Развитие эмоционального интеллекта дошкольника план самообразования

План по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
материал (подготовительная группа) на тему

План по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
plan_po_samoobrazovaniyu_razvitie_emotsionalnoy_sfery_doshkolnikov.doc 311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Миронова Юлия Александровна

(стаж педагогической работы)

(курсы повышения квалификации)

(дата начала работы над темой)

(предполагаемая дата окончания работы)

План по самообразованию на 201 4 – 201 5 учебный год

« Развитие эмоциональной сферы дошкольников »

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Р ассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.

— изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;

— выявить особенности эмоционального развития у старших дошкольников;

— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Форма предоставления результатов

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

  1. Изучение научной и учебно-методической литературы :
  • Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  • Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
  • Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  • Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
  • “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М. 1993 г.
  • Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. — М.: Академия, 2003.- 176 с..-
  • Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995 г.

Оформление эмоций на шкафчиках детей.

Подготовка презентации для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».

Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей»

2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Подготовить картотеку игр на формирование знаний об эмоциях.

  1. Привлечь родителей к изготовлению настольно-печатных игр.
  1. Совместное мероприятие родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения.

4. Беседа за круглым столом с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада».

Картотека игр и упражнений:

  • на формирование знаний об эмоциях;
  • на формирование умения выражать эмоции;
  • на саморегуляцию;
  • на формирование социальных приемлемых способов.

Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение».

Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь».

Разучивание с родителями психогимнастических упражнений

Беседа за круглым столом с родителями

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2012-2013 учебный год

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

Показ итогового мероприятия по теме «Эмоции» в подготовительной группе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Азбука эмоций». Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ.

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем.

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие приемы работы помогают формировать положительные эмоции дошкольников, создавать в группе благоприятный психологический климат. Гимнастика мозга (упражнения.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством игры со звуком рекомендую использовать в разновозрастных группах .

Цель: содействовать творческому и эмоциональному развитию личности дошкольника средствами музыкальных двигательных игр-диалогов и сюжетных танцев.Повышение своего профессионального мастерства и компет.

Источник

План по самообразованию
материал на тему

план по самообразованию

«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта» на 2017-2023 годы

Скачать:

Вложение Размер
moe_samoobrazovanie.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 «Рябинушка» комбинированного вида

Елабужского муниципального района

план по самообразов анию

Ахуновой Анны Петровны

«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта»

на 2017-2023 годы

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

способностью сознательно влиять на свои эмоции;

умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Таким образом, актуальность работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Цели, задачи, методы работы

Цель: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психологического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.

Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

Включение в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.

При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми:

научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;

формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;

научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;

заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;

научить дошкольников поддерживать сотрудничество;

обеспечить осознанное участие семьи.

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Цели:
— формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
— повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
— обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

— повышение собственного профессионального уровня

— изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

— овладение достижениями психолого-педагогической науки;

— повышение общекультурного уровня;

— применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса — обобщать и распространять собственный психолого-педагогическ ий опыт

Основные этапы и направления работы по самообразованию.

Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы по теме самообразования.

В течение всего периода

Создание блоков коррекционных занятий для дошкольников, педагогов, родителей

В течение всего периода

Введение в практику коррекционной работы .

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

В течение всего периода

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

В течение всего периода

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. — Дошкольное воспитание №9, 1998. — с.91

2.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. — Речь, 2006. — 32 с.

3. Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех — К.: Знания, 2007. — 343 с.

4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». -М.: Просвещение, 1989.

5 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва — Белгород, 1995.

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

7.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. — К.: Вища шк., 1995. — 432 с.

8.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети — М.: Знание, 1991, №9.

9.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

10 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. — 2004. — № 37. — С.24-

11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «карнавальной культуры » в развитии ребенка дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 — 87.

12.Концепция национального воспитания // Родная школа. — 2003. — №6. — С.36.

13 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1994. — 144 с

14 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.

15 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. — К.: Академвидав, 2006. — 465 с.

16 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. — Выпуск 11. — К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. — С. 242 — 247;

17 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 1999.

Изготовление методического материала

Период изготовления
2017-2023 уч.г

Изготовление стенда в кабинете психолога

Организация просветительской работы

Сентябрь2017 – январь 2018

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность»

Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями

Создание минут релаксации, психологических настроев

Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Для организационных моментов занятий

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Развитие зрительного внимания обучающихся

Создание картотеки игр

Коррекция и развитие психических процессов обучающихся

Источник

Оцените статью