Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Евгения Аносова
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.
1. Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
3. Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Ход мастер класса:
Добрый день! Я рады приветствовать вас на своем мастер-классе «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста«
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте.
Ритмприсутствует во всех аспектах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Работая над развитием ритмического слуха у детей дошкольного возраста я использую игровую технологию по методике Карла Орфа. Принцип работы сoстоит в тoм, что в основe обучeния лeжит «принцип активного музицирования» и «обучения в действии». Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. Как говорил основоположник ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога взгляда на ребенка как на партнера по совместной деятельности ведь это основная форма работы с детьми по ФГОС.
Мы с ребятами играем в ритмические игры, учимся понятиям тихо и громко, как играть ярко и как создавать фон и оставаться в партии аккомпанемента.
Мой мастер-класс будет проходить в необычной обстановке, сегодня я хочу предложить вам посетить коворкинг — центр, где я смогу поделиться с вами ритмическими играми и упражнениями, способствующими развитию у детей чувства ритма.
Прошу пройти Вас за столики, занять места и полностью погрузиться в атмосферу музыки.
Сейчас я предлагаю столику №1 познакомиться с первой игрой:
Координационно-ритмическая игра.
Цель: Развитие координации движений, ритмического слуха и умения действовать согласованно.
Ход игры: Педагоги сидят по кругу, у каждого в правой руке бубен.
Педагоги проговаривают текст вместе и передают бубен по кругу.
Бубен весело звенит: кладем бубен соседу на колени
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон! звеним, хлопаем на слог «дон»
Ребятишек веселит: повторяем движения на каждую строчку
Бубен,спой еще разок:
Твой чудесен голосок:
(Затем в обратную сторону) После этого меняем ритмческий рисунок
Спасибо, а мы переходим к столику №2. На вашем столике мы видим бубенчики они помогут нам выполнить это упражнение
Цель: Развитие устойчивого внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.
Встают в круг. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту с бубенцами в руках.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. — Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. -Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
1) Первый раз педагоги выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
2) На первую часть проговаривают слова через одного, чередуя сильные и слабые доли
3) На первую часть выделяет только сильную долю
Все были очень внимательньны, ну а мы продолжаем отдыхать и общаться в нашем коворкинг — центре. Столик номер №3, встаньте пожалуйста образуя форму ромба.
Упражнение «Веселая четверка»
Цель: формирование чувства ритма и волевых усилий дошкольника.
Ход игры: Педагоги встают образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
Ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Ну, а в завершение нашего прекрасного время препровождения предлагаю всем побаловать себя вкусными «булочками», все встаем в круг.
Речевая игра со звучащими жестами
(Стоя в кругу, хлопаем. 2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть, предложить педагогам придумать булочку с какой начинкой они хотели бы сЪесть)
Раз, два, всем привет!
Побежали все в буфет.
А теперь назад идём,
С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т. д.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры; развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки; учит пространственной ориентировке.
В заключении хочу сказать, что сейчас есть тенденция считать, что нынешнее поколение растет скучным и замкнутым в гаджетах и их ничего вокруг не интересует – это неправда. Просто нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать, показать ему красоту этого мира, а в этом как раз и заключается задача педагога, которую я реализую.
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.
Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса.
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития. Задачи: • повышение эффективности.
«Новогодняя игрушка». Мастер-класс для родителей, педагогов и детей старшего дошкольного возраста Игрушка на ёлку своими руками «Шишка». Пошаговая инструкция с фото. Автор: Буркова Елена Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад №27″Описание:.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.
Мастер-класс для педагогов «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по.
Источник
Мастер-класс по развитию чувства ритма у малышей
ирина соколова
Мастер-класс по развитию чувства ритма у малышей
Развит В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области музыка важно применять и положительно приветствовать практические разработки И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей воспитанников не только в сфере восприятия, но и в организации движения. И если дети от этих музыкально — ритмических двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Ведь известно, что ритм – это один из основных элементов выразительной мелодии. Мелодия же образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т. е. обладают определёнными длительностями.
Ритм обладает большой силой, он подчас настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать лишь по обозначению длительностей звуков (марш, танец — вальс, танец-полька).
Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя детям сразу внушать понятие обязательного труда. Во время занятия с детьми не стоит забывать о том, что они пока не обладают большим умением сочетать музыку, ритм, движение. Занятия должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо негативных высказываний детям, а только с положительной оценкой. С особенным терпением и мягкой, но неуклонной настойчивостью нужно работать над нервными, робкими натурами, стараться побороть их волнение и вселить уверенность в своих силах. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, чтобы интерес воспитанников к познаниям не иссякал.
Предлагаю несколько музыкально- ритмических игр:
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширют,
Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бегут на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Надоело мне стоять, лучше буду танцевать (исполняют простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).
Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим. :
Шлепал мишка по дорожке:
И захлопал он в ладошки:
А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Он по кочкам топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
Мишка весело шагал:
Топ! Топ! Топ! Топ!
А потом он побежал:
Вдруг споткнулся и упал: Бух!
Отряхнулся и сказал: Ух!
Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!
И ворча, заковылял домой.
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик).
Ход игры:
Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот).
Музыкальный руководитель: Испугались ребята такой погоды и побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложняется, дети с помощью взрослого придумывают новые события, которые происходят на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становятся все разнообразнее и сложнее.
Пальчиковая игра «Дятел»
Цель: Учить детей передавать чёткий ритм
Как из леса слышен звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
Это кто ж там силы тратит (пожимаем плечами)
Ну, конечно, это дятел (раскрыть ладони перед собой)
Вот сейчас жучка достанет, (раскрываем и закрываем пальцы перед собой)
И опять стучать он станет, (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
И опять польётся звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (бьём пальчиками по вертикальной ладони)
(диск1, №7,ср. гр., И. Каплунова)
Музыканты, веселей! Барабанов не жалей (хлопки)
1,2,3 и 3,2,1-начинаем перепляс (притопы)
Собирайтесь плясуны, бегемоты и слоны (идут в круг)
Зайцы, ёжики, еноты – все, кому плясать охота (из круга)
Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп.
А потом прыг-скок,
А потом ещё разок.
А потом вприсядку, и снова по порядку.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
«Три фасольки, два боба»
(диск1, №12,ср. гр., И. Каплунова)
Дети стоят парами по кругу
Ора-ора-ора-ра(2 раза)— хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)— удары по коленям
Побежали в огород(2 раза) — идут по кругу
Положили прямо в рот(2 раза)
Ора-ора-ора-ра(2 раза)— хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)— удары по коленям
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
ие чувства ритма у младших дошкольников
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС № 14 г. Байкальска, Шеметовой Марины Владимировны Ядро музыкальности образуют.
Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма. (В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.
Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес» Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление,.
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в подготовительной группе Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма в подготовительной группеЧувство ритма Карточка 1 «Музыкально-дидактическая игра».
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма. Консультация 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным.
Развитие музыкального слуха и чувства ритма у самых маленьких РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ЧУВСТВА РИТМА У САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. 1. Занимаемся логоритмикой — танцы под музыку (например, Железновых). 2.
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.
Источник