Развитие эмоциональной сферы умственно отсталого младшего школьника

Эмоциональная сфера младших школь­ников с умственной отсталостью характеризует­ся незрелостью и существенным недоразвити­ем. Это проявляется в неустойчивости настрое­ний и эмоций, быстрой их смене, лёгком возник­новении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аф­фекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная весёлость и жиз­нерадостность выступают, скорее, как проявле­ние возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Нарушения эмоциональной сферы мо­гут быть вызваны причинами: внешними: дли­тельная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для раз­вития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком; внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность). Внешние и внутренние причины тесно перепле­таются между собой. Для младших школьни­ков с умственной отсталостью характерны ча­стые проявления беспокойства и тревоги. В шко­ле наблюдается состояние напряжённости, ско­ванности, пассивность, неуверенность в себе. Определяя более или менее успешно по внешне­му выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто за­трудняются охарактеризовать собственное эмо­циональное состояние в той или иной ситуации. Большинство, лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических зна­ков. Существенные трудности вызывает понима­ние эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно со­относят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а ино­гда и искажения при толковании мимики персо­нажей, неправильно определяют сложные пере­живания, сводя их к более простым. Часто у них наблюдается импульсивное поведение.

Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отстало­стью характеризуется неустойчивостью настро­ений и эмоций, быстрой их смене, лёгким воз­никновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги

Источник

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Мария Нарожная
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Психологические науки

студентка 2 курса магистратуры группы 580352

ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании

— это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга.

Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства [2, c. 30].

Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Причины нарушений эмоциональной сферы:

1.внешние: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком;

2.внутренние: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность) [1, c. 225].

Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.

Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым [3, c. 166].

Учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большой выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого. Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля над собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом.

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении с взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы [4, c. 345].

Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражениями эмоциями«, как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.

Учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им разных эмоций. Установлено, что на первом году обучения учащиеся с умственной отсталостью чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлечёнными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов [5, c. 175].

К третьему году у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. Возможны агрессивные проявления. Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. Вместе с тем отмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям с взрослыми.

Так, развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей [6, c. 35].

Список использованной литературы:

1. Андросова, Г. Л., Богданов А. Н.Интеллектуальные нарушения: в 2 ч. ч.1:

Клинические аспекты.— Сургут: РИО Сургут, 2009. 734 с.

2. Апалькова Е. В., Хаидов С. К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально — волевой сферы у умственно — отсталых младших школьников // Акмеология Научно — практический журнал, 2015. 50 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обуч по степени «Психология«. — М. : Смыс. Академия, 2013. 416 с.

4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2013. 446 с.

5. Власова Е. П. Эмоциональное воспитание детей // Дошкольное воспитание, 2014.

6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М. : Владос — Пресс, 2012. 160 с.

© Архипова М. Г., 2017

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница» Игра «Перепутаница» Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема внимания, развитие переключения внимания, стимулирование концентрации,.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития дошкольников с умственной отсталостью» Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния,.

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.

Источник

Статья на тему «Эмоциональная сфера умственно отсталых младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Проблема развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников одна из актуальных проблем в специальной психологии.

В работах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, О.Е. Шаповаловой и многих других ученых были определены, у школьников с нарушением интеллекта, своеобразные особенности эмоционального развития.

В своих исследованиях С.Д. Забрамная отмечала, что у учащихся специальной (коррекционной) школы, эмоции подвержены быстрым, а иногда и резким изменениям. Они поверхностны и неустойчивы. У некоторых умственно отсталых младших школьников наблюдается инертность эмоциональных реакций, затянутость, и нередко имеет ярко выраженный эгоцентрический характер. Часто, школьники с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления. Так же эмоциональная сфера характеризуется недоразвитием и незрелостью. Возникающие у школьника эмоции не всегда соответствуют оказываемым на него воздействиям [3].

Как утверждает Л.С. Выготский, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой являются эмоции. Развитие эмоциональной сферы у школьников с нарушением интеллекта позволяет сформировать способность управлять своими мотивами, целями, состоянием, действиями, мыслями и поведением. Активное участие нравственно-волевых свойств в данном процессе способствует формированию осознанного социально-приемлемого поведения [2].

Как отмечает Н.В. Шкляр, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется ограниченностью в возможностях выражения переживаний и отношений социально приемлемыми способами. Учащиеся с нарушением интеллекта с трудом понимают эмоциональные состояния других людей [10,11].

Понимание собственных эмоциональных состояний школьниками с нарушениями интеллекта и не умение выразить личные переживания, а также понимание эмоционального состояния окружающих людей, стоит достаточно остро. Например, из-за неумения оценить ситуацию и настроение окружающих людей, неадекватная радость выступает как проявление возбудимости.

Как отмечает М.С. Певзнер, в силу недостаточной интеллектуальной регуляции эмоциональные проявления при умственной отсталости могут не соответствовать внешним воздействиям по силе, динамике и содержанию. Динамическая сторона эмоциональной сферы при умственной отсталости характеризуется стереотипностью, слабой переключаемостью и неустойчивостью переживаний. Школьники проявляют склонность к аффектам, у них возможны немотивированные реальной действительностью перепады настроения (дисфории), различные реактивные состояния, которые, как правило, имеют серьезную органическую основу и требуют коррекции. В силу снижения интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений у учащихся специальной (коррекционной) школы отмечается особое отношение к оценке [7].

Из исследований О.Е. Шаповалой мы видим, что младших школьников с умственной отсталостью характеризует слабо выраженная мимика и пантомимика. Соответственно, они не всегда могут передать окружающим информацию о своих эмоциональных переживаниях и отношениях с помощью языка тела и лица [8].

М.Г. Агавелян отмечает, что адекватность опознания умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний других людей зависит от их отнесённости к конкретному человеку, от сложности ситуации, а также от предпочтения трансляции тех или иных эмоций от взрослых и сверстников. Переживания человека на фотографии и на собственных рисунках описываются с разной степенью адекватности. Мимические знаки эмоциональной выразительности интерпретируются с большим трудом. Младшие школьники на элементы мимики практически не обращают внимания [1].

Коммуникативные возможности младших школьников с нарушением интеллекта, как отмечает Н.В. Витт, проявляются в параметрах их эмоционального развития, как способность тем или иным образом выражать собственные чувства и интерпретировать знаки эмоциональной экспрессии других людей [4].

Как подчеркивает О.Е. Шаповалова, у таких школьников ограничен запас слов, обозначающих эмоциональное состояние, переживание, отношение к человеку, и поэтому их попытки выразить свои переживания нередко оцениваются как нарушение правил поведения [9].

При умственной отсталости экспрессивные возможности речи ограничиваются интонационной бедностью и недостаточным запасом слов, обозначающих эмоциональные состояния и качества личности [4].

В.И. Лубовский утверждает, что в учебной деятельности, учащимся с нарушением интеллекта, предъявляют определенные требования, а её процесс связан с переживанием разных эмоций. Поэтому обучение в школе ведет к изменениям в эмоциональной жизни школьников [5].

Школьникам с нарушением интеллекта присуще импульсивные проявления радости, обиды, злости, и т.п. Постепенно, они сглаживаются под воздействием коррекционного обучения и воспитания. У детей формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, появляется осмысливание своих действий и поступков, что так необходимо для их успешной социальной адаптации.

Эмоциональная сфера нарушена у всех младших школьников с умственной отсталостью. Однако эти нарушения имеют индивидуальный характер и у каждого школьника проявляются с разной силой, а также имеют сохранные качества. Особенности развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта должны учитываться при организации учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается при тех же условиях, что и в норме, имея специфические особенности. Эмоциональную сферу учащихся специальной (коррекционной) школы характеризуют такие качества: импульсивные проявления эмоций, необоснованная смена настроений, затруднения в понимании эмоций и чувств как своих, так и других людей, недостаточная выразительность мимики и пантомимики, затруднена коммуникация с взрослыми и сверстниками. Изучение эмоций и чувств таких учащихся, правильное обучение и воспитание, применение всех средств и путей коррекции эмоциональной сферы, способствует формированию характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции и развитии основного психического дефекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной литературе накоплено много сведений об особенностях эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта. Ведущим в оценке и понимании особенностей эмоций умственно отсталых школьников является положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. Адекватность восприятия понимания и выражения эмоциональных состояний, связана с уровнем развития познавательной сферы школьника.

Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 1998. 18 с.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПБ.: Лань, 2003. 656 с.

Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / М.: Педагогика. — 1990. 56 с.

Ленкевич Я.Г. Изучение уровня развития и особенностей эмоциональной экспрессии речевых средств младших школьников с нарушением интеллекта. Постулат: № 5, 2016. http://e-postulat.ru

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1983. 103 с

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //М.:Просвещение,1986. 192с.

Певзнер М.С. Дети олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1959. 486 с.

Шаповалова О.Е. Развитие и коррекция эмоциональной сферы учащихся в условиях школы восьмого вида: учебное пособие для студентов коррекционно-педагогических специальностей и направлений. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. 141.

Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.

Шкляр Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 29 с.

Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников //Начальная школа. 2007, № 8. С. 71-73.

Источник

Оцените статью