Развитие эмоциональной сферы по куклотерапии

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»

Тамара Куракина
Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской культуры. Для ребенка кукла – прежде всего игрушка, которую можно превратить в партнера для игры, общения. Кукла может выступать заменителем реального друга, который все понимает и прощает.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Куклотерапия широко применяется для решения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе, со страхами, заиканием, нарушения поведения, детьми, имеющими эмоциональную травму.

В моей группе есть ребята с повышенной двигательной активностью и дети малообщительные, плохо идущие на контакт. Им порой бывает достаточно трудно признать свое неправильное поведение, осознать переживаемые эмоции и адекватно их выразить. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла. Кукла помогала детям приобрести важные социальные навыки: здороваться, прощаться, оказывать помощь и поддержку. То, что просит сделать взрослый, делает кукла, а не ребенок. Ребята с большим удовольствием выполняли различные задания от имени куклы и для нее.

Игра проводилась в виде импровизаций монологов и диалогов действующих лиц. Я брала на себя роль сказочного героя, взаимодействовала с другими игровыми персонажами в ситуации неожиданного появления, угрозы, хитрости, дружбы и т д. Успешным был вариант изображения отрицательного героя, например, агрессивного волка или хитрой лисы, в борьбе с этими персонажами объединялись другие дети-персонажи и зрители. Все хотели помочь беззащитному зайцу, выражали ему сочувствие. Игра с куклами строилась так, чтобы некоторые дети, ради которых она проводилась, смогли узнать себя как бы в зеркальном отражении, что позволило им лучше осознать и перестроить свои нежелательные формы поведения.

Таким образом, благодаря куклотерапии создается особая среда, влияющая на развитие ребенка,при этом достигаются желаемые результаты: развивается речь детей, эмоциональная и моторная адекватность, коммуникативные навыки.

В изготовлении кукол принимали участие родители. Этот момент очень важен, так как кукла, созданная руками любящих взрослых, оказывает значительный эффект.

Вот такие куклы сделали наши родители.

Этих сказочных героев сделали из маленьких йогуртовых бутылочек, теннисных мячиков.

«Пальчиковые куклы»— небольшие куклы, одевающиеся на палец.

Головки были вылеплены из соленого теста.

«Куклы перчатки». Они изготовлены из носков.

Эти ложки с разными эмоциями можно превратить в героев и проиграть нужные ситуации. Которые помогут понять, как побеждать зло.

А эта улитка и Задира шарфик были сшиты из шарфов.

Осьминога связала заботливая мама. Он может смеяться, грустить, удивляться. А мы сделаем, чтобы он всегда был веселый.

Каждая кукла найдет место в нашей игре и станет нашим другом.

Проигрывание историй позволяет опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении. Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение. Учиться находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А для взрослого куклотерапия — это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивление у детей.

Коммуникативные музыкальные танцы-игры в социально-личностном развитии дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ойский детский сад» Составила: музыкальный руководитель Любивая Анна Андреевна.

Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка и формирование доброжелательных отношений у детей 3–7 лет Социальное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим.

Использование мнемосхем в развитии речи дошкольников Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня — Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок» Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори.

Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций при формировании здоровьесберегающего поведения у дошкольников» В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию.

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» Автор мастер-класса: Чуднова Елена Ивановна – воспитатель БДОУ г. Омск «Детский сад №216 общеразвивающего вида» Мастер-класс предназначен.

Мастер-класс с педагогами «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Мастер – класс с педагогами МБДО на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Источник

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов

Вера Карабчук
Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов — психологов «Берегиня»

Состав клуба педагогов — психологов «Берегиня»город Братск:

1. Организатор клуба — Карабчук В. Н. МБДОУ «ДСОВ №135»

2. Аникина С. В. «ДОУ 106»

3. Атрашкова Н. И. «ДОУ № 86»

4. Кузьменко Т. А. «ДОУ №113»

5. Мазур М. А. «ДОУ №45»

6. Голанцева Н. А. ДОУ «№116»

7. Лязина Н. В. ДОУ «№88»

Одна из основных тенденций современного образования – гуманизация, признание человека главной социальной ценностью. Немаловажная роль в выполнении этой задачи возлагается на педагогов — психологов. Современному педагогу-психологу важно уметь противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, его позицию, проявлять эмпатию, рефлексировать.

Педагоги – психологи детских садов, в силу своей профессиональной деятельности, постоянно оказывают психологическую помощь и поддержку дошкольникам, родителям и всему педагогическому составу детских садов. По истечении определенного времени, вследствие высокой нагрузки, происходит эмоциональное истощение самих педагогов – психологов, на восстановление внутренних ресурсов, как правило, не остается времени и сил.

В городе Братске на городской встрече методического сообщества педагогов – психологов большинством присутствующих был озвучен запрос о том, что многие данные специалисты сами нуждаются в помощи, поддержке, направленной на профилактику и коррекцию профессионального выгорания. Выход был найден через создание клуба педагогов — психологов «Берегиня», где группа единомышленников, на совместных клубных встречах смогла бы не только восстановить собственные утраченные силы используя арт — терапию, но и создать итоговый продукт арт — сундучок «Берегиня», с целью расширения и систематизирования инструментария по работе с эмоциональной регуляцией детей и взрослых.

В основу деятельности клуба педагогов – психологов «Берегиня» заложен принцип совместного творчества при создании арт — сундучка «Берегиня» и поддерживающая психоэмоциональная атмосфера, где каждый участник был в роли создателя терапевтических пособий. На клубных встречах «Берегиня» так же применялись элементы релаксации, музыкотерапии, звукотерапии.

Методика куклотерапии была выбрана не случайно, она позволила в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть различные проблемные ситуации, снять травмирующие факторы, восстановить внутреннюю гармонию.

Приступая к изготовлению кукольных пособий, были изучены теоретические и практические работы специалистов по куклотерапии, сказкотерапии. Запланированы и проведены мастер-классы между участниками группы по изготовлению различных кукол. Из запланированных восьми заседаний клуба «Берегиня» в 2019-2020году, из-за короновируса, удалось провести четыре мастер — класса в обычном формате и две встречи онлайн.

Проводилась экспресс-диагностика эмоционального состояния участников клуба «Берегиня» на начало и завершение рабочей встречи («Метод цветовых выборов» М. Люшера). Завершающие встречи рабочей группы проводились с использованием интерактивной технологии ZOOM. Во время мастер-классов, ведущий дистанционно отслеживал динамику эмоционального состояния участников.

Несмотря на сложности в работе в связи с пандемией, мы можем отметить следующие результаты деятельности клуба педагогов — психологов «Берегиня»:

• стабилизация внутреннего мира участников при создании пособий и общения в процессе клубных встреч;

• овладение и расширение опыта педагогов — психологов в использовании методов куклотерапии;

• создание и использование пособий арт — сундучка «Берегиня» в дальнейшей практической работе педагогами— психологами и другими участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, другими специалистами.

В течение года, в процессе работы клуба «Берегиня», постепенно наполнялся арт – сундучок каждого участника клуба. В арт -сундучок вошли подборки практического материала по развитию эмоциональной сферы: пособия, картотека игр, мастер-классы, конспекты занятий, терапевтические сказки, этюды, рассказы. различные виды кукол. Пособия изготовлены с учетом специфики работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

При создании методическогопродукта были применены современные технологии ФГОС: кейс-технология, технология мастерских, технология сотрудничества, информационно – коммуникативная технология ZOOM, здоровьесберегающие, арттерапевтические, игровые.

Таким образом, выбранный формат деятельности клуба педагогов — психологов «Берегиня» позволил комплексно и эффективно решить задачи коррекционной и развивающей работы с психоэмоциональной сферой. Надеемся, что наш опыт будет полезен педагогам — психологам, воспитателям и родителям, кто заботится об эмоциональном развитии и благополучии.

1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СП-б Речь 2007

2. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии Рязань: Зерна-книга 2014

3. Медведева И. Я., Шишова Т. Л.Лекарство-кукольный театр М: Никея 2009

4. Татаринцева А. Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда» СП-б Речь 2006

5. Хакимова Е. К. Валеева Р. А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога// Современные проблемы науки и образования. 2014 — № 1

6. Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника// Вопросы дошкольной педагогики 2018г — №4[/b]

Интегрированное занятие по куклотерапии «В гостях у Маши» Задачи:1. Коррекционно-образовательные: • Пополнить активный словарь именами собственными. • Вспомнить стихи, выученные ранее. • Закрепить.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Обзор книга педагогов-психологов Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой Просматривала в интернет магазине предлагаемую литературу и название одной из книг «Чтобы ребенок не был трудным» меня очень заинтересовало.

Проект по куклотерапии «Куклы и мы» В данном проекте происходит интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Встреча в детско-родительском клубе «Путешествие по просторам Детства» Цель: повышение педагогической компетентность родителей. Задачи: дать знания родителям о возрастных особенностях детей, совместной деятельности.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов — психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов — психологов «Берегиня».

Занятие по куклотерапии «Доброта» Задачи : 1. Коррекционно-образовательные: • Формировать понятия «Доброта», «Добрый поступок», «Доброе слово». 2. Коррекционно-развивающие:.

Конспект занятия «Путешествие в сказку Три Медведя» с использованием куклотерапии Занятие «Путешествие в сказку Три Медведя» с использованием куклотерапии[/b] Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь.

Зимние развлечения (Работа с родителями в клубе «Гармония») Мы рады сегодня на зимнем развлечении приветствовать родителей наших детей!. Дети бегут до ёлочки в одном валенке, оббегают её, бегом.

Источник

Оцените статью