Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 6 лет

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы

Марина Васильевна Елецких
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы

Аннотация к компьютерной презентации практических достижений

профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В.

СЛАЙД 1

Вашему вниманию представляю свою «Визитную карточку».

СЛАЙД 2

Тема работы: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу»

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Развитие эмоциональное сферы детей занимает немаловажное место в моей педагогической деятельности.

СЛАЙД 3

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

На протяжении последнего десятилетия проблема эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является объектом изучения многих исследователей: Запорожец А. В., Г. М. Бреслав, Я. З. Неверович, Л. П. Стрелкова, А. Е. Ольшанниковой, Л. С. Выготский.

-Организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей

-Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы

-Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми

-Привлечение родителей для реализации плана

-Обмен опытом с коллегами ДОУ

-Публикации в СМИ

-Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ. RU, социальная сеть работников образования nsportal.ru.

СЛАЙД 4

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Тема, над которой я работала заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, т. к. именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

СЛАЙД 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическая основа базируется на комплексном подходе в решении задач эмоциональной сферы детей (Л. С. Выготский, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Л. И. Божович). В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, то есть в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других.

Л. П. Стрелкова заметила, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется и принципиально новая способность — сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

СЛАЙД 6

Цель моей работы:

повысить уровень эмоционального развития детей.

Цель достигается в решении следующих задач:

Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений, навык перевоплощения в героев из произведения, навык работы с пиктограммами.

Развитие внутренней деятельности детей во время восприятия художественного произведения.

Формирование умения рассуждать и самостоятельно анализировать ситуации, высказывая и обосновывая свое мнение

Обучение умению детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды, через игру и общение с персонажами.

Воспитание чувства сопереживания, желание помочь чужому горю, нравственные чувства у детей.

СЛАЙД 7

Ведущая идея моей педагогической деятельности в представляемой области, которую я хотела бы донести до коллег и родителей:

— Организация педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через художественную литературу.

СЛАЙД 8-11

Деятельностный аспект личного вклада воспитателя в развитие образования

Главный деятельностный аспект моего личного вклада в развитие образования состоит в том, что развитие эмоциональной сферы у детей осуществляется мною через взаимодействие с детьми, педагогами и родителями.

Условиями для развития эмоциональной сферы воспитанников являются:

1) Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:

• Картотека театрализованных игр;

• Видеотека русских народных сказок;

• Совместно с родителями изготовление «барометра настроения».

2) Формы работы с детьми:

• Совместная деятельность детей;

• Встречи с интересными людьми.

3) Формы работы с семьей:

• Совместные досуги, праздники, развлечения;

• Проведение родительского собрания по теме «Волшебный мир книги», консультации, игры – тренинги;

• Организация открытых просмотров, НОД и других видов деятельности.

СЛАЙД 12

Диапазон личного вклада воспитателя в развитие образования представлен:

• Циклом непосредственно образовательной деятельности

(с использованием ИКТ-технологии);

• Циклом игр, упражнений, направленных на социально-коммуникативное развитие;

• Проектом: «Хорошая книга — наш друг»;

• Консультативно-справочным материалом для педагогов и родителей (методические рекомендации по организации работы, картотекой театрализованных игр, мультимедийной презентацией).

СЛАЙД 13

Разрабатывая систему работы по данной теме, на начальном этапе я провела педагогическую диагностику эмоциональной сферы детей. Результаты составили: сформированно полностью – 8%; сформировано не полностью – 80%; не сформировано – 12%.

Проведя большую работу на развитие эмоциональных качеств детей и сделав промежуточную диагностику я выявила, что процентное соотношение сформированности данных качеств увеличилось на 25%.

Таким образом, на диаграмме видна положительная динамика развития эмоциональной сферы детей.

СЛАЙД 14

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

Данные практические достижения могут быть использованы как начинающими педагогами, так и педагогами с высокой планкой мастерства.

Наиболее актуальным способом распространения опыта является интернет публикацмии, выступления на заседаниях РМО.

СЛАЙД 15

Мною были использованы в работе следующие источники информации:

• Белкина В. Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.

• Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. ; Воронеж, 1995г.

• Бреслов Г. М. Психология эмоций. – М. 2004г.

• Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России. 2006г.

• Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.

• «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.

• Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.

• Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.

• Князева О. Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2003г.

• Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23.

• Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.

• КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.

• Методические советы к программе «Детство». Санкт — Петербург. Детство – Пресс. 2002г.

• Психология. Словарь/ Под. Ред. А. В. Петровского. – М. : 1990г.

• «Развитие» — знакомство с программой. М. : Уч. Центра им. Венгера Л. А. 1990г.

• Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. 1986г.

• Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение

• Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.

• Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д — М. ; Просвещение, 1985г.

• http://maam.ru/»Маам. ру «- сайт для воспитателей детского сада.

• http://dohcolonok.ru/»Дошколенок «- сайт для воспитателей детского сада.

• http://lukoshko.net/-Сайт «Лукошко сказок»

• Детский информационный портал— http://www.deti.religiousbook.org.ua/

В заключении хочется отметить большую воспитательную и развивающую роль художественной литературы в работе с детьми детского сада. Используя художественную литературу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников можно добиваться гармоничного развития личности ребенка.

Так как во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, в дальнейшем буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу (из опыта работы) Районное методическое объединение ДОКЛАД на тему:«Расширение нравственного кругозора детей через художественную литературу» (из личного.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность Цель: Способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу.

Планирование по программе «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Тема «Давайте познакомимся!» Создание атмосферы доверия в группе, установление эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом,.

Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Программа «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Занятие по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста «Страна хорошего настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольников Задачи: — познакомить детей с основными эмоциями; — способствовать осознанию своих эмоций;.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Оксана Сафонова
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не всегда могут контролировать свои эмоции, что приводит к конфликтам, непониманию со стороны взрослых, «так занятых своими делами», и что самое страшное, к трагедиям (интернет-игры, доводящие детей до суицида, агрессивное поведение со сверстниками и педагогами с использованием оружия и т. д.)

Эмоциональное развитие дошкольника, переступившего порог детского сада, в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает в коллективе, вне дома. Эмоции старшего дошкольника большей частью связаны с событиями в саду, семье и группе сверстников. В этом возрасте начинает формироваться способность к сопереживанию, навык дифференцирования собственных эмоций и эмоций других людей. Эмоциональная сфера старших дошкольников характеризуется быстрой реакцией на происходящие события и непосредственностью выражения.

В старшем дошкольном возрасте изменяется эмоциональная сфера ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у младших дошкольников, у старших дошкольников уже не действуют. Хотя старший дошкольник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции.

Именно поэтому считается целесообразным проведение со старшими дошкольниками специальных игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы. Так же прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Специально организованные занятия могут способствовать наиболее успешному развитию эмоциональной сферы детей этого возраста.

Для того чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка, взрослому (педагогу, родителю) необходимо в первую очередь знать какие эмоции и по какому поводу испытывает маленький человек, это поможет правильно понять его поведение.

Для раскрытия эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возрастамы в своей работе используем следующие психодиагностические методики:

• методику цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой.

• графическую методику «Кактус» М. А. Пономаревой;

Методика цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение детей к различным сторонам дошкольной жизни, может использоваться в старшем дошкольном возрасте.

Для проведения тестирования необходимы цветовые карточки теста Люшера

Хорошее эмоциональное состояние отмечается при выборе ребенком синего, зеленого, красного и фиолетового цветов. Отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности при выборе серого цвета. Отрицательная установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения – чёрный цвет. Инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение позиции «ребёнка»отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, отношение к педагогу. Напряжение, тревога, беспокойство, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает, отмечается при выборе коричневого цвета.

Графическая методика «Кактус». Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам,а именно:

1) пространственное положение;

2) размер рисунка;

3) характеристики линий;

4) сила нажима на карандаш.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Для коррекции эмоциональных состояний дошкольников можно использовать следующие игры и упражнения.

Игра «Назови эмоции»

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

Настроение – это жизненный тонус человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если люди занимаются неинтересным для них делом, приспосабливаются, то впадают в подавленное состояние, которое называется депрессией. А это сказывается на их настроении и здоровье. Человек же, который занимается любимым делом, ощущает бодрость и радость.

Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей. Посмотрите на слайд (Рис. 2) и скажите, какое чувство испытывают эти дети? (СТРАХ)

Посмотрите, у меня на доске висят схемы лиц. Какая из них отражает их состояние?

— Как назовем схему?

— По каким чертам лица вы определили, что это страх? (широко открыты глаза)

Педагог показывает слайд, на котором изображены дети, которые грустят.

П. Как вы думаете, как чувство испытывают этот мальчик и эта девочка?

Д. Они грустят, расстроены.

П. Найдите схему, соответствующую их состоянию. Ребенок выходит к доске и показывает схему.

— Как вы определили? Что изменилось в чертах лица?

Изменились рот, глаза, брови.

П. Теперь посмотрите на следующий слайд и определите эмоциональное состояние мальчика. Выберите подходящую схему.

Ребенок выбирает схему.

— Как вы определили?

Д. У него нахмурены брови.

П. А что при этом появилось на лбу?

Д. Морщинки, складка между бровей.

П. Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины. Как назвали схему?

На следующем слайде изображены мальчики, которые удивляются.

Дети определяют состояние мальчиков и соотносят его со схемой.

П. Как вы определили состояние детей?

Д. Мальчики удивляются, у них приподняты брови и широко открыт рот, а на второй картинке у мальчика от испуга широко раскрыты глаза.

ПП. Как назовем схему?

Как вы думаете, какое чувство испытывают эти дети? (РАДОСТЬ)

Выберите подходящую схему.

Ребенок выбирает схему.

— Как вы определили?

П. Рассматривая иллюстрации и схемы, мы обнаружили, что у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.

Психологическая игра «Угадай эмоции»

Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.

— А теперь, давайте поиграем в игру «Угадай эмоции».

Участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал педагог.

• Ты не любишь мороженое? (Удивление).

• Зачем ты меня толкнул? (Обида).

• Как темно в лесу! (Страх).

• Какое теплое море! (Радость).

• Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).

• Вы все ужасны! (Злость).

• Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).

• У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).

Упражнение «Котелок настроения»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Учитель предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т. д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

Сегодня мы будем варить настроенье.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки.

И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Упражнение «Учимся улыбаться»

-Когда мы бываем радостными, смеемся, улыбаемся?

(Когда нам весело, хорошее настроение, когда происходит что-то хорошее)

-А вы любите улыбаться, смеяться? (Да)

Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение.

Ребята, но мы должны с вами уметь правильно улыбаться и смеяться.Вот какие правила улыбки пригодятся вам в жизни:

1. Улыбка поможет в общении.

2. Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.

3. Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.

4. Умей смеяться над собой.

5. Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.

Игра «Солнышко добра!»

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно,народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам вам солнышки из бумаги. Когда я буду говорить о человеке хорошо, вы поднимаете солнышко вверх, а когда плохо – нет.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

Важно отметить, что в эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Старшего дошкольника радует, что педагог и родители хвалят его за успехи. Важно заботится о том, чтобы чувство радости возникало у дошкольников как можно чаще, чтобы дошкольник умел различать настроение окружающих и применял свои умения в общении.

В связи с этим работа по формированию эмоциональной сферы должна начинаться именно в этом возрасте и осуществляться систематически.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базыма Б. А.Психология цвета: теория и практика — СПб, 2005.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб. : Питер Пресс, 1997.

3. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития ребенка. — М. : Педагогическое общество России, 2006.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональныеособенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М. : Просвещение, 1990.

5. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех – Спб., 2000.

6. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. — М. :Просвещение, 1985.

7. Изард К. Эмоции человека. СПб. : Питер, 1999.

8. Капранова С. В.Путешествие с волшебной кисточкой: Программа развивающе — коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. — Ростов-на-Дону, 1997.

9. Крюкова С. В. Слабодняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. — М. : Педагогика, 1999.

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Помоги спасти Радость» Цель: Развивать и обогащать.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола – планшета. Работая.

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы у детей желательно.

Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей «группы риска» дошкольного возраста Комплект материалов по формированию и развитию эмоциональной сферы детей группы «риска» среднего и старшего дошкольного возраста. В комплект.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкальную деятельность» Проект краткосрочный для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.

Источник

Оцените статью