только благодаря помощи взрослых.
Целеполагание дошкольников получает свое развитие при инициативной, самостоятельной постановке целей. Причем их содержание постепенно меняется в процессе становлении личности. Так, в младшем дошкольном возрасте цели связаны только со своими интересами. Ставятся они и исходя из сиюминутных желаний ребенка. Старшие же дошкольники стремятся к тому, что важно не только для них, но и для других людей.
В дошкольном возрасте происходит вычленение того, что и определяет поведение ребенка. Это и является тем ведущим мотивом, который подчиняет себе все остальные. Происходит подобное при общении с взрослыми. В результате складывающейся социальной ситуации определенные действия ребенка приобретают довольно сложный смысл.
Приблизительно с трех лет поведение детей все более подвержено влиянию мотивов. Они подкрепляются, вступают в конфликт или сменяют друг друга. После этого возраста происходит интенсивное формирование произвольности движений. И овладение ими в совершенстве становится основной целью деятельности дошкольника. Постепенно движения начинают становиться управляемыми. Ребенок начинает их контролировать благодаря сенсомоторному образу.
В 3-4 года все чаще для решения познавательных задач дети начинают применять игры. На развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников они оказывают значительное влияние. Наиболее действенными стимулами для этого являются мотивы взыскания и поощрения. В 4 года дети начинают выделять объект своей деятельности и осознают цель преобразования конкретного предмета.
В 5-6 лет в арсенале дошкольников появляются некоторые приемы, которые позволяют им не отвлекаться. Уже к пяти годам дети начинают осознавать то, что различные компоненты деятельности обладают взаимной обусловленностью.
По достижении шестилетнего возраста деятельность ребенка становится обобщенной. У него формируются произвольные действия, о чем можно судить по инициативности и активности дошкольника.
К 6-7 летнему возрасту дети уже более адекватно относятся к своим достижениям. При этом они видят и оценивают успехи сверстников.
У старших дошкольников произвольность начинает наблюдаться и в психических процессах. Это касается их внутренних умственных характеристик, таких как мышление и память, воображение, речь и восприятие.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Неправильное общение с ребенком способно привести к следующему:
1. Односторонней привязанности малыша к матери. Подобный процесс нередко приводит к ограничению потребности ребенка в общении со своими сверстниками.
2. Выражению родителями недовольства по поводу или без него. Это способствует возникновению у ребенка постоянного чувства страха и волнения.
Для того чтобы развить эмоционально-волевую сферу детей, родителям и педагогам необходимо проводить для дошкольников игры, музыкальные занятия, уроки рисования и т. д. В процессе такой специально организованной деятельности дети обучаются умению испытывать те чувства, которые возникают благодаря восприятию.
Активному развитию эмоционально-волевой сферы способствует применение двух приемов. Это песочная, а также сказкотерапия. Рассмотрим их подробнее.
История данного метода имеет достаточно глубокие корни. Однако до того времени, пока не были проведены исследования Р. Гарднера и В. Проппа, сказки для детей считались не более чем забавой. На сегодняшний день уже доподлинно известно, что с помощью таких фантастических и довольно интересных историй весьма активно происходит процесс интеграции личности, расширения сознания маленького человека и развития его творческих способностей. При этом происходит формирование линии взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Если сказки для дошкольников подобрать правильно, то они способны вызвать большой эмоциональный резонанс. При этом их сюжеты будут обращены не только к сознанию, но и к подсознанию ребенка.
Особенно актуальны сказки для дошкольников в случае имеющихся у детей отклонений в эмоциональной сфере. Ведь в этом случае требуется создание максимально эффективной ситуации для общения.
Сказки помогают развивать эмоционально-волевую сферу ребенка благодаря выполнению ими следующих функций:
• психологической подготовке к сложным ситуациям;
• примерке различных ролей, а также оценке поступков и результатов деятельности;
• формированию выводов, а также их переноса в реальную жизнь.
Сказкотерапию применяют в виде различных методов. Это может быть:Сказки помогают дошкольникам формировать понятие о том, что в жизни хорошо, а что плохо. Основываясь на действиях и поступках персонажей, ребенок выносит свой вердикт той или иной линии поведения.
Использоваться сказка может и при проведении игр для дошкольников. В этом случае у ребенка происходит развитие мимики и интонаций.
Подобный метод активации эмоционально-волевой сферы ребенка является простым, доступным, удобным и многообразным. В чем его достоинства? Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры.
Обычное пересыпание песка позволяет детям успокоиться и снять напряжение. При лепке фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и стимулируется заинтересованность
Благодаря применению песочной терапии специалисты могут выявить у ребенка психологические травмы и устранить их. Подобный метод наиболее активно применяется при работе с теми детьми, у которых имеют место задержка развития и недостаточность вербальной сферы.
Развитию у детей дошкольного возраста интеллекта эмоциональной направленности способствуют следующие игры:
1. «Довольный слон».Такая игра проводится с применением картинок, на которых изображены мордочки животных. Педагогу необходимо показать на рисунке определенную эмоцию. После этого он просит детей найти то животное, которое испытывает подобное чувство.
2. «Как дела?». Эта игра позволяет педагогу определить эмоции и настроение детей, у которых имеет место аффективное поведение. Для этого понадобится предложить ребенку выбрать карточку с изображением той эмоции, которая наиболее точно указывает на его настроение (в настоящий момент, вчера, час назад и т. д.).
Подобный вид занятий также способствует эффективному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Рассмотрим, в чем его особенности.
Музыкальные игры для дошкольников помогают им войти в роль персонажей и образов, передавая при этом связанные с ними чувства. Главным инструментом при этом выступает сам ребенок. Во время музыкальных игр для дошкольников дети используют свой голос, тело, воспроизводят различные звуки, выразительные движения и жесты.
Виды и формы музыкальных игр могут быть самыми разными. Это и пластические импровизации, и диалоги под звуки мелодий, и драматические постановки, и прочее.
Одна из таких музыкальных игр называется «Позови по имени». Цель ее проведения заключена в воспитании доброжелательного отношения детей к своим сверстникам. Ребенку предлагается бросить мяч сверстнику или передать игрушку, одновременно с этим ласково называя его по имени. Малышу дается некоторое время, чтобы он выбрал того, к кому будут обращены действия. В качестве фона при этом должна звучать умеренная музыка. По окончании мелодии дошкольнику предстоит сделать выбор.
Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников» Формирование у детей дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности в условиях ДОУ является наиболее актуальной и значимой проблемой.
Новогодние песенки для дошкольников Середина ноября, самое время подготовки детей к новогодним праздникам. Всегда очень хочется, чтобы они запомнились детям. Мы лихорадочно.
Лэпбук «Математика для дошкольников» Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки» В каждом детском саду есть тематические уголки. Хочу остановится на уголке настроения. Недавно у нас в 120 саду выборгского района прошёл.
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.
Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Подвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.
Источник