- Саморегуляция дошкольника. Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников
- Эмоциональная регуляция
- Как насчет эмоциональной дисрегуляции?
- Вопросник эмоциональной регуляции
- Стратегии для эмоциональной регуляции
- Понимание и маркировка эмоций
- Умение отпускать болезненные эмоции
- STOPP
- Умение различать позитивные и негативные стратегии
Саморегуляция дошкольника. Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников
Елена Грачева
Саморегуляция дошкольника. Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников
Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.
Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.
Предмет исследования: процесс развития эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы состоит в выявлении и обосновании роли специальной формирующей психолого-педагогической работы по эмоциональной саморегуляции дошкольников.
В ходе нашей работы ставились и решались следующие задачи:
— дать теоретическое обоснование проблемы эмоций и эмоционального развития дошкольников;
— определить путем наблюдений эмоциональное состояние старших дошкольников;
-разработать комплекс мероприятий по развитию эмоциональной саморегуляции дошкольников.
Чтобы понять, как именно происходит формирование эмоций у личности, необходимо вначале рассмотреть вопрос о том, что же такое эмоции человека и, в частности, ребенка.
По мере развития ребенка его поведение становится произвольным, то есть обладает способностью подчинять свои поступки целям, которые сознательно ставит перед собой. Поставив цель, следует позаботиться о том, чтобы она была эмоционально принята и приобрела для ребенка внутренний смысл. Справедливость сказанного о важности эмоционального принятия задач, поставленных взрослыми, подтверждают трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Основные трудности связаны вовсе не с невозможностью, довести до сознания дошкольника, что следует делать и чего не следует. Главная трудность не в том, что не всегда удается добиться, чтобы эти «хорошо», «нужно», «плохо», «не нужно» приобрели для них соответствующий личностный смысл.
Таким образом, именно эмоции становятся той основой, с помощью которой ребенок ставит перед собой цели, принимает решения и выполняет какое-либо дело.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер.
Система работы воспитателя детского сада по эмоциональной регуляции дошкольниковдолжна включать в себя такие этапы:
— как начальную диагностику эмоционального развития ребенка;
— на ее основе- выявление отклонений от нормального состояния детской психики и причины, их обуславливающие;
— разработку психокоррекционных методов и приемов для их устранения; применение их в практической работе с детьми;
-выработку рекомендаций родителям и работа с ними;
— поэтапная (промежуточная) диагностика развития эмоций ребенка и сравнение ее с прежними результатами; а также заключительная диагностика по происшествии определенного периода (год, полгода) с целью определения успешности достижения поставленных психокоррекционных целей.
Для диагностики эмоционального развития мы применяли метод наблюдения и оценке его результатов по 3-балльной системе. На основе предварительной диагностики нами был разработан перспективный план работы по развитию саморегуляции у старших дошкольников, в который были включены занятия и игры. На занятиях мы учили детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, а также анализировать их причины, понимать настроение другого, и принимать его позицию. Предусматривали знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо, гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто, все это необходимо для развития и обогащения словарного запаса детей.
Игры и игровые упражнения нами использовались в режимных моментах, на физкультминутках.Использовали следующие игры и игровые упражнения:
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела.
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки… (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает…
Упражнение «Что рассказало море»
Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.
Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом».
Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море.
Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как «разговаривает» песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).
Вы – медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один начинает выполнять какое-либо движение- другой повторяет его в зеркальном отображении и другие игры.
Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляцииу ребенка является принятие и проговаривание его чувств в какой-либо проблемной ситуации: «Я вижу, ты сердишься», «ты расстроилась», «Тебе стало грустно», при этом необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка.
С целью развития эмоциональной саморегуляции мы использовали также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учились управлять своими эмоциями.
С детьми также рекомендуется применять методику «Я- высказывания». Она состоит из четырех этапов.
1 этап. Описание ситуации. Например,воспитатель говорит: «Маша и Алсу, вы разговариваете во время моего объяснения»
2 этап. Проговаривание чувств и потребностей самого взрослого с употреблением местоимения «я», «мне»: «Мне это неприятно, меня это раздражает»
3 этап. Объяснение,к каким последствиям у взрослого это приводит: «Потому что я не могу сосредоточиться и правильно объяснить задание группе». Последствия должны быть реальными, и связанными не с чувствами, а с конкретными обстоятельствами для самого взрослого (воспитатель не может верно объяснить задание)
4 этап. Просьба. «Пожалуйста, прекратите разговаривать».
Все 4 этапа должны быть высказаны быстро, но твердо. Нельзя вовлечь себя в дискуссию или допустить, чтобы ребенок прокомментировал какое-либо высказывание. Как правило, такая методика приводит к желаемому результату. Этой методикой злоупотреблять не стоит, эффект ее может снизиться.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости развития эмоциональной саморегуляции дошкольников. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, и прежде всего эмоции. В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удавалось понять, правильно определить испытываемое ими чувство, а также сдерживать эмоции- и это понятно, ведь способность к произвольной регуляции эмоции у них развита пока недостаточно. Наша спланированная работа с детьми под руководством взрослых, позволила помочь дошкольникам в развитии эмоциональной саморегуляции, что выразилось в желании и умении управлять своими эмоциями и чувствами.
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : Сфера, 2005 – 85с.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребё нка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – с. 65.
5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение 1985. – 175 с.
Консультация «Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции» Дисциплина — это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности.
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника Слайд №1 Добрый день. Хочу представить вашему вниманию доклад на тему «Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной.
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, посредством дидактических игр 1. Информация об опыте 1. Условия возникновения, становления опыта Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.
Из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность» I. Условия возникновения опыта. Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности» Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности». В современном обществе резко повысился социальный.
Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА. Эмоциональная сфера у дошкольников имеет свои особенности. Дошкольники,.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников Положение о смотре-конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников».
Развитие самоконтроля и саморегуляции у дошкольников (из опыта работы) РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Саморегуляция деятельности напрямую связана со всеми свойствами внимания. Эта высшая.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной.
Источник
Эмоциональная регуляция
Эмоциональная регуляция – это способность реагировать на происходящее с таким диапазоном эмоций, который является социально приемлемым и достаточно гибким; это также умение откладывать спонтанные реакции по мере необходимости. Ее можно определить и как оперирование внешними и внутренними процессами, ответственными за наблюдение, оценку и изменение эмоциональных реакций.
Несмотря на то, что сам термин и его описание могут показаться сложными, все на самом деле просто: в широком смысле эмоциональная регуляция – это умение совладать с собой, когда это нужно. В этой статье мы рассмотрим специальные техники для этого.
Как насчет эмоциональной дисрегуляции?
Если регуляция – это процесс контроля своих эмоций, поддержания их в равновесии и недопущение крайностей, то, соответственно, дисрегуляция – неспособность контролировать эмоциональные реакции. Вот как это происходит:
- Внутреннее или внешнее событие (думать о чем-то грустном или встретить злого человека) вызывает субъективный опыт (эмоции или чувства).
- Затем появляется когнитивная реакция (мысль), сопровождаемая эмоциональным и физиологическим ответом, связанным с эмоциями (например, увеличение частоты сердечных сокращений или гормональной секреции).
- Далее следует соответствующее поведение (избегание, физическое действие или экспрессия).
Люди, которые испытывают трудности с контролем чувств, реагируют на относительно безобидные негативные события эмоционально преувеличено: могут плакать, кричать, обвинять окружающих, вести себя пассивно-агрессивно или иным образом, что нарушает гармоничные взаимоотношения или обостряет конфликт.
Вопросник эмоциональной регуляции
Есть несколько полезных инструментов, которые помогут оценить свою способность регулирования эмоций. Ниже приведен один из наиболее популярных.
Вопросник эмоциональной регуляции
Этот вопросник (The Emotion Regulation Questionnaire, EQR) является самой популярной шкалой оценки регулирования эмоций среди американских психологов. Он был разработан в 2003 г. Джеймсом Гросом и Джоном Оливером на основе предварительных исследований.
Вопросник состоит из 10 вопросов, ответы на которые даются по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (однозначно согласен). Существуют две грани, которые охватывает шкала: фаза когнитивной переоценки и грань экспрессионного подавления.
Шесть вопросов, составляющих когнитивную переоценку, следующие:
- Когда я хочу испытывать позитивные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
- Когда я хочу перестать испытывать негативные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
- Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, то заставляю себя думать о ней таким образом, чтобы помочь себе сохранять спокойствие.
- Когда я хочу чувствовать более позитивную эмоцию, я меняю свое мнение о ситуации.
- Я контролирую свои эмоции, меняя способ, при помощи которого думаю о ситуации.
- Когда я хочу чувствовать меньше отрицательных эмоций, я меняю мнение о ситуации.
Четыре вопроса, составляющие грань экспрессионного подавления, следующие:
- Я держу эмоции при себе.
- Когда я чувствую положительные эмоции, то стараюсь не выражать их.
- Я контролирую свои эмоции, не выражая их.
- Когда я чувствую отрицательные эмоции, то не хочу их выражать.
Если хотите узнать об этом тесте больше, перейдите сюда (английский язык, PDF-файл).
Стратегии для эмоциональной регуляции
Пришло время познакомить вас со стратегиями эмоциональной регуляции. Помните, что самое важное – применять их как можно чаще, чтобы они стали привычкой.
Понимание и маркировка эмоций
Один из самых мощных инструментов в регулировании эмоций – это простое определение и поиск их наименований.
Для начала вам нужно понять разницу между первичными и вторичными эмоциями:
Первичные эмоции: первоначальная реакция на событие или стрессоры в вашей среде.
Вторичные эмоции: реакция на ваши первичные эмоции или мысли.
Первичные эмоции часто являются полностью естественными реакциями на окружающие нас события. Например, грусть от расставания или злость во время конфликта. Однако вторичные являются более опасными, хотя их можно научиться контролировать. Вы можете сами решить, что чувствовать через день или неделю после расставания.
Вторичные эмоции могут подтолкнуть нас к разрушительным и неадекватным поведенческим действиям – это делает обязательным понимание своих первичных эмоций.
Учиться понимать, распознавать и маркировать эмоции – это чрезвычайно полезный навык, который заложит основу управления своими чувствами.
Умение отпускать болезненные эмоции
Это один из самых важных навыков в эмоциональной регуляции – умение отпускать неприятные и болезненные чувства.
Человек склонен застревать в негативе во время анализа произошедшего. Вместо того чтобы просто отпустить такие эмоции, он задает себе разрушительные вопросы вроде «Почему это произошло именно со мной?».
Первый шаг, который нужно сделать: принять, что мы страдаем. Затем нужно увидеть, что на самом деле все не так страшно.
Чтобы научиться отпускать негативные эмоции, сделайте следующее:
- Наблюдайте за своими эмоциями. Признайте, что они существуют, отступите от них.
- Попытайтесь представить свои эмоции как волну, сквозь которую вы проходите. Сделайте это всего лишь один раз, не стоит застревать и преодолевать себя снова и снова.
- Вы – это не ваши эмоции. Они являются частью, но не формируют полностью личность.
- Помните, что наличие эмоций не означает, что вы обязательно должны действовать. Можно попросту сидеть и ничего не делать.
STOPP
Если вам нужна четкая и понятная методика для контроля своих эмоций, попробуйте технику STOPP.
STOPP – это техника, которая поможет в самой сложной ситуации, когда внутри бушуют эмоции. Она включает в себя аспекты когнитивной поведенческой терапии и медитацию осознанности. Вы можете управлять своими эмоциональными реакциями даже в самом ожесточенном конфликте.
- Стоп! (S, Stop).
- Сделайте паузу на секунду.
- Сделайтевдох (T, Take a Breath).
- Обратите внимание на свое дыхание – то, как вдыхаете и выдыхаете.
- Наблюдайте (O, Observe).
- Какие мысли сейчас в вашей голове?
- Где находится фокус вашего внимания?
- На что вы реагируете?
- Какие ощущения вы сейчас замечаете в своем теле?
- Отступите назад (P, Pull Back).
- Какова общая картина?
- Посмотрите на ситуацию издалека (буквально).
- Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
- Является ли ваша яростная мысль фактом или мнением?
- Что является более разумным объяснением?
- Насколько это важно?
- Насколько важно это будет через шесть месяцев?
- Действуйте (P, Proceed).
- Что лучше всего сделать прямо сейчас?
- Что лучше будет для меня, других, для ситуации?
- Что я могу сделать, чтобы соответствовать моим ценностям?
- Сделайте то, что будет эффективным и целесообразным.
Если вы можете изучить только один навык, который поможет более эффективно регулировать эмоции, это именно он. Способность взять паузу в момент высочайшего раздражения поможет вам сделать гигантский шаг в овладении искусством эмоциональной регуляции.
Умение различать позитивные и негативные стратегии
Есть много способов регулировать свои эмоции, направлять их в правильную сторону и поддерживать в себе позитивное настроение. Возможно, вы пользуетесь методиками, которые пусть и позволяют сохранить эмоциональный баланс, но при внимательном рассмотрении оказываются разрушительными.
Здоровые действия и стратегии, которые помогают вам регулировать эмоции, включают:
- прогулки с друзьями;
- физические упражнения;
- ведение дневника;
- медитация;
- достаточное количество сна;
- периодический отдых.
Такие стратегии правильные, потому что они не только способствуют лучшему управлению эмоциями, но и не причиняют вам никакого вреда.
Нездоровые действия, которые хоть и помогают справиться с эмоциями, но на самом деле разрушительны:
- алкоголь и курение;
- избегание сложных ситуаций;
- физическая или словесная агрессия;
- чрезмерное увлечение жизнью в социальных сетях.
Помните, что такие действия помогают себя чувствовать лучше первое время (в плане управления эмоциями), но наносят длительный непоправимый ущерб.
Источник