Развитие эмоционального состояния педагога

Физическое и эмоциональное состояние педагога — важный фактор в образовании.
статья по психологии по теме

Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение.

Скачать:

Вложение Размер
statya_fizicheskoe_i_emocionalnoe_sostoyanie_pedagoga_-_vazhnyy_faktor_v_obrazovanii..doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

“…Прежде всего, мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры”.

Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейский мудрости”

Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Н а фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей , проблема духовно-нравственного здоровья педагога, как основы его профессиональной культуры, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие.

Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго, а это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.

Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической науке понимают способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.

Как свидетельствуют данные ряда научных исследований, результаты наших собственных наблюдений и опрашиваний учителей, причинами для последних есть недоразумения с учениками, их родителями, коллегами по работе, несправедливое отношение к ним из стороны руководства образовательным учреждением, домашние нелады.

Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.

Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпение, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

Восстановление (реабилитация) здоровья учителя — это управление механизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Учительство как профессиональная группа отмечается очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, что требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. На это есть определенные объективные причины: коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальное незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии. Кроме того, профессия учителя принадлежит к так называемым хелперських (от англ. help — помогать), поскольку связанная с работой в системе » человек-человек», предоставлением поддержки и помощи подопечным. Именно в учителів очень высокий риск психических и соматических реакций на напряженные ситуации в работе. На сегодня в Международной классификации болезни даже выявлены отдельное состояние — «профессиональный стресс». Один из следствий продолжительного профессионального стресса — синдром эмоционального сгорания состояние физического, эмоционального и умственного истощения специалиста.

Стресс — нагрузка или перегрузка информацией или энергией, поступающей в систему или выходящими из неё.

Средства снятия стресса:

1) Разрядка эмоций. Выразить их вслух или письменно, главное, чтобы чувства были облечены в слова.

2) Плач. Если хочется плакать, то надо это сделать. Слёзы приносят облегчение и снижают боль.

3) Тёплый душ. Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снижая напряжение.

4) Физические упражнения.

5) Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость.

6) Дыхательные упражнения.

Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.

Источник

Психологический тренинг для педагогов: «Учимся управлять эмоциями»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
trening_uchimsya_upravlyat_emotsiyami_1.doc 219 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Психологический тренинг для педагогов:

«Учимся управлять эмоциями»

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

1 упражнение « Знакомство»

Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции — это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2. Упражнение « Ассоциации»

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2. злость (ярость, бешенство, негодование)

3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4. удивление (изумление, интерес)

5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6. спокойствие (умиротворение)

— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3. Упражнение «Интонация»

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С интересом (Удивлением)

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

4. Упражнение «Произнесите текст»

Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

2. С максимальной громкостью.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5. Упражнение «Взгляд»

Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз .

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние . Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6. Упражнение «Мимика лица»

Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7. Упражнение «Заколдованный человек»

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Подведение итогов. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада.

Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Результатом занятия с педагогами ДОО стало снятие психологического напряжения, получение эмоциональной поддержки, определение различных недостатков в распределении психической энергии, и как следствие.

Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:создание комфортного психологического климата в группе;проверка уровня развития профессионально значимых свойств.

Цели: профилактика и коррекция тревожности, разрядка эмоционального напряжения, формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, выработка позитивного самоотнош.

Источник

«Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов»
материал

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_samoregulyatsii_emotsionalnogo_sostoyaniya.doc.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

эмоционального состояния педагогов

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности.

Однако в ходе взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагог нередко сталкивается с трудными ситуациями, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу необходима развитая профессиональная саморегуляция (ПС), позволяющая сконцентрироваться на проблеме и выбрать правильный вариант её решения.

Для обучения педагогов навыкам саморегуляции предлагаются различные упражнения, направленные на развитие мимической экспрессивности, концентрацию внимания, создание позитивной установки и т.д.

Упражнения на развитие чувствительности

к невербальным средствам коммуникации.

Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».

В момент действия напряжённых факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:

— Как выглядит моё лицо?

— Не скован(а) ли я?

— Не сжаты ли мои зубы?

Если выявлены признаки напряжённости, необходимо:

1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:

— Мышцы лица расслаблены.

— Брови свободно разведены.

— Расслаблены мышцы челюстей.

— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

— Всё лицо спокойно и расслаблено.

2. Удобно сесть, стать.

3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащённое дыхание.

4. Установить спокойный ритм дыхания.

Упражнение «Вверх по радуге».

Закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи.

Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля).

Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец – напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение «Поза релаксации».

Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы, максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.

Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.

Упражнение «Маска релаксации».

Подаются команды (самоприказы): «Мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены».

Упражнение «Полный физический покой».

Входим в состояние покоя, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук. ; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».

Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «Ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы. ; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».

Представьте, что вы отдыхаете на пляже (в саду. ): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».

Упражнения на концентрацию внимания.

Упражнение «Концентрация на счёте».

Инструкция: медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счёте. Если в какой-то момент мысли будут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счёте, начните считать сначала. Повторяйте счёт в течение нескольких минут.

Упражнение «Поплавок в океане».

Инструкция: сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы маленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы двигаетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, придерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

Составление формул самовнушения.

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их поизносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.

Самовнушение должно быть:

— позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, нельзя внушать себе негативное;

— облечено в простые, чёткие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «НЕ» (формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу…, я могу…, я буду…).

«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!».

«Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю чётко!».

«Я справлюсь с напряжением в любой момент!».

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие беспокойства».

«Внутренне я ощущаю, что всё будет в порядке».

Формула 1. «Уверенность в себе».

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё сумею, всё смогу и ничего не боюсь».

Формула 2 . « Любовь к детям».

«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими воспитанниками».

Формула 3. «На работу».

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».

Формула 4. «Спокойствие, стабильность».

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 5. «Уменьшение напряжения в процессе работы».

«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».

Уважаемые упражнения коллеги!

Надеюсь, что предложенные по развитию навыков саморегуляции помогут в осуществлении Вашей профессиональной деятельности и работе над собой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции.

Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход.

В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, .

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ «Методы и средства саморегуляции эмоциональных состояний у педагогов»Это методическое пособие п.

Практикум для педагогов «Саморегуляция эмоционального состояния» имеет актуальное значение в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания. Цель: актуализация жизненных ресурсо.

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса.

Источник

Оцените статью