Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Оксана Давыдова
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Проект
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Описание проекта:
Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.
Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:
1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».
Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.
Ниже приводится одно из занятий.
Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Закрепление знаний о чувствах»
— закрепление умения различать чувства;
— закрепление мимических навыков;
— повышение у детей уверенности в себе;
— формировать навыки саморегуляции.
— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)
1. Давайте поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).
А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).
2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».
Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).
3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.
Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала»играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)
4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)
Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».
5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение)Отлично! Молодцы!
6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».
Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).
Хорошо. Садитесь на стульчики.
И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)
Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.
Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детейи в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитиии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
Формы работы с семьёй:
— анкетирование «Какие мы родители?»,
— индивидуальные беседы по текущим проблемам,
— консультации «в мире детских эмоций»
— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
— дни открытых дверей,
— оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»
2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.— М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.
Источник
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников
Светлана Берестовая
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении, культуре общения и эмоционально-личностном развитии.
Деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Особое внимание уделяется эмоционально-личностному развитию детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Изучение и анализ литературы по данной проблеме способствовали выявления противоречия — между необходимостью практического решения проблемы в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.
Исходя из этого, автор попыталась решить данное противоречие путем формирования культуры общения посредством эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения.
Социально-эмоциональное, личностное развитие – процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личностинеповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: культурных навыков общения, специфических знаний, ролевого поведения и социальных качеств. Все эти компоненты социального развития находятся в тесной зависимости. Изменения в одном из них влекут за собой изменения и в остальных трех.
Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание привлекает социально-одобряемое поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. Это поведение является наиболее социально значимым, ценным, по-человечески привлекательным.
Деятельность по формированию у детей культуры общения по средствам развития эмоционально-личностных особенностей представлена внедрением единой системой воспитательно-образовательного процесса, индивидуальной работой и взаимодействием семьи и ДОУ.
Решение проблемы формирования культуры общения посредствам эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения видится в разработке модульно-блочной системы способствующей формированию необходимых навыков у дошкольников.
1. Блок «Познание себя и других»
Цель: развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям; формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства. Воспитание уверенности в себе.
• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.
• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
• Формирование наиболее адекватной самооценки.
• Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.
• Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, помочь в преодолении имеющихся отклонений в развитии, основываясь в работе на личностно-ориентированную педагогику.
• Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.
• Формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.
• Воспитание навыков культуры поведения.
2. Блок «Я и другие дети»
Цель: развитие эмоциональной сферы; развитие эмпатии — способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.
• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).
• Ознакомление детей с языком эмоций,выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
• Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.
• Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
• Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.
• Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.
3. Блок «Я и культура общения»
Цель: формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, формирование знаний и опыт дошкольников об адекватных социально приемлемых способах взаимоотношений друг с другом.
• Формирование у детей нравственно- этических норм.
• Формированиекоммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
• Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.
• Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами речевого этикета.
• Преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения.
• Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.
• Воспитание нравственных качеств.
Методологической основой предлагаемой системы работы является программа развития и коррекции эмоционального мира дошкольников Пазухиной И. А.
В соответствии с поставленными задачами образовательная деятельность построена в интересной, занимательной для детей форме. Использовались игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М. И. Чистякова, Н. Л. Кряжева, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки.
Обработка необходимых поведенческих навыков осуществлялась через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Для поддержания интереса к деятельности,использовались сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида, детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты и т. п.
Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи — социально одобряемых форм поведения.
Для самовыражения ребёнка на каждой встречи применялись рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивалось либо прослушиванием приятной музыки, либо исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Опыт проведения работы по формирование культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников показал хорошие результаты, что подтвердилось данными мониторинга. Следовательно, использование предложенной системы работы позволило реализовать поставленные цели и достигнуть ожидаемых результатов. Так, дети научились понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, конструктивно выражать собственные эмоции; способны получать необходимую информацию в процессе общения; умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; научились конструктивно общаться со сверстниками и все реже прибегают к конфликтному взаимодействию; сформировалось умение принимать участи в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).
Таким образом, реализация разработанных блоков обеспечивает положительную динамику формирования культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников, а разработанная система является эффективной.
Возможность внедрения данного опыта повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска, как для педагогов-психологов, так и для воспитателей ДОУ.
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
1. Аружанова А. Г. Речь и речевое общение детей // — М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.
2. Бодолев А. А. Личность и общение // — М. : Педагогика, 1983 – 272с.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М. : А. П. О., 1996 – 102 с.
4. Котова Е. В.В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
6. Лисина М. И. Общениедетей со взрослым и сверстником: общее и различное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980 г.
7.План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.
8. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей// — М., 1984 г.
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.
Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.
Источник