Развитие эмоционально волевой сферы у дошкольников с нарушениями речи

Развитие эмоционально-волевой сферы в ДОУ у детей с ТНР (ОНР)

Кристина Семенцова
Развитие эмоционально-волевой сферы в ДОУ у детей с ТНР (ОНР)

Не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Совместно они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Аномалии в речевом развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей групп компенсирующей направленности для детейс ОНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается:

1. Когнитивные нарушения

2. Обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

3. Непродуктивная поведенческая тактика.

4. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи.Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.

Основными направлениями в деятельности педагога-психолога, работающего с дошкольниками с ОНР, является проведение психолого-педагогического составления и, как вследствие, составление плана по данным обследования, а так же проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими нарушение речевого развития, рационально проводить занятия по развитию эмоционально-волевой сферы.

В основу проведения подобного рода занятий в ДОУ положены труды В. Шиманской «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми», «Где живут эмоции». Занятия с детьми проводятся в малых подгруппах 3-4 человека.

Книги В. Шиманской красочные и завораживающие. Дети с удовольствием знакомятся с новыми героями и с радостью помогают решать накопившиеся задачи. К каждому жителю «Академии монсиков» можно приобрести тетрадь, которая позволит наряду с эмоциональным развитием совершенствовать и когнитивную сферу

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Источник

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
план-конспект занятия по логопедии

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально — выразительных движений.

Эмоции — психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.

Воля — сознательная саморегуляция поведения.

Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Игра «Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход игры

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то, хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход игры

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

Игра «Мост дружбы»

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход игры

Воспитатель показывает детям карандаш и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост двумя пальчиками. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

Игра «Радио»

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход игры

Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Игра «Маленькие затейники»

Цель: развитие у детей произвольности, инициативы, зрительной памяти и координации движений.

Возраст играющих: от 5 лет.

Число играющих: 5-20.

Место для игры: помещение, площадка.

Размещение играющих: дети становятся в круг, один ребенок стоит в центре его.

Описание игры

Дети ходят по кругу со словами:

Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе сделаем. вот так.

После слов “стой нa месте” дети останавливаются, а после слова “так” ребенок, стоящий посредине, делает какое-нибудь движение, например, приседает, топает ногой, изображает что-нибудь и т. д. Bсe повторяют его движение. Затем стоящий в середине ребенок выбирает вместо себя другого, который становится в круг, и игра начинается снова.

Правила игры

  • играющие должны делать те же движения, какие делает стоящий в середине круга;
  • каждый вновь выбранный придумывает новые движения.

Продолжительность игры: игра повторяется 5-6 раз.

Указания педагогу: Сначала затейником должен быть сам педагог, затем выбираются более инициативные дети, постепенно включаются и остальные. Во избежание повторения детьми одних и тех же движений рекомендуется предварительно спрашивать ребенка, что он хочет показать. Ребенок говорит тихо на ухо педагогу, какие движения он хочет проделать. Педагог одобряет придуманное ребенком или предлагает сделать другое. Хорошо вносить комические движения, а также чередовать более интенсивные движения с менее интенсивными, более быстрый темп с медленным и т. п. Можно после 2-3 повторений игры дать детям побегать, а затем сигналом собрать их в круг и продолжить игру.

Игра «Колечко»

Цель: развитие волевой регуляции, умения действовать по сигналу, произвольного внимания, сообразительности.

Возраст играющих: от 5 лет.

Число играющих: 7-10.

Место для игры: площадка, комната.

Размещение играющих: на длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. Водящий стоит в середине круга.

Описание игры

Водящий закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте, играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий останавливается и говорит: “Я иду искать”. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-то из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила игры:

  • кольцо можно передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя;
  • водящий говорит слова: “Я иду искать”, — с закрытыми глазами;
  • играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Продолжительность игры: 7-10 мин

Указания педагогу: водящий может стоять на одном месте и нараспев произносить вот такую считалочку:

Летела кукушечка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: “Ку-ку-мак!”
Раскрывай один кулак!

Игра «Встаньте все те, кто…» ( с 5 лет )

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто .

— любит бегать,- радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

— Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа»

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» ( с 5 лет )

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

— Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра «Ветер дует на. » (с 5 лет)

Со словами «Ветер дует на. » ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет

Ведущего необходимо менять, давая возможность

поспрашивать участников каждому.

Игра «Тень» (с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – M.: Знание, 1987. – 96 c.
  2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; M.: Сфера, 2008. – 256 c.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический Проект, 2002. – 154 c.

Источник

Оцените статью