Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками как психолого-педагогическая проблема
Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками как психолого-педагогическая проблема
Проблема восприятия является важным звеном формирования личности школьника, позволяет расширить его представления о действительности и духовном мире искусства.
Рассмотрим понятие восприятия, к которому имеется несколько подходов в психолого-педагогической литературе.
Я.Л. Коломинский приходит к выводу, что восприятие является познавательным психологическим процессом, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
А.Г. Маклаков определяет восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В процессе восприятия целостный образа создается при помощи объединения его свойств. Восприятие обеспечивает преобразование информации окружающего мира, формируя образы, взаимодействующие с мышлением, памятью, вниманием и эмоциями.
Восприятие учащихся в процессе обучения в школе, по мнению Р.В. Овчаровой, проходит несколько этапов. Первый включает в себя становление образа предмета в процессе манипуляций с ним. На следующем этапе школьники знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов отличать их на основе этих свойств друг от друга. А в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Р.В. Овчарова приходит к выводу, что развитие восприятия учащихся включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
— формирование и совершенствование представлений о различных свойствах объектов окружающего мира, основных понятий цвета, формы, величины;
— развитие перцептивных действий, при помощи которых формируются представления, необходимые при анализе реальных объектов. Первым свойством является идентификация, включающее обследование основных свойств предмета. Затем происходит сравнивание образца-эталона для определения свойств сравниваемого предмета, свойств близких, но не совпадающих с ним. Наиболее сложным является процесс перцептивного моделирования, который включает в себя соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели».
Восприятие произведений искусства младшими школьниками, по мнению М.В. Гамезо, имеет ряд особенностей и отличается целостностью, активностью и творческим характером.
При этом для того, чтобы процесс восприятия произведений искусства был наиболее продуктивен, необходимо учитывать особые условия и особенности процесса эмоционально-ценностного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему произведением.
М.Р. Львов в своих трудах описывает особенности восприятия произведений искусства младшими школьниками. У младших школьников выделяют два типа отношений в эмоционально-ценностной оценке произведений: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный. Первый выражается в эмоциональной реакции учащегося на образы произведения искусства. Второй при этом опирается на жизненный и искусствоведческий опыт школьника, в котором присутствуют элементы анализа.
Рассмотрим особенности восприятия младших школьников, описанные Л.С. Выготским. Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание художественного произведения, школьник 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.
Учащиеся 3-4 класса уже приобретают навыки анализа произведения, их опыт общения с искусство расширяется. Они могут обобщать свой жизненный опыт и способны самостоятельно обобщить идею произведения искусства, понять композицию, если ранее обсуждались подобные. Воображение учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. Школьник может высказывать свою позицию и понимать позицию автора, также может оценить художественные особенности произведения искусства.
Таким образом, восприятие позволяет человеку собирать информацию об образах окружающей действительности для дальнейшего осмысления в своей деятельности. Восприятие взаимосвязано с остальными психическими процессами и затрагивает различные области деятельности человека. В зависимости от объекта восприятия, различаются его различные виды.
Н.Н. Волков выделяет такой вид восприятия, как художественное, и понимает под ним сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.
Художественное восприятие также можно назвать эмоционально-ценностным, так как учащийся при общении с произведениями искусства опирается чаще всего на чувственные представления и своей жизненный опыт.
Л.С. Выготский подчеркивает, что художественное или эмоционально-ценностное восприятие возможно только при наличии произведения искусства, что отличает его от восприятия с точки зрения психологии. В психологии восприятие позволяет создавать отражение основных свойств предмета в сознании человека. При эмоционально-ценностном восприятии произведений искусства также имеется материальный предмет. И он также, воздействуя на наше зрение и слух, отражается психикой. Но процесс восприятия не заканчивается на этом этапе. Воспринимая картину, мы не стремимся получить сведения о веществе холста и красок, слушая музыку — о физических свойствах звучаний, читая книгу — о качестве бумаги и типографской краски. Психика сосредоточивается на приобретении другой информации — о том, что лежит за пределами воздействующего на нее предмета. При эмоционально-ценностном восприятии важна авторская позиция, авторская модель действительности, воплощенных в ней художественных образов.
Задачей эмоционально-ценностного восприятия является извлечение этих образов из воспринимаемых произведений искусства. Т.В. Калинина подчеркивает, что эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства связано с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает духовно-практическое воздействие искусства.
П.М. Якобсон рассматривает особенности эмоционально-ценностного восприятия. Он отмечает сложную структуру данного вида восприятия. Ее низший уровень составляет прямое отражение музыкально-акустического потока, живописного холста, сцены и другие проявления искусства.
Цель зрителя – не только интеллектуально понять произведение, но и стать участником его воздействия. И все же главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Само же это постижение требует и особых перцептивных актов, направленных на формирование чувственных образов этих элементов. Процессы прямого отражения своеобразных знаков художественного произведения и постижения их значений сливаются воедино, хотя главный результат складывается уже не на непосредственно-отражательном, а на интеллектуальном уровне психики. Можно говорить, поэтому об интеллектуальных слоях художественного восприятия, об их сложных взаимоотношениях с низшими его, перцептивными слоями.
Высокий уровень эмоционально-ценностного восприятия искусства, по мнению П.М. Якобсона, включает в себя активное творческое овладение постигаемым содержанием искусства, его активное воздействие на сознание учащегося.
Итогом эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства выступает понимание воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, то есть его духовное и практическое воздействие.
Из этого вытекает еще одна особенность эмоционально-ценностного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и соответствующие навыки, которые необходимы для полноценного восприятия: каждый его уровень и в этом смысле специфичен.
В процессе обучения и воспитания благодаря наблюдениям эмоционально-ценностное восприятие искусства учащимися младшего школьного возраста превращается в более целенаправленный и управляемый процесс. Учащиеся уверенно узнают знакомые предметы, но также могут называть категории и незнакомых, относя их к конкретной группе вещей, растений, механизмов. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.
Но младшие школьники в своей деятельности восприятия, как пишет И.Ю. Кабыш, могут совершать ошибки в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм у них очень высокая. Хотя учащиеся испытывают трудности в абстрагировании формы от предмета, низком уровне ориентировки школьников в формах. Плоские формы они знают лучше.
Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Учащийся схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов.
Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны.
В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения. Измерительная деятельность на уроках математики, изобразительного искусства, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку расстояния и величины; учащийся учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания, основные пропорции.
Все более легкое выделение пространственных признаков и связей, совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на дальнейшем развитии восприятия сюжетной (в том числе художественной) картины младшими школьниками.
Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. В целом, восприятие произведения искусства, по мнению Л.С. Выгодского включает способности зрителя понимать и оценивать замысел автора, видеть динамику эмоций, воспроизводить сюжет, размышлять над мотивами, обстоятельствами, особенностями сюжета, деталями произведения, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное эмоционально-ценностное восприятие произведения искусства свидетельствует о высоком уровне развития школьника.
О.И Никифорова выделила три уровня эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства младшими школьниками: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.
М.П. Воюшина предложила классификацию уровней восприятия младших школьников:
Самый первый уровень является наиболее низким и простым. Школьники данного уровня не могут воспринимать произведение искусства, их внимание выхватывает только отдельные детали без установки взаимосвязи между ними. При этом школьники ярко могут выражать свои эмоции, но испытывать затруднения при их описании, они не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными элементами произведений искусства. Школьники не задействуют свое воображение, не рассуждают сами, только отвечают на вопросы учителя. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают содержание.
Следующий уровень является констатирующим, который характеризуется яркой эмоциональной реакцией, понимаем смены настроения, но школьникам все еще сложно выражать свои чувства словесно. Они воссоздают художественный образ, перечисляя детали, при этом сложно понимая взаимосвязи между элементами. Верно описать основную идею и художественные приемы художника таким учащимся помогают наводящие вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт и представления. При этом авторская позиция, художественная идея произведения остается неосвоенным.
Следующий уровень, по мнению М.П. Воюшиной, является уровнем «героя», который характеризуется точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, изображенными в произведении. Авторская позиция осознается также при помощи вопросов учителя, при этом у учащихся вызывают интерес изображения с событиями, человеком, передача действий.
Самым высоким уровнем восприятия является уровень «идеи». Учащиеся в данном случае обладают развитым воображением, могут эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму, творческие приемы художника. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа, они видят авторскую мысль, при этом обращая внимание на художественные и технические детали работы.
Психологи В. Штерн и А. Бинэ выявили особенности эмоционально-ценностного восприятия произведений живописи младшими школьниками, которые отражаются в трех уровнях. Первая стадия – перечисления или предметная характерна для дошкольников, вторая стадия – описания или действия, длящаяся до окончания начальной школы, третья стадия – отношений или истолкования характерна для подростков.
Таким образом, в процессе своего умственного развития учащиеся при восприятии живописных произведений переходят от фрагментарного восприятия, то есть узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей (что человек и делает), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей.
Самый высокий уровень, по мнению В. Штерна, позволяет учащимся выносить свои суждения на тему изображения, сюжета картины. Они раскрывают внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картине ситуации. Но успешное развитие учащихся в этом направлении возможно, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.А. Люблинской, зависит не только от возрастных особенностей, но и от знакомого содержания картины, ее структуры, динамичности или статичности сюжета.
Восприятие учащимися картины нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового содержания. Л.С. Выготский экспериментальным путем установил, что стадии восприятия, выявленные В. Штерном, характеризуют не развитие восприятия картин, а соотношение между восприятием и речью на определенных ступенях развития. Большое значение в эмоционально-ценностном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины .
Восприятие художественного произведения, по мнению Д.П. Шульца, – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием эмоционально-ценностного восприятия картины является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.
Таким образом, восприятие позволяет создавать в сознании школьников отражение предметов и явлений окружающего мира. Восприятие произведений искусства называется эмоционально-ценностным восприятием и отличается возможностями переживания сюжета и осмысления авторского замысла. Целостно анализировать живописное произведение в силу возрастных особенностей способен не каждый младший школьник, но он уже может понимать сюжет и давать ему свою оценку.
В восприятии художественных произведений принято выделять четыре уровня развития эмоционально-ценностного восприятия: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи».
Источник