Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций»
Галина Спирова
Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций»
Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр психолого-медико-социального сопровождения «ЛОГОС» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан
по развитию эмоциональной сферы у ребенка
младшего школьного возраста с ОВЗ
«Страна эмоций»
Способствование овладению навыкам управления своей эмоциональной сферой: развитие у ребенка способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
2. Закрепить знания ребенка об эмоциональных состояниях (радость, грусть).
3. Учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек.
4. Развивать мышление, умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению чувств и эмоций.
5. Ознакомить ребенка со схематическим изображением эмоции радости, грусти.
6. Анализ и словесное описание проявлений эмоций радости, грусти.
7. Способствовать обогащению эмоциональной сферы и саморегуляции ребёнка.
Стимульный материал и оборудование
-Пиктограммы базовых эмоций «Радость», «Грусть».
— Фото- картинки с изображением радостных и грустных людей, зверей;
— магнитофон и диск с записью спокойной музыки.
Возрастная направленность
Для детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель: создание положительного эмоционального настроя ребенка. Введение в тему занятия.
Психолог. Здравствуй (имя ребенка! Я рада тебя видеть! А какое у тебя сейчас настроение?На что оно похоже: на солнце или на темную тучу? (ответ ребенка)
У нас сегодня очень интересное занятие. Мы будем говорить о двух эмоциях: радости и грусти.
Радость – это положительная эмоция. Её легко узнать. На лице расцветает улыбка. Глаза сияют от веселья, возле глаз появляются маленькие морщинки. Грусть – это когда ни что не радует. Не хочется общаться с друзьями, с игрушками, очень одиноко. Лицо у человека несчастное, глаза грустные и на лице нет улыбки.Радоваться и грустить могут все: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как ты думаешь, животные умеют радоваться?. Может быть, у тебя дома есть домашние животные?. когда ты приходишь, оно тебя встречает? У меня дома есть кот. Когда я прихожу с работы, он выбегает мне на встречу мурлычет и трется об ноги. Я думаю, что так он выражает свою радость. Расскажи про то, как радуются твои домашние животные. (Рассказ ребенка….)
А знаешь ли ты, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить, развеселить.
Цель: включение ребенка в работу.
Психолог. А сейчас мы вспомним героев наших любимых книг.
Какие чувства испытывают герои этих книг?
Отрывки из произведений К.Чуковского:
1. Мне приснился грустный сон,
Только помню, что во сне
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват? (Грусть)
2. Рады, рады, рады
И на них от радости
И на них от радости
То не дождь пошел из облака
То посыпался из облака
3. Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (Радость)
4. Засмеялися кастрюли,
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
И обрадовались блюдца:
И танцуют, и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (Радость)
5.Плачет серый воробей:
— Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (Грусть)
3. И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (Радость)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: а теперь давай встанем и возьмёмся за руки. Сейчас мы выполним упражнение, которое называется «Морщинки». Несколько раз вдохнем и выдохнем. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично… теперь широко улыбнемся друг другу. Наморщи лоб – удивись, нахмурь брови – рассердитесь, наморщи нос – тебе что-то не нравится. И ещё раз улыбнёмся друг другу. Расслабим мышцы лица, лицо спокойное. Поднимем и опустим плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Отлично! У нас здорово получилось!
Упражнение «Назови эмоции»
Цель: определение эмоциональных состояний, которые может переживать человек.
Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением. Настроение – это состояние человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если у человека хорошее настроение – он радуется, улыбается, а если плохое, то он грустит, печалится.
Инструкция: сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Я буду показывать слайды с фотографиями, а ты угадывать эмоции и показывать схему соответствующую их состоянию.
Психолог. Как ты думаешь, какое чувство испытывают этот мальчик и эта девочка?
Ребенок. Они грустят, расстроены.
Психолог. Найди схему, соответствующую их состоянию.
Как ты определила? Что изменилось в чертах лица?
Изменились: рот, глаза, брови.
Психолог. Теперь посмотрите на следующий слайд, и определи эмоциональное состояние мальчика (Радость). Выбери подходящую схему.
(Ребенок выбирает схему)
Упражнение «Угадай эмоции»
Цель: передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.
Инструкция: а теперь, давай поиграем в игру “Угадай эмоции”.
Сейчас я буду зачитывать фразы с соответствующей интонацией, а ты попытаешься угадать какое чувство, эмоцию я передала.
— Какое теплое море! (Радость)
— Я потеряла свою любимую книгу. (Грусть)
— Как прекрасна моя мама! (Радость)
— Какой хороший день! (Радость)
— У меня сегодня получилось все лучше всех! (Радость)
— Отлично! Скажи, только что при помощи чего мы выражали свои эмоции? (При помощи слов, которые произносятся определенной интонацией).
Ты заметила, что я произнесла больше фраз, которые определяют положительное эмоциональное состояние человека — РАДОСТЬ.
Упражнение на релаксацию «Цветочное поле»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: сядь удобно, сейчас мы немножко отдохнем и пофантазируем. Представь, что ты гуляешь по полю. Ты видишь разные красивые цветы, понюхай, как они приятно пахнут. Светит солнышко, тебе хорошо и спокойно. Посмотри вокруг, запомни самые красивые цветы. (Пауза) Теперь пора открывать глазки.
— Какой цветок был самым красивым?
— Какую эмоцию ты сейчас испытываешь?
Цель: развитие творческого воображение, с помощью словесного описания проявления эмоции радости.
Инструкция: давай с тобой вспомним, что нам доставляет радость. От чего нам становится весело? И каждый, из нас сейчас скажет, начиная предложение так… Мне радостно, когда… или мне нравится когда…
Психолог: очень хорошо! Я вижу, что многие вещи тебе доставляют радость. И мне радостно, когда я вижу тебя веселой, радостной с хорошим настроением.
И я, для тебя приготовила вот такую веселую «рожицу». Вокруг нее давай приклеим лепестки с картинками, которые будут нам напоминать о том, что такое радость.
Посмотри, какая красивая, веселая, радостная ромашка у нас получилась. Возьми ее, и она будет напоминать тебе о том, что улучшает тебе настроение.
Молодец! Ты сегодня очень хорошо справилась с моими заданиями.
Цель: завершение занятия с положительным настроем у ребенка.
Инструкция: а сейчас встанем друг против друга, посмотрим в глаза, и подарим солнечную улыбку друг другу и скажем теплые слова!
Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.
Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей «Кто радуется?» Детям раздается.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.
Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе» Введение Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром — загадочным, желанным, и, в то же время очень.
Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста Теоретические основы развития внимания Внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и.
Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
Источник
Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ
Дата публикации: 07.04.2016 2016-04-07
Статья просмотрена: 638 раз
Библиографическое описание:
Тихоненкова, И. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ / И. С. Тихоненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27822/ (дата обращения: 12.10.2021).
К современному этапу развития теории и практики специальной педагогики, общей и специальной психологии относится углубление изучения различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно — практическое значение. В последнее время продолжает уделяться внимание проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей с задержкой психического развития.
Актуальность выбранной темы исследования определяется ее значимостью для адаптации и социализации детей с ОВЗ. Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.
Целью нашего исследования по данной тематике стало изучение своеобразия эмоций детей с ОВЗ, а также разработка путей коррекционной работы по развитию их эмоциональной сферы.
Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Предметом данного исследования является изучение путей развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.
Научной гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что при проведении специально организованной коррекционной работы по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ в развитии их эмоциональной сферы произойдут положительные изменения.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
- В ходе экспериментального исследования выявить особенности эмоций младших школьников с ОВЗ.
- Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.
- Провести анализ полученных результатов исследования.
Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения и развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.
Практическая часть исследования включала констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73 для детей с ОВЗ. Эксперимент проводился с 2 группами детей 10–11 лет: ЭГ и КГ. В каждую группу входило по 10 человек.
Констатирующее исследование проводилось с каждым ребенком в индивидуальной форме. Использовались следующие диагностические задания:
Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен).
Диагностическое задание № 2: методика «Закончи историю».
Диагностическое задание № 3: методика «Сюжетные картинки».
Диагностическое задание № 4: Тест агрессивности (Л. Г. Почебут).
Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен). Сравнение результатов ЭГ и КГ.
В ходе экспериментального исследования особенностей развития эмоций были получены следующие результаты:
при количественном анализе результатов теста тревожности детей из экспериментальной группы (ЭГ) было выявлено, что у 60 % учащихся индекс тревожности (ИТ) более 50 %, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей показали средний уровень тревожности, что составляет 25–30 % ИТ и 20 % учащихся показали низкий уровень тревожности 15–20 % ИТ.
при количественном анализе результатов теста тревожности детей контрольной группы (КГ) было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ равен 50 % и более, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей обладают средним уровнем тревожности и у 10 % детей был выявлен низкий уровень тревожности.
При анализе методики «Закончи историю»детей из ЭГ 6 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 баллу, два ребенка получили 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.
При анализе методики «Закончи историю» детей из КГ 8 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.
Результаты ЭГ при анализе методики «Сюжетные картинки» 5 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации, изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описанию тех или иных картинок дети правильно делали выбор.
При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» КГ 4 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 6 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описании тех или иных картинок дети правильно делали выбор.
Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности
Источник