Развитие эмоциональной сферы умственно отсталого младшего школьника
Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны причинами: внешними: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком; внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность). Внешние и внутренние причины тесно переплетаются между собой. Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе. Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство, лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым. Часто у них наблюдается импульсивное поведение.
Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется неустойчивостью настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгким возникновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги
Источник
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Мария Нарожная
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Психологические науки
студентка 2 курса магистратуры группы 580352
ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании
— это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга.
Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства [2, c. 30].
Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
Причины нарушений эмоциональной сферы:
1.внешние: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком;
2.внутренние: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность) [1, c. 225].
Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым [3, c. 166].
Учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большой выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого. Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля над собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении с взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы [4, c. 345].
Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражениями эмоциями«, как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им разных эмоций. Установлено, что на первом году обучения учащиеся с умственной отсталостью чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлечёнными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов [5, c. 175].
К третьему году у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. Возможны агрессивные проявления. Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. Вместе с тем отмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям с взрослыми.
Так, развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей [6, c. 35].
Список использованной литературы:
1. Андросова, Г. Л., Богданов А. Н.Интеллектуальные нарушения: в 2 ч. ч.1:
Клинические аспекты.— Сургут: РИО Сургут, 2009. 734 с.
2. Апалькова Е. В., Хаидов С. К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально — волевой сферы у умственно — отсталых младших школьников // Акмеология Научно — практический журнал, 2015. 50 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обуч по степени «Психология«. — М. : Смыс. Академия, 2013. 416 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2013. 446 с.
5. Власова Е. П. Эмоциональное воспитание детей // Дошкольное воспитание, 2014.
6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М. : Владос — Пресс, 2012. 160 с.
© Архипова М. Г., 2017
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.
Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница» Игра «Перепутаница» Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема внимания, развитие переключения внимания, стимулирование концентрации,.
Консультация для родителей «Особенности познавательного развития дошкольников с умственной отсталостью» Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния,.
Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.
Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.
Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.
Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.
Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.
Источник
Статья на тему «Эмоциональная сфера умственно отсталых младших школьников»
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Проблема развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников одна из актуальных проблем в специальной психологии.
В работах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, О.Е. Шаповаловой и многих других ученых были определены, у школьников с нарушением интеллекта, своеобразные особенности эмоционального развития.
В своих исследованиях С.Д. Забрамная отмечала, что у учащихся специальной (коррекционной) школы, эмоции подвержены быстрым, а иногда и резким изменениям. Они поверхностны и неустойчивы. У некоторых умственно отсталых младших школьников наблюдается инертность эмоциональных реакций, затянутость, и нередко имеет ярко выраженный эгоцентрический характер. Часто, школьники с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления. Так же эмоциональная сфера характеризуется недоразвитием и незрелостью. Возникающие у школьника эмоции не всегда соответствуют оказываемым на него воздействиям [3].
Как утверждает Л.С. Выготский, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой являются эмоции. Развитие эмоциональной сферы у школьников с нарушением интеллекта позволяет сформировать способность управлять своими мотивами, целями, состоянием, действиями, мыслями и поведением. Активное участие нравственно-волевых свойств в данном процессе способствует формированию осознанного социально-приемлемого поведения [2].
Как отмечает Н.В. Шкляр, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется ограниченностью в возможностях выражения переживаний и отношений социально приемлемыми способами. Учащиеся с нарушением интеллекта с трудом понимают эмоциональные состояния других людей [10,11].
Понимание собственных эмоциональных состояний школьниками с нарушениями интеллекта и не умение выразить личные переживания, а также понимание эмоционального состояния окружающих людей, стоит достаточно остро. Например, из-за неумения оценить ситуацию и настроение окружающих людей, неадекватная радость выступает как проявление возбудимости.
Как отмечает М.С. Певзнер, в силу недостаточной интеллектуальной регуляции эмоциональные проявления при умственной отсталости могут не соответствовать внешним воздействиям по силе, динамике и содержанию. Динамическая сторона эмоциональной сферы при умственной отсталости характеризуется стереотипностью, слабой переключаемостью и неустойчивостью переживаний. Школьники проявляют склонность к аффектам, у них возможны немотивированные реальной действительностью перепады настроения (дисфории), различные реактивные состояния, которые, как правило, имеют серьезную органическую основу и требуют коррекции. В силу снижения интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений у учащихся специальной (коррекционной) школы отмечается особое отношение к оценке [7].
Из исследований О.Е. Шаповалой мы видим, что младших школьников с умственной отсталостью характеризует слабо выраженная мимика и пантомимика. Соответственно, они не всегда могут передать окружающим информацию о своих эмоциональных переживаниях и отношениях с помощью языка тела и лица [8].
М.Г. Агавелян отмечает, что адекватность опознания умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний других людей зависит от их отнесённости к конкретному человеку, от сложности ситуации, а также от предпочтения трансляции тех или иных эмоций от взрослых и сверстников. Переживания человека на фотографии и на собственных рисунках описываются с разной степенью адекватности. Мимические знаки эмоциональной выразительности интерпретируются с большим трудом. Младшие школьники на элементы мимики практически не обращают внимания [1].
Коммуникативные возможности младших школьников с нарушением интеллекта, как отмечает Н.В. Витт, проявляются в параметрах их эмоционального развития, как способность тем или иным образом выражать собственные чувства и интерпретировать знаки эмоциональной экспрессии других людей [4].
Как подчеркивает О.Е. Шаповалова, у таких школьников ограничен запас слов, обозначающих эмоциональное состояние, переживание, отношение к человеку, и поэтому их попытки выразить свои переживания нередко оцениваются как нарушение правил поведения [9].
При умственной отсталости экспрессивные возможности речи ограничиваются интонационной бедностью и недостаточным запасом слов, обозначающих эмоциональные состояния и качества личности [4].
В.И. Лубовский утверждает, что в учебной деятельности, учащимся с нарушением интеллекта, предъявляют определенные требования, а её процесс связан с переживанием разных эмоций. Поэтому обучение в школе ведет к изменениям в эмоциональной жизни школьников [5].
Школьникам с нарушением интеллекта присуще импульсивные проявления радости, обиды, злости, и т.п. Постепенно, они сглаживаются под воздействием коррекционного обучения и воспитания. У детей формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, появляется осмысливание своих действий и поступков, что так необходимо для их успешной социальной адаптации.
Эмоциональная сфера нарушена у всех младших школьников с умственной отсталостью. Однако эти нарушения имеют индивидуальный характер и у каждого школьника проявляются с разной силой, а также имеют сохранные качества. Особенности развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта должны учитываться при организации учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе.
Итак, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается при тех же условиях, что и в норме, имея специфические особенности. Эмоциональную сферу учащихся специальной (коррекционной) школы характеризуют такие качества: импульсивные проявления эмоций, необоснованная смена настроений, затруднения в понимании эмоций и чувств как своих, так и других людей, недостаточная выразительность мимики и пантомимики, затруднена коммуникация с взрослыми и сверстниками. Изучение эмоций и чувств таких учащихся, правильное обучение и воспитание, применение всех средств и путей коррекции эмоциональной сферы, способствует формированию характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции и развитии основного психического дефекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной литературе накоплено много сведений об особенностях эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта. Ведущим в оценке и понимании особенностей эмоций умственно отсталых школьников является положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. Адекватность восприятия понимания и выражения эмоциональных состояний, связана с уровнем развития познавательной сферы школьника.
Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 1998. 18 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПБ.: Лань, 2003. 656 с.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / М.: Педагогика. — 1990. 56 с.
Ленкевич Я.Г. Изучение уровня развития и особенностей эмоциональной экспрессии речевых средств младших школьников с нарушением интеллекта. Постулат: № 5, 2016. http://e-postulat.ru
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1983. 103 с
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //М.:Просвещение,1986. 192с.
Певзнер М.С. Дети олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1959. 486 с.
Шаповалова О.Е. Развитие и коррекция эмоциональной сферы учащихся в условиях школы восьмого вида: учебное пособие для студентов коррекционно-педагогических специальностей и направлений. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. 141.
Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.
Шкляр Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 29 с.
Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников //Начальная школа. 2007, № 8. С. 71-73.
Источник