Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
Мария Камчаткина
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей
Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Эмоциональная отзывчивостьдошкольников понимается нами в первую очередь как:
— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
— эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка»
Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:
— собственно-эмоциональное развитие;
— опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.
Опосредованно-эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.
В формировании эмоциональной отзывчивостив дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. Равенство сверстника позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
В общении с родителями, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.
По мере развития личности у ребёнка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств дошкольника.
1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб. : Речь, 2011.
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь — основное средство общения людей, орудие мышления.
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения» муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130» Консультация Тема : «Развитие эмоциональной.
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.
Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.
Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.
Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома. Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.
Источник
Развитие эмоциональной отзывчивости по фгос
Автор: Постнова Елена Викторовна
Организация: МКДОУ Шарловский детский сад
Населенный пункт: Ульяновская область, Вешкаймский район, пос. Шарлово
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы дошкольное образование претерпевает изменения, поэтому перед педагогическими коллективами дошкольных организаций стоит вопрос о том, как сделать работу с детьми целесообразнее, эффективнее, сохраняя интерес к осуществляемой деятельности, используя передовые достижения педагогической науки .
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования современное дошкольное образование смещает акцент с формирования умений и навыков на развитие личностных качеств воспитанников, в связи с чем на первый план выходят такие компетенции как эмоциональная отзывчивость и сформированность навыков общения, поскольку выбранные компетенции обладают наибольшим психологическим содержанием и потенциалом [1].
Эти компетенции целесообразно рассматривать системно, поскольку они неразрывно связаны между собой. Предположение, что возможно выстраивать адекватное общение с взрослыми и сверстниками, не воспринимая эмоциональную составляющую акта коммуникации, сомнительно, то есть развитие одной из компетенций безусловно ведет к положительной динамике развития другой, и наоборот, недостаточность каждой из них ведет к ограниченности развития второй.
Актуальность проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Не секрет, что последние годы наблюдается высокий рост детской агрессивности. Это вызывает неподдельную тревогу взрослых.
А такие качества личности – как способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого встречаются все реже.
Педагог начинает осуществление любой деятельности с четкого формулирования задач и понимания целей предстоящей работы. Опираясь на знания, учитывая поставленные задачи, подбираются и условия формирования необходимых личностных качеств (пространственные, временные) [10] .
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, поэтому в данной работе наиболее подробно рассмотрено такое условия формирования эмоциональной отзывчивости как игра.
В настоящее время разработано ряд программ организации совместной деятельности педагога с группой дошкольников, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения.
В частности, представители социо-игровой педагогики призывают обозначать как можно больше целей для данного вида деятельности. Для группы в целом это может дать возможность создания благоприятного эмоционального климата, теплых, доверительных отношений между воспитанниками, а для отдельного воспитанника – возможность выразить свое внутреннее состояние, напряжение, отреагировать на негативный травмирующий опыт, быть услышанным и принятым. Программа легко направлена на коррекцию поведенческих особенностей: агрессивно повеления или наоборот, тревожности, зажатости, стеснительности.
Все зависит и от лично потенциала и мировоззрения педагога [9].
1. Понятие и формы проявления эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Предварительный анализ психологической и педагогической литературы показал, что существуют различные понятия эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний [2].
Воробьева М.В. характеризует понятие – «отзывчивость» как умение ребенка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие восстановлении эмоционального благополучия «страдающего» малыша. [4].
Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается в первую очередь как:
- умение откликаться на события» явления окружающей
- действительности;
- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
- эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа [2].
В исследованиях Гавриловой Г.П. дан глубокий теоретический и экспериментальный анализ понятия «эмпатия». Под эмпатией она понимает специфическую способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, будь это человек, животное или предмет. Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживания другого [5] .
Некоторые авторы рассматривают эмоциональную отзывчивость как базовый механизм становления саморегуляции личности. Анисимов В. П. дает такое понятие, что эмоциональная отзывчивость – это способность индивида к рефлексии своего внутреннего состояния, эмоций, переживаний, возникающих как в процессе естественных психофизиологических изменений организма человека, так и в процессе воздействия, внешних акций [3].
Таким образом, эмоциональная отзывчивость одно из самых важных, социально значимых качеств человека, связанная со многими качествами и способностями развивающейся личности.
2. Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами игры
В Программе организации совместной деятельности педагога с группой дошкольников, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения «Радость встречи» разработанной Егоровой М., рассматривается три теоретических направления, которые являются в первую очередь мировоззренческими. За основу была взята социо-игровая педагогика Шулешко Е.Е., которая полностью отвечает гуманистическим и личностно — ориентированным подходам современного педагога.
Также использованы элементы недирективной игровой терапии В. Экслайн и методика конгруэнтной коммуникации, которые дополняют друг друга [10] .
Социо—игровая педагогика изначально разрабатывалась как достойная замена классическому подходу к образованию детей. В её основе лежат принципы, которые близки самому человеческому существу.
Педагог существует наравне с детьми, стремится создать атмосферу, в которых детям бы узнавать новое и делиться своими знаниями с окружающими. Дети воспринимают задачу каждый в меру своих возможностей. Но основное преимущество – «здесь и сейчас», выразить своё отношение к происходящему.
Равноправность в заинтересованности. Для педагога это значит, что всем участникам должно быть интересно в процессе данной деятельности.
Работа в микрогруппах. Внутри группы возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя, уходит эффект давления лидера.
Смена мизансцен, меняется пространство, где происходит действие (приветствие выполняется, сидя на стульчиках, на ковре).
Снятие запрета на двигательную активность [10] .
Метод конгруэнтной коммуникации помогает ребенку ориентироваться в своих чувствах и чувствах другого человека, вербализировать внутренне состояние. Для этого необходимо, чтобы происходила стимуляция активности собеседника, помощь в поисках решений. В основе лежит принцип – видеть ребенка как личность, имеющий возможность выбора, возможность справиться с проблемой. При этом необходимо доверять ребенку и его чувствам. [10].
Игровая недиректнвная терапия, по Вирджинии Экслайн ненавязчивое присутствие наблюдателя в естественной для ребенка ситуации игре.
Опыт игровой терапии – это удобный случай для ребенка изучить себя во взаимодействии с другими людьми (педагогом и участниками группы). Поведение педагога при этом подразумевает подтверждение защиты и безопасности ребенка [10].
Таким образом, рассмотренные методы, игровые приемы совместной деятельности педагога с детьми позволяют создать благоприятный микроклимат общения со сверстниками, снимать напряжение, направляют на коррекцию поведенческих особенностей.
3. Планирование системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры
Система работы по формированию эмоциональной отзывчивости включает раздел: формирование отзывчивости через игру (Приложение).
Для удобства использования программы и планирования занятий приводимые далее игры и упражнения на развитие навыков общения, разбиты на три категории, соответствующие этапам:
1) зачин (начало), вхождение в процесс;
2) работа в круге (контакт);
3) завершение, почин.
При этом они не имеют тематической привязки друг к другу и могут использоваться в любых сочетаниях, которые подсказывает педагогу его интуиция. Время, отводимое на каждый этап, варьируется [10].
№ п/п
Название этапа
Задачи, комментарии
Отвлечься, отключиться от повседневности, настроиться на другую недирективную форму работы. В этом могут помочь телесная активность, движения, присутствие сказочных персонажей (кукол).
Работа в круге (контакт, основная часть)
Упражнения, проводимые в форме круга, способствующие развитию умения эмоционально откликаться, сопереживать эмоциям близких; отражать полученные впечатления в речи; решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи.
Если дети соприкоснулись с какими-то переживаниями, дать им уйти в нормальном состоянии, прийти в себя.
4. П рактическая реализация системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами игры
Работа велась с детьми младшего дошкольного возраста в направлении: формирование эмоциональной отзывчивости средствами игры.
В процессе работы были проведены игры и упражнения на формирование положительных отношений друг к другу. Они использовались в произвольном сочетании, без определенной тематики, варьировалось время, если дети чувствовали себя некомфортно, неуверенно. Занятия проводились в групповой комнате.
Для зачина в кругу проводилось такое упражнение как «Ритуал приветствия», чтобы создать условия доверительного контакта с каждым участником группы. Со словами «Дай ладошечку, моя крошечка…», протягивала руки навстречу ребенку. Большинство детей откликались на просьбу, испытывали положительные эмоции (улыбались, внимательно смотрели). С некоторыми детьми контакт устанавливался не сразу, они наблюдали за действиями воспитателя, сверстников, впоследствии осторожно протягивали свои ладони. В дальнейшем с ними проводились упражнения в индивидуальном формате, для коррекции поведения – замкнутости.
Также на этом этапе были использована игрушка – котик, который по очереди здоровался с детьми, гладил лапками каждого ребенка, говорил ласковые слова «Хороший Сашенька или хороший Никита». Затем дети сами брали игрушку, действовали с ней.
С помощью сказочного Колобка, дети показывали свое эмоциональное состояние, поворачивая к себе той стороной, которая отражала настроение ребенка. У всех детей они вызывали положительные ассоциации, воспринимали их как безопасных собеседников.
На втором этапе в игре «Зайчик позвонил по телефону» дети выражали свое внутренне состояние с помощью мимики, жестов, показывали грусть или улыбку. Сообщали по телефону, что « я весёлая, меня все дома любят» или « я – грустная, проснулась так ».
«Чего боится зайчик», дети получали возможность выразить свои страхи. Придумывали рассказы «Зайчик боится волка, он – злой», «Зайчик боится медведя – он большой, сильный».
«Кто лучше разбудит» Дети по очереди будили спящую кошечку по – разному: ласковыми словами кошечка, пушистая, нежно поглаживали спящего ребенка.
В игре «Кто знает больше «мирилок», где создавались условия для обучения проявлению чуткости, отзывчивости, большинство детей сначала проявляли настороженность, когда слоник ( игрушка ) стал ссорится со всеми детьми. Далее вспоминались «мирилки», применялся прием с помощью мизинчика « Мирись, мирись, мирись…».
В этой ситуации у одного воспитанника проявились элементы агрессии (ударил игрушку). С ним велась работа по выяснению причин такого поведения, по снятию агрессивного поведения (консультация для родителей), налаживанию положительного контакта с со сверстниками.
На третьем этапе , в играх «Падает листочек», «Тихий час для мышат» создавались условия для позитивной обстановки, развития самоконтроля, релаксации. Все дети пытались повторить плавные движения воспитателя, эмоционально отзывались на спокойную, расслабляющую музыку, быстро успокаивались.
Практическая реализация системы работы по формированию эмоциональной отзывчивости средствами игры показала, что она оказывает влияние, на социальные явления жизни, на изменение отношения к окружающим: возникает замысел сюжетных игр, дети становятся более дружелюбными, ласковыми, начинают видеть плохое настроение других детей и пытаются их рассмешить, успокоить поглаживая по руке или предлагая игрушку.
Выводы
Данная работа проводилась с целью изучения такой важной для социализации ребёнка комплексной характеристики личности как эмоциональная отзывчивость , изучить теоретические аспекты данной проблемы, формы и методы формирования эмпатии у детей младшего дошкольного возраста.
Практические задачи работы заключались в планировании системы формирования эмоциональной отзывчивости у детей и включение некоторых компонентов системы в повседневную деятельность воспитателя.
Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших способностей, данных человеку. Несмотря на то, что у детей младшего дошкольного возраста небольшой опыт представлений о чувствах, эмоциях, существующих в реальной жизни, задача педагогов состоит в том, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка.
Проблема формирования эмоциональной отзывчивости интересна, актуальна, а дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования данного качества, поэтому планируется продолжение работы в данном направлении. Эта форма делает детей социально более адаптированными.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Андреенко, Т.А., Алекинова, О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 96 с.
3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С.13 – 17.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников для занятий с детьми 3 – 5 лет / Р.С.Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
5. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: дис.канд.психол. наук / Т.П. Гаврилова. – М.,1977. – 178 с.
7. Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. – М.: Айрис- Пресс, 2007. – 48 с.
8. Коррекционные-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 164 с.
9. Курносова, С.А. К определению понятия «эмоциональная отзывчивость» / Курносова С. А.// Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 6. – С. 75 – 79.
10. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / автор составитель / М.В. Егорова. –Волгоград: Учитель, 2015. – 67 с.
11. Степаненко, Н.М. Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижений / Н.М. Степаненко // Справочник педагога — психолога. Детский сад. – 2012, – №2. – С.46.
12. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина. – М.: Генезис, 2005. – 175 с.
Источник