- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями. учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В работах Л. С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме [2].
Как показала в своих работах Н. Г. Морозова, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально- познавательную направленность [7].
Рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на примере трех разных категорий: с задержкой психического развития, с интеллектуальным нарушением, с нарушением слуха.
При задержке психического развития детей отмечается незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.
В. И. Лубовский отмечает нетолерантность дошкольников с задержкой психического развития к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [3].
Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, по наблюдениям Е. С. Слепович, проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании чужих и собственных эмоций [9]. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.
Э. Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха [10].
Как отмечает О. А. Лашманова, многие проблемы высокой тревожности этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения [6]. В качестве типичных для детей с задержкой психического развития особенностей в эмоциональном развитии Г.В.Фадина называет «появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям» [11, с. 23].
Е. В. Иванова и Г. В. Мищенко особо отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья это чувство является одним из основных и практически постоянных. Известно, что существует немало разновидностей страха. При диагностике ребенка выделяется одна из превалирующих разновидностей, и дальнейшая работа сосредотачивается на этом виде страха. Как правило, дети не осознают его и не умеют видеть у других. Для адаптации в социальной среде, а также для нормализации внутрисемейных отношений очень важно научить детей понимать и принимать собственные страхи [4].
Можно отметить работу Л.Н. Костиной, которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с задержкой психического развития проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данный исследователь полагает, что дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность [5].
А. А. Абашкина отмечает, что дети с задержкой психического развития проявляют тревожность по отношению к школе и учению, в основном, так же как и их нормально развивающиеся сверстники. Дети с задержкой психического развития, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций. Этим можно объяснить более низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, которая определена в нашем исследовании [1]. При этом, школьники с задержкой психического развития в меньшей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники испытывают страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями, фрустрацию потребности в достижении успеха и переживают социальный стресс.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств [8]. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
У многих детей, особенно у перенесших травму, страдающих эпилепсией, наблюдаются дисфории — эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий [8].
Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения (эйфории). В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, учитель должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению.
Особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально- экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.
Таким образом, у детей с нарушением слуха наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, причин, обусловливающих эмоциональные состояния; у детей с нарушением слуха меньше объем пассивного и активного словаря, характеризующего эмоционально-оценочную лексику; меньшее проявление эмоций у детей с нарушениями слуха является результатом неполноценного общения их с окружающими; доминирование отрицательных эмоций над положительными; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.
Список литературы
1. Абашкина А.А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития. / А.А. Абашкина // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 2012. – С. 13 – 18.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 656с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М. : Просвещение, 1984. — 256 с.
4. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Иванова, Г. В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
5. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием). Автореферат дисс.канд. психол. наук. / Л.Н. Костина. – М., 1999. — 32с.
6. Лашманова О.А. Некоторые подходы к диагностике эмоциональных особенностей дошкольников с задержкой психического развития. / О.А. Лашманова. URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=166
7. Морозова Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста / Н. Г. Морозова // Дефектология. — 1985. — № 3. — 14 с.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: «Просвещение», 1986.
9. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Просвещение, 1990. – 198 с.
10. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. / З. Тржесоглава. — М.: Медицина, 1996. – 324с.
11. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2013. — 68 с.
Источник
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
учебно-методический материал
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями. | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей.
Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка и его окружения.
Основу эмоционально-волевой сферы составляют:
Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системы, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется умением выражать свои чувства, адекватной оценкой своих и чужих действий, навыками самоконтроля, усидчивостью и выдержкой. Что в свою очередь влияет на поведение, адаптацию и формирование коммуникативных навыков ребёнка.
Отставание в интеллектуальном и физическом развитии у детей приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы.
Особенности этих нарушений проявляются по- разному.
Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности и агрессии, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся плаксивыми. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.
У многих детей наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком.
Всё это приводит к трудностям адаптации ребёнка и усвоении норм поведения.
Частичному или полному преодолению подобных трудностей может помочь развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
В условиях РЦ и в семье — выработка чёткого режима дня и его соблюдение, обучение социально приемлемым навыкам поведения, закрепление конкретных поручений за ребёнком и поощрение его выполнения, создание ситуации успеха при выполнении посильных заданий, эмоционально-насыщенное общение, терпимое и спокойное отношение со стороны окружающих.
Необходимо обучать навыкам социального взаимодействия с окружающими, умению планировать свои действия и следовать плану: учиться действовать адекватно месту и условиям. Обязательно завершать необходимые или требуемые задания. При необходимости просить помощь.
Развитие эмоционально-волевой сферы- это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры, так как игра является эффективным воспитательным методом и основным видом деятельности для дошкольников. Игра выступает как средство формирования социального интеллекта.
Способствуют развитию эмоционально-волевой сферы проведение музыкальных занятий, уроков рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия, чтение сказок, проведение подвижных игр.
Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности развития.
Источник
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
Назгуль Латыпова
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии»
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них больше всего — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, мы поняли, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не толькообогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изучив методическую литературу по данному направлению, мы сделали вывод, что одной из таких форм является метод арт-терапия. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку происходит выход внутренней некомфортности, сильных негативных эмоций, что в свою очередь помогает понять собственные чувства и переживания. Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности. Иными словами у детей с ОВЗ расширяются возможности социальной адаптации посредством арт-терапии.
Исходя из выше сказанного,мы решили обратить на эту проблему особое внимание и выбрать тему: «Развитее эмоционально — личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода арт-терапии» для более тщательного изучения.
Цель проекта: изучить систему работы по коррекции и развитию эмоционально — личностной сферы детей с использованием метода арт-терапии.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
• Провести теоретический анализ литературы и описать особенности эмоционально- личностной сферы детей ОВЗ;применение арт-терапии в коррекционных целях
• Разработка и внедрение в образовательный процесс комплексно-тематическое планированиепо реализации проекта
• Осуществить психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями воспитанников и педагогами;
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
• развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
• снижение эмоциональной тревожности;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие самосознания;
• закрепление положительных поведенческих реакций.
• положительная динамика эмоционально- личностного развития детей ОВЗ;
Методы и приемы:
•Беседа и чтение художественной литературы:
• Игры (пальчиковые, дидактические, настольные, подвижные и сюжетно- ролевые):
•Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
Участники проекта: дети ОВЗ, педагоги и родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1.1. Изучение психолого- педагогической литературы
Характеристика эмоционально – личностной сферы детей ОВЗ
Термин «эмоция» является производным от латинского emoveo — потрясаю, волную. В психологии эмоции понимаются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Дошкольное детство — период познания мира эмоций и человеческих отношений, становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, эмпатии, усложнение и осознание переживаний,— вот неполный перечень особенностей, характерных для эмоционально-личностного развития дошкольника.
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
3. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с клиентом.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
• Формированию представлений о себе,
• Изучению и выражению своих чувств и эмоций;
• Развитию коммуникативных навыков;
• Эмоциональному сближению;
• Снятию психоэмоционального напряжения;
• Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арт-терапии:
• Песочная арт-терапия
2. Этап – основной.
2.1. Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов арт-терапии для развития эмоционально – личностной сферы у детей ОВЗ.
Педагогическая арт-терапия — это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я».
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии — повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
[Сказкотерапия — психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое
младшими дошкольниками упражнение.
Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В
рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования
по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.
Метод куклотерапия призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять себя, выразить свои мысли, быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого и настоящего.
Изотерапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях,
вот несколько из особо ярких:
• рисование стимулирует развитие мелкой моторики;
• развитиевысших психических функций: мышление, внимание, воображение, речь;
• рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (левого и правого полушария);
• развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;
• развитие умения общаться и взаимодействовать;
• развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения.
• коррекция страхов, переживаний и гореваний ребенка;
• релаксационное направление изотерапии, так как ребенок снимает напряжение при помощи творчества, отдыхает от негативных мыслей и эмоций.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, нарушениями различного спектра, сопровождающимися трудностями поведения и эмоций.
Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
Таким образом, в настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.
В результате арт — терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
2.2. Методы арт-терапии в работе с семьей
Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.
Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем
Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности.
Большое влияние на становление арт-терапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить.
Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения
Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества — для оценки динамики взаимодействия и изменения.
2.3. Арт-терапия в работе с педагогами
Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества.Педагоги использовали различные виды терапии: все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др., мозаика и коллажи, лепка, цветотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, сказкотерапия и т. д.
Каким образом происходит исцеление? Создавая произведение искусства, педагоги на время отстранялись от пережитого и переосмысливали его. Не стоило переживать им за то, что не обладали какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен не результат, а процесс. Они просто творили свое мироощущение – рисовали горе, грусть, счастье.
Благодаря занятиям арт-терапией,многие педагоги начали чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознавать свой жизненный путь, начинали смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.
Основная идея арт-терапии – посредством создания собственного искусства отвлечься от тяжелых переживаний и справиться с болезнью. Через различные виды искусства человек самовыражается, отдает часть своей души.
Благодаря занятиям арт-терапией, педагоги научитесь «выпускать пар» – давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
3 этап — Заключительный
В проекте приняли участие дети, воспитатели, родители воспитанников. В заключение хочется отметить, что все поставленные задачи успешны решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. В группе создано зона уединение, театра, изостудия и библиотека. Большой вклад было родителей в создание зоны арт-терапии. В результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворился интерес к разрушительным действиям, выплеснули отрицательные эмоции, высвободились психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повысилось самооценка, дети стали спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия сейчас уступают место инициативности и творчеству.
Совместная работа детей и родителей позволяло родственникам без страха проявить свои чувства, оказать терапевтический эффект и укреплять семейные отношения.
Но главные результат, изучив систему работы по коррекции и развитию эмоционально — личностной сферы детей с использованием метода арт-терапии, это то, что действительно, рисуночная терапия, дополненная игрой, сказкой, музыкой, дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, где вербальный контакт затруднен.
Арт-терапия способствует формированию эмоционального фона, коррекции недостатков опорно–двигательного аппарата, сенсорному развитию, активной игровой деятельности, развитию речи, знакомству с окружающим и значительно повышает эффективность реабилитационной работы.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы «Путешествие в сказочный лес» План — конспект занятия по развитию эмоционально — личностной сферы дошкольников Тема: «Путешествие в сказочный лес» (старший дошкольный.
Применение элементов арт-терапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Применение элементов арттерапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка Основные цели арт-терапии — самовыражение, расширение.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду — одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.
Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Соловьёва А. Б. Развитие логического.
Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) посредством изобразительной деятельности Я работаю воспитателем.
Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни и. Подготовили: учитель.
Источник