Проект «Хоровое пение как средство развития индивидуализации детей старшего дошкольного возраста»
Емец Елена
Проект «Хоровое пение как средство развития индивидуализации детей старшего дошкольного возраста»
Проект разработан для выявления детей с хорошими музыкальными способностями, развития индивидуализации и стимулирования вокальных – хоровых навыков. В процессе обучения хоровому пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Здесь воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива.
Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память.
Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Тип проекта: Творческий
Вид проекта: Долгосрочный
Срок: Сентябрь 2018г – Май 2019г
Возраст детей: 5-7 лет
Автор проекта: Музыкальный руководитель Емец Е. А.
Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.
Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме. Проект способствует развитию индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка, индивидуализации детей через кружковую работу.
1. Выявление детей с хорошими музыкальными способностями.
2. Развитие творческих способностей детей.
3. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности
4. Стимулировать к эмоциональному, выразительному пению.
5. Выработать вокально-хоровые навыки
1. Поют выразительно, в унисон, чисто интонируют.
2. Поют сольно и в коллективе.
3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
4. Участвуют на праздниках ДОУ, конкурсах и концертах города.
Этапы реализации проекта
Задача: Организовать работу вокального кружка «Росиночки»
— диагностика детей по определению вокальных способностей
— подбор вокальных, динамических и дыхательных упражнений, распевок, песенок
— перспективное планирование по кружку «Росиночки»
1.Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием.
2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Срок: октябрь 2018г. – апрель 2019г.
Работа с детьми:
— работа над звукообразованием и динамикой
— работа над интонацией и выразительностью
— работа над расширением диапазона
— слушание и обсуждение детской музыки
— пение
— совместное пение
— беседы по содержанию песен
— подыгрывание на музыкальных инструментах
— просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах
Задача: Представить результаты реализации проекта.
— разработка ОПДО по работе кружка хорового пения.
— презентация проекта на итоговом педсовете
— концерт для родителей, педагогов и детей.
Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников — это мышление при помощи рассуждений.
Использование театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.
Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 1 слайд В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической.
Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Рукавишников.
Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Защита психолого-педагогической технологии «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Презентация «Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» презентация на тему :»Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».Сообщение на тему: «Лэпбук как средство речевого.
Проект «Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста» Проект «Умения воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста» Задачи проекта. 1.
Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Видео Цель проекта:Создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного.
Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.
Источник
Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа
светлана горбунова
Развитие певческих навыков дошкольников. Вокально-хоровая работа
Вокально-хоровая работа для развития певческих навыков дошкольникoв
Вначале занятия напоминаем детям как нужно сидеть во время занятия пением.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Упражнения для формирования правильной певческой установки: «Сидит дед» М. Картушиной; «Ветер», «Медведь».
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно все элементы вокально-хоровой техники, а в дальнейшем они углубляются. Их последовательность выглядит так.
Вокально-хоровые навыки:
Вначале занятия провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к пению. Для этой цели использую дыхательную гимнастику, вокальные распевки.
Данные упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат ребенка к пению, что предотвращает перенапряжение голосовых связок. Таким образом активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание требует усилий. Оно сoстоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые делятся на упражнения без звука, звукoвые упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Но нельзя на занятиях использовать более 2 упражнений на развитие дыхания.
Вот некоторые, наиболее любимые детьми упражнения для развития певческого дыхания:
упражнения без звука: «Дирижер», «Быстро-медленно», «Мороз», упражнения с листком бумаги, «Понюхать цветок» и т. д. ;
звуковые упражнения: «Воздушный шар», «Пузырь», «Котенок и шар», пальчиковая игра «Воздушный шар» и т. д. ;
упражнения под музыку: «Свеча», губная вибрация, комплексы дыхательных упражнений с движениями, «Чайник», «Кастрюля-хитрюля» и т. д.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, детям нужно петь без напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Для этого нужно с раннего возраста учить детей протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» петь протяжно последний слог, в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку».
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (Во поле береза стояла). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренных темпах, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Упражнения для работыправильного звукообразования: «Колокол», «Саксофон», «Игра с мячом», пение с закрытым ртом, Упражнения по методу Д. Огороднова на раскрепощение подбородка, «Сидит филин», чистоговорки.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение. Дикция – четкость произношения текста. Это непременное условие вокального, хорового исполнения. Многие дошкольники имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является регулярное использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, правильности работы всего артикуляционного аппарата. Практика пения таких упражнений усиливает эффективность логопедической работы, т. к. процесс пения, как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.
Цель вокально-артикуляционныхупражнений реализуется в задачах:
1. освобождение артикуляционных мышц от напряженности
2. развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата
3. преодоление дефектов произношения, мешающих не только звучанию певческого голоса, но и речи
4. развитие способности петь связно, при этом четко произнося согласные звуки
5. развитие способности петь интонационно чисто
6. овладение приемами произношения текста для улучшения вокальных качеств голоса.
При работенад дикцией хорошо показал себя прием утрированного показа артикуляции педагогом:
Артикуляционная гимнастика. Основная цель – выработка полноценных определенного положения органов артикуляционного аппарата. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются память, внимание.
Озвученная артикуляционная гимнастика. Упражнения «Ручеек», «Мотоцикл».
Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Упражнения Е. Железновой, М. Картушиной.
Проговаривание и пропевание скороговорок в разном характере, темпе, с использованием звучащих жестов (по К. Орфу). В работенад скороговорками помогают следующие приемы:
Отмечание метрической пульсации хлопками
Чередование хлопков и шлепков по бедрам
Щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе
Проговаривание текста в ускоряющемся темпе
Проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика (нарастание динамики показываем жестом)
Чтение скороговорок по подгруппам, проговаривание каноном
Пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам.
6. Вокальные упражнения на гласные.Методика проведения: дети пропевают только гласные буквы.
7. Пневмопластические упражнения направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.
Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Для чистоты интонирования мелодии использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Хорошо работают упражнения на звукоподражание. Желательно,чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры).Пособия: «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Качели», «Пой со мной».). Также для налаживания чистоты интонации в пении, использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее по своему. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение спокойное и неторопливое, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля. В пении хором приучаю детей слушать себя и других, сливаться с общим пением. Это достигается акцентом внимания на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, окончании пения фраз. Следует стремиться к выразительности пения, выстраиванию ансамбля.
Ансамбль достигается постепенно. Малыши вначале года включаются в пение после вступления педагога, а в конце года начинают песню по окончании вступления.
Заметный результат в формировании навыков ансамбля у детей даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (рнп «Петушок», «Зайчик».).В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио, поочерёдное пение. В такой же последовательности совершенствуем ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь добавляются «Эхо» и «пение про себя». Такая работа имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при пении в унисон.
Выстраиванию ансамбля способствуют приемы. Прежде всего, перед началoм пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак — взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую фразу). Чтобы активизировать внимание применяю метод «Поющие руки», когда дети вместо голоса, поют руками. Более сложный вариант – первая фраза поется голосом, вторая – руками и т. д.
В развитии певческих навыков придаётся большое значение песенной импровизации. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано, начиная с 3-4 лет. В старших группах продолжается работа по закреплению навыков, полученных детьми в младшем возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, помочь детям преодолеть неуверенность, развить воображение, внимание, память.
Дети увлечённо импровизируют и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.
Сказки для развития певческих навыков детей: «Прогулка» (автор — О. Ю. Херувимова).
«Музыкальный десант» (автор — А. Б. Наумова).
«Обезьянки» (Автор неизвестен).
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы, а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
Вывод: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче.
Все вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30» г. Сыктывкар.
Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.
Музыкальное развитие дошкольников. Методические рекомендации по развитию певческих навыков Пение — наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный.
Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников» Содержание. Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2 Глава.
Педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников в ДОУ на музыкальных занятиях Введение. Пение — основной вид музыкальной деятельности. Песня учит и воспитывает человека. Музыкально — педагогическая деятельность в детском.
Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.
Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений. 1 слайд «Развитие певческих умений и навыков с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в регламентированной и нерегламентированной.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.
Эффективные упражнения по формированию и развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. В помощь музыкальным руководителям В данных упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного, напевного звука, точного интонирования,.
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения. Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша.
Источник