- Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями. учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.doc | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.
В работах, посвященных психологическим особенностям детей с ЗПР (С. Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева), имеются весьма интересные наблюдения, характеризующие особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР в целом, а также недостатки отдельных свойств данного психического процесса.
Так, авторы указывают на несамостоятельность, недостаток инициативы, безудержность побуждений, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.
Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они:
не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;
не в состоянии управлять волевыми действиями;
не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;
не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;
не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.
Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй — процесс торможения.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.
Коррекционно — воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Самооценка у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения в школе различна:
в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;
в среднем – наиболее адекватная;
в старшем – преимущественно завышенная.
Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.
Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Источник
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
учебно-методический материал
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями. | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей.
Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка и его окружения.
Основу эмоционально-волевой сферы составляют:
Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системы, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется умением выражать свои чувства, адекватной оценкой своих и чужих действий, навыками самоконтроля, усидчивостью и выдержкой. Что в свою очередь влияет на поведение, адаптацию и формирование коммуникативных навыков ребёнка.
Отставание в интеллектуальном и физическом развитии у детей приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы.
Особенности этих нарушений проявляются по- разному.
Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности и агрессии, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся плаксивыми. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.
У многих детей наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком.
Всё это приводит к трудностям адаптации ребёнка и усвоении норм поведения.
Частичному или полному преодолению подобных трудностей может помочь развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
В условиях РЦ и в семье — выработка чёткого режима дня и его соблюдение, обучение социально приемлемым навыкам поведения, закрепление конкретных поручений за ребёнком и поощрение его выполнения, создание ситуации успеха при выполнении посильных заданий, эмоционально-насыщенное общение, терпимое и спокойное отношение со стороны окружающих.
Необходимо обучать навыкам социального взаимодействия с окружающими, умению планировать свои действия и следовать плану: учиться действовать адекватно месту и условиям. Обязательно завершать необходимые или требуемые задания. При необходимости просить помощь.
Развитие эмоционально-волевой сферы- это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры, так как игра является эффективным воспитательным методом и основным видом деятельности для дошкольников. Игра выступает как средство формирования социального интеллекта.
Способствуют развитию эмоционально-волевой сферы проведение музыкальных занятий, уроков рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия, чтение сказок, проведение подвижных игр.
Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности развития.
Источник
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей-инвалидов. Из опыта работы
Одним из проявлений воли является
умение ребенка делать выбор и ждать
Примерно до трех-четырех лет у ребенка не наблюдается волевого поведения. Ребенок спонтанен, импульсивен, не может управлять своим поведением. Постепенно же малыш научается управлять собой. Одним из проявлений воли является умение ребенка делать выбор и ждать.
Когда дети приходят в мой кабинет впервые, их привлекает всё! Они бегают по кабинету и хватают все пособия. На первых порах я им не мешаю, даю возможность всё потрогать и пощупать. Однако оговариваю, что «…пока я тебе разрешу всё это потрогать, но потом придется выбирать, во что мы будем играть».
Если же на занятие приходят дети с сильной задержкой в развитии (УО, дети с РАС), то я беру их руки в свои, и мы начинаем исследовать кабинет вместе. С ребенком, который не видит, мы проходили по всему кабинету занятий пять, пока он не освоился на новом месте.
Некоторые детки вообще не могли остановиться и сесть на стул ни на первом, ни на последующих занятиях. С такими приходилось работать в позе «спина к животу». Я усаживала ребят себе на колени или на стул без спинки перед собой (в зависимости от возраста) и прижимала их спины к своему животу. Тогда дети на какое-то время успокаивались, и мы успевали позаниматься до следующей вспышки активности. Во время нее я давала ребятам побегать по кабинету, а потом снова усаживала их к себе спиной, лицом к столу. Постепенно эти детишки привыкали сидеть за столом.
Формирование воли – это очень долгий и сложный процесс у детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Также как и формирование эмоционального интеллекта.
Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями.
Особенностями развития детей с ОВЗ является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Таким детям свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи. Поэтому в развитии эмоционального интеллекта у таких детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого.
Иными словами в развитии эмоционального интеллекта детей-инвалидов приоритетными задачами являются:
— создание атмосферы эмоциональной безопасности,
— переживание совместных эмоциональных состояний (радость, удивление),
— развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого,
— формирование позитивного образа своего «я»,
— содействие в оптимизации детско-родительских отношений.
О дно из коррекционного-развивающих занятий, посвященных развитию эмоционального интеллекта, я недавно выкладывала на сайте. При разработке таких занятий мне очень помогли книги Т.П. Трясоруковой «Развитие базовых эмоций» и «Развитие эмпатии» (на фото), а также сообщество в социальной сети ВКонтакте «Школа развития эмоций».
На своих занятиях я использую такие методы психокоррекции эмоционально-волевой сферы: игротерапия, сказкотерапия, релаксотерапия, изотерапия, куклотерапия, пескотерапия, гипсотерапия, н ейрографика. Они же развивают и личностную сферу.
Сказкотерапия – с помощью этого метода ребенок может побороть свои страхи, скорректировать поведение.
Р аньше я использовала в работе художественные сказки (традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские). Но в последнее время заинтересовалась психотерапевтическими.
Они помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
Мне здесь помогла книга «Философия для детей в сказках и рассказах» М.А. Андрианова (на фото). В ней в доступном формате представлены сказки о душе, любви и человечности. Сейчас много говорят о развитии эмоционального интеллекта. Ведь современные дети более чувственны и открыты миру, более раскрепощены. Эта книга научит их размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
Игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. У детей-инвалидов игра без соответствующего обучения развивается медленно и бывает однообразной, часто не имеет игрового содержания. Тут родителям и пригодится помощь психолога.
Особенно игровая терапия нужна детям с сильной задержкой в развитии. Начинать с такими ребятами нужно с сенсомоторных игр, а через некоторое время подключать предметные и сюжетно-ролевые. Возможно, у вас уйдет не один год на то, чтобы ребенок освоил хоть какие-то принципы игры. Но оно того стоит!
И зотерапия – это терапия творчеством, в первую очередь рисованием. Мы с детьми на занятиях часто рисуем. И карандашами, и красками, и пластилином, и даже пеной для бритья (на фото).
Ребята в процессе такой деятельности очень успокаиваются, оживляются. Даже если мы изучаем буквы или собираем пазлы (а наши детишки пазлы собирать не очень любят), я предлагаю им раскрасить любимую букву так, как им хочется. Или нарисовать картинку, изображенную на собранном пазле так, как им понравится.
Релаксотерапия – этот метод направлен на снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций.
На флеш-карте я храню много полезных для расслабления мелодий. В основном это классическая инструментальная музыка или спокойные мелодии современных композиторов (например, Евгения Соколовского или Поля де Сенневиль и Оливье Туссена).
Иногда я включаю аудиосказки. Как оказалось, многие детишки в возрасте от 3 лет не знают самые простые из них, например, «Репку» или «Теремок». С помощью аудиосказок дети на слух запоминают сюжет, потом же мы отыгрываем его в кукольном театре.
Куклотерапия – дети-инвалиды отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им становится кукла.
Любимая кукла наших детей – это пупс. Мы его и одеваем, и кормим, и лечим, и укладываем спать. С его же помощью начинаются некоторые наши занятия. Я беру пупса в руки и говорю «Маша пришла ко мне в гости и хочет играть. А Милана (имя того ребенка, кто пришел на занятия, но не хочет заходить в кабинет) хочет поиграть с нами?» Иногда следует ответ «Нет». Тогда я продолжаю «Милана, может, ты просто зайдешь ко мне в гости и посидишь. А мы с Машей поиграем. Если тебе понравится, то ты сможешь к нам присоединиться». И так, ведя диалог с куклой и девочкой, пришедшей на занятия, я добиваюсь того, что ребенок заходит и начинает выполнять упражнения.
П ескотерапия – это, пожалуй, самый любимый метод наших деток. В отделении есть сухой кинестетический песок, многообразие фигурок животных и людей для моделирования различных ситуаций, а также природный материал и макароны для развития воображения при игре с песком.
Некоторые занятия я строю на основе таких сюжетно-ролевых игр, как «Мы на огороде» (на фото), «Мы на прогулке», «Мы идем в гости», «Мы в больнице», «Мы на стройке», «Мы в магазине». Многие дети очень живо включаются в игру, фантазируют, предлагают новые направления в сюжете.
Гипсотерапия (не путать с гип н отерапией) – работа с гипсом. Наверное, это моя авторская разработка. Во всяком случае, в Интернете такой терапии нет. Мы с детьми не просто раскрашиваем гипсовые фигурки, мы их создаем. Ребята сами замешивают гипс, сами пытаются рассчитать пропорции (постепенно добавляют в воду гипс и смотрят, насколько густым становится раствор), сами заливают раствор в гипсовые формочки, сами же и выбирают, в какую из форм они сегодня будут заливать гипс.
Н аши коллективные поделки из гипса занимали первые места на городских выставках (на фото), ребят награждали, хвалили. Всё это очень поспособствовало повышению самооценки, формированию чувства уверенности в себе.
Кстати, по поводу самооценки и уверенности в себе. Нашла одну потрясающую статью в Интернете. Вот что пишет автор: «Очень часто на консультациях люди путают самооценку и уверенность в себе! И хотя связь между самооценкой и уверенностью в себе, безусловно, присутствует, но для меня это точно разные понятия. Аргументирую. Самооценка является одной из составляющих такого качества, как сенситивность. А сенситивность – это индивидуально-типологическая особенность личности, поэтому самооценка носит врожденный характер. Над повышением самооценки можно и нужно работать!»
Если заинтересовало, то продолжение вы можете прочитать в статье автора по ссылке — https://www.b17.ru/article/265632/ .
Нейрографика – это изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону. Его разработал художник и психолог Павел Пискарев в 2014 г. Нейрографика сочетает набор психологических подходов с несколькими техниками графического изображения. На первый взгляд, такая графика выглядит абстрактной, но ее основа не просто эмоциональная — она нейрографическая; рисование нейрографики напрямую связано с изображением реальности.
С этой методикой я познакомилась недавно. И пока могу предложить только одно упражнение – «Выброс». Оно используется для снятия эмоционального напряжения. Это упражнение описывали на одном из вебинаров.
Список использованной литературы
1. Эмоциональный интеллект. Развитие базовых эмоций: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова.– Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
2. Эмоциональный интеллект. Развитие эмпатии: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 32 с.
3. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст/авт.-сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 153 с.
4. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/сост. Т.В. Селищева. – Волгоград: Учитель. – 192 с.
5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012. – 280с.
Источник