Развитие эмоционально волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с онр

Развитие эмоционально волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с онр

Автор: Цуприк Наталья Николаевна

Организация: Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Петра Дубрава

Современный этап развития общества предъявляет особые требования к содержанию дошкольного образования. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать решению проблем воспитания социально активной и творческой личности, особенно если речь идет о дошкольниках с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию дошкольников ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

Воспитатели и специалисты детского сада, работающие с детьми с речевыми нарушениями, часто сталкиваются с проблемами в межличностных взаимоотношениях между детьми, конфликтными ситуациями в группе, не понимании детей друг друга.

Из-за проблем в развитии речи дети с ОНР, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым.

Для детей с ОНР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.

Если обратиться к исследованиям причин нарушений речевого развития в детском возрасте (Л.С. Выготский), то в них подчеркивается связь психического развития с воздействием окружающей среды.

Развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но, в общении с окружающими людьми и в процессе раз­личных видов деятельности, прежде всего, игры.Эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формиру­ют взаимоотношения с воспитателем, отно­шения в семье с родителями, отноше­ния с детьми и положение в коллективе.Воспитанники в целом различают эмоции, изображённые графически, но часто не умеют выразить их мимикой, пантомимикой и интонацией. Дети правильно подбирают ситуацию, в которой они испытывали какую-то эмоцию, но затрудняются в словесном обозначении знакомых эмоций.Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности.Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я».

В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арт-терапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия.

Изобразительная и конструктивная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.

Под натиском негативных явлений современной жизни: информационного изобилия, неправильного стиля воспитания в семье, в настоящее время эмоциональная сфера детей подвергается огромным перегрузкам. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Эмоции играют большую роль в жизни дошкольника. Все знают по эмоциям можно определить настроение ребенка.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги.

Эмоциональное развитие – комплексное понятие. Оно включает в себя и развитие эмоционального реагирования и экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики, способности к эмпатии.

Для многих детей время, проведённое в дошкольном учреждении, является самым эмоционально насыщенным и значимым, что реализует их возможности для непосредственного и тёплого общения с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.

Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтомуработа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям.

Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

  • нарушение социальной адаптации,
  • трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми,
  • агрессивность,
  • гиперактивность,
  • заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи,
  • нарушения в развитии личностной сферы,
  • нарушение детско-родительских отношений.

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.

Таким образом, основными задачами коррекционного сопровождения ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.

В дошкольном возрасте в период активного развития эмоциональной сферы ребенка, прежде всего, идет развитие познавательных эмоций: чувства удивления, любопытства, любознательности. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка дошкольного возраста легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него чувства удовольствия и радости.

Отрицательные эмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитные свойства организма ребенка. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такое воздействие. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, чувство вины, дошкольники становятся мягче, увереннее в себе. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ребенок есть. Эмоциями нужно управлять, их проживать и лучше всего это делать с детьми дошкольного возраста.

Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития и зависит от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.
  3. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
  5. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 1995, №4.
  6. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6.
  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2003.
  8. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2002.
  9. Семенака С. И. Уроки добра. М.: Аркти, 2002.
  10. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2001, №6
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Я Ты Мы / Сост. Князева О. Л. М.: Мозаикасинтез, 2005.

Источник

Развитие эмоционально-волевой сферы в ДОУ у детей с ТНР (ОНР)

Кристина Семенцова
Развитие эмоционально-волевой сферы в ДОУ у детей с ТНР (ОНР)

Не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Совместно они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Аномалии в речевом развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей групп компенсирующей направленности для детейс ОНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается:

1. Когнитивные нарушения

2. Обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

3. Непродуктивная поведенческая тактика.

4. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Дети с нарушениями речи нуждаются в психологической помощи.Такая помощь непременно включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др.

Основными направлениями в деятельности педагога-психолога, работающего с дошкольниками с ОНР, является проведение психолого-педагогического составления и, как вследствие, составление плана по данным обследования, а так же проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими нарушение речевого развития, рационально проводить занятия по развитию эмоционально-волевой сферы.

В основу проведения подобного рода занятий в ДОУ положены труды В. Шиманской «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми», «Где живут эмоции». Занятия с детьми проводятся в малых подгруппах 3-4 человека.

Книги В. Шиманской красочные и завораживающие. Дети с удовольствием знакомятся с новыми героями и с радостью помогают решать накопившиеся задачи. К каждому жителю «Академии монсиков» можно приобрести тетрадь, которая позволит наряду с эмоциональным развитием совершенствовать и когнитивную сферу

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Источник

Оцените статью